Использование приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке математики
статья по математике (5, 6, 7, 8 класс)

Елена Владимировна Комарова

В данной статье рассмотрены приёмы технологии развития критического мышления на уроке математики, направленные на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приёмы ТРКМ на уроках математики187.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

 «Использование приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке математики» (учитель математики, Комарова Е.В.)

Аннотация. В данной статье рассмотрены приёмы технологии развития критического мышления на уроке математики, направленные на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Ключевые слова: технология развития критического мышления, структура урока, приёмы технологии развития критического мышления.

Основное содержание

I. Актуализация ТРКМ в условиях реализации ФГОС

Современное школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.  Одним из современных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Формирование критического мышления –одна из актуальнейших задач современного обучения.

II. Цели, задачи ТРКМ на уроках математики

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Цель ТРКМ на уроке: способствовать развитию критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс; развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

ТРКМ на уроке позволяет решать задачи: образовательной мотивации (повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала); информационной грамотности (развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности); социальной компетентности (формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание). Технология развития критического мышления имеет две особенности:

  • структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию;
  • содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.

Первая фаза –вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. Информация, полученная на стадии вызова: выслушивается; записывается; обсуждается. Работа ведется: индивидуально; в парах; в группах. С этой целью используются разные приемы обучения: «Корзина идей», «Верные и неверные суждения». Вторая фаза – осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией: текстом; фильмом; лекцией; материалом параграфа. Работа ведется: индивидуально; в парах. Для осмысления используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц истинности; «Толстый и тонкий вопросы», «Знаю-Хочу узнать-Узнал» («З-Х-У»). Третья фаза –размышление (рефлексия). Здесь ученик соотносит «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления и формирует свое личное мнение, отношение к новой информации. Приёмы рефлексии: эссе, синквейн, «Ладошка». Эти три фазы могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.  

III. Приёмы ТРКМ на уроке математики

Желание развить в своих учениках способности мыслить, рассуждать, делать логические выводы, привели меня, как учителя, к поиску приёмов развития критического мышления. На уроках математики я применяю такие приёмы ТРКМ как:

  • «Корзина идей» («Корзина решений», «Корзина понятий)
  • Синквейн
  • «Ладошка»
  • «Знаю-Хочу узнать-Узнал» («З-Х-У»)
  • «Тонкий и толстый вопрос»
  • Таблица истинности

Прием «Корзина идей». Этот прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на стадии вызова. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске схематично изображаю корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится в три этапа:

1) Индивидуальная работа (продолжительность 1-2 минуты). Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме.

2) Работа в парах или группах (продолжительность 3 минуты). Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

3) Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, решения, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ученика факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Пример приёма «Корзина идей» по теме «Действия с натуральными числами» (5 класс):

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/12be/0009fdcd-d3fc5261/img7.jpg

 Этот же приём по теме «Цена, количество, стоимость» (4 класс):

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/12be/0009fdcd-d3fc5261/img7.jpg

Приём «Синквейн». Чаще используется на этапе рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ); третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы); четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой); последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример синквейнов: по теме «Алгебраические дроби» (7 класс) и теме «Уравнения» (8 класс):  

Приём «Ладошка». Используется на этапе рефлексии. Учащимся предлагается обвести свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция. На нужной позиции необходимо нарисовать колечко:

  • Большой – мне было не интересно.
  • Указательный – я получила конкретные рекомендации по теме.
  • Средний – мне было трудно включиться в работу.
  • Безымянный - для меня это было важно и интересно.
  • Мизинец –недостаточно раскрыта тема.

Далее необходимо ответить на вопросы: Почему мне было интересно (не интересно) на уроке? Что мне больше всего запомнилось? Что я узнал нового на уроке? Что я хотел бы ещё узнать (Чему бы ещё хотел научиться)?

Приём «Знаю-Хочу узнать-Узнал» («З-Х-У»). Графическая форма отображает три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы - «Хочу узнать» - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии, учащиеся заполняют третью графу таблицы - «Узнал».

Пример по теме «График уравнения у = кх +l» (8 класс)

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал»

Линейное уравнение вида

 ах + bу + с = 0 можно представить в виде у = кх +l, если b≠0

Как зависит расположение графика у = кх + l от l

Как по графику можно определить знак к и величину l

Как по уравнению прямой можно определить положение графика на координатной плоскости

Коэффициент к отвечает за «крутизну» графика функции у = кх + l. Чем больше к, тем круче график

Графиком уравнения

у = кх +l является прямая

Точка пересечения графика с осью Оу (0; l) позволяет найти l. Если l˃0, то график сдвигается вверх вдоль оси Оу, если l˂0 , то график сдвигается вниз вдоль оси Оу.

Расположение графика у = кх +l зависит от знака к.

Если l=0, а к˃0, то график лежит в I и III координатных четвертях.

Если l=0, а к˂0, то график лежит во II и IV координатных четвертях.

По уравнениям графиков можно сделать выводы об их взаимном расположении. Если к равны, то прямые параллельны, если к не равны, то прямые пересекаются.

Приём «Тонкий и толстый вопрос». Используется чаще на этапе контроля знаний. Позволяет формировать умение формулировать вопросы и соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных c пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример «толстых вопросов»: Объясните почему…? Почему вы думаете…? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете…?

Пример «тонких вопросов»: Кто...? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…?  Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Например, по теме «Информационная безопасность» можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос. Тонкий вопрос: «Какие группы информационных преступлений вы знаете?».  Толстый вопрос: «Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?».

Приём «Таблица истинности». При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц из «-» и «+».

Пример по теме «Решение логических задач» (5-7 классы).

Задача. Шесть приятелей: Саша, Петя, Витя, Дима, Миша и Кирилл, встретившись через 10 лет после окончания школы, выяснили, что двое из них живут в Москве, двое — в Санкт-Петербурге, а двое — в Перми. Известно, что:

(1) Витя ездит в гости к родственникам в Москву и Санкт-Петербург.

(2) Петя старше Саши.

(3) Дима и Миша летом были в Перми в командировке.

(4) Кирилл и Саша закончили университет в Санкт-Петербурге и уехали в другие города.

(5) Самый молодой из них живет в Москве.

(6) Кирилл редко приезжает в Москву.

(7) Витя и Дима часто бывают в Санкт-Петербурге по работе.

Определите, кто где живет. Ответ запишите в виде первых букв имен мальчиков, живущих в Москве в алфавитном порядке имен без пробелов.

Решение. Составим таблицу истинности и заполним её:

Саша

Петя

Витя

Дима

Миша

Кирилл

Москва

+

+

Санкт-Петербург

+

+

Пермь

+

+

Вывод: Саша и Дима живут в Москве, Петя и Миша в Санкт-Петербурге, Витя и Кирилл в Перми. Ответ: ДС.

В заключение можно сказать, что ценность приёмов ТРКМ в том, что они дают учащимся и учителю возможность общения, активизируют мыслительную деятельность. Учитель помогает ученику стать мыслящим человеком, подготавливает его к жизни в современном мире, мире неоднозначном и меняющемся.

IV. Список использованной литературы:

  1. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская «Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках». –М.:Просвещение, 2004.
  2. И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек «Критическое мышление: технология развития». — СПб: Альянс-Дельта, 2003.
  3. Критическое мышление. \\Глоссарий. –Единое окно доступа к образовательным ресурсам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технология развития критического мышления на уроках биологии

разработка урока с применением технология развития критического мышления.  Комбинируя  приемы технологии развития критического мышления  учитель может планировать уроки в соответствии с...

Урок – рассуждение по рассказу Ивана Бунина «Роман горбуна» с использованием приёмов технологии развития критического мышления

Для этого урока в 11 классе я взяла произведение Ивана Бунина «Роман горбуна». Это произведение редко рассматривают на уроках, поэтому оно меня заинтересовало гораздо больше, чем те произведения, кото...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...

Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления на этапах современного урока в соответсвтии с требованиями ФГОС

Зачем использовать технологию критического мышления на современном уроке. Личный опыт использования приёмов технологии критического мышления на различных этапах урока технологии....

Презентация "Приёмы технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках химии и во внеурочной деятельности"

Технология развития критического мышления (ТРКМ)-образовательная технология, отвечающая современным требованиям образования, с учётом обновлённых ФГОС. Урок , построенный на принципах развития критиче...