Интегрированный урок "ПУШКИН В ЧИСЛАХ" для обучающихся 6-7классов
учебно-методический материал по математике (6 класс)
Данный материал урока формирует у обучающихся ценностное отношение к математике и литературе через изучение произведений А.С. Пушкина.
Ученики научатся владеть изученной терминологией , различать понятия числа и цифры, формировать навыки взаимодействия в группе, уметьсоставлять алгоритм ответа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 805.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ сош с. Александровка Бахиловский филиал
М.р. Ставропольский, Самарской области
Силантьева О.В.- учитель математики
Технологическая карта урока
Класс 6-7 Предмет Математика. Литература
Тема | Пушкин в числах … Поэт следует своему чувству, между тем, он незримо руководствуется законами математики. Н.И Лобачевский | ||||
Тип | Интегрированный (40-45мин) | ||||
Цель | Формирование у обучающихся ценностного отношения к литературе и математике через творческий анализ произведений А.С. Пушкина. | ||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: 1.Научиться давать анализ стихотворений 2.Выявлять художественные средства и приёмы 3.Владеть изученной терминологией 4. Различать понятия числа и цифры | ||||
Формируемые УУД. Личностные: 1.Формировать навыки взаимодействия в группе 2. Формировать умение вести диалог в паре и группе 3.Формировать устойчивую мотивацию к самосовершенствованию Познавательные: 1.Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста 2.Самостоятельно делать выводы и перерабатывать прочитанное Регулятивные: 1.Уметь планировать алгоритмы ответа 2.Анализировать стихотворный текст 3.Работать самостоятельно Коммуникативные: 1.Формировать навыки выразительного чтения 2.Формировать умение коллективного взаимодействия | Л1 Л2 Л3 П1 П2 Р1 Р2 Р3 К1 К2 | ||||
Основные понятия | Математические: Число, цифра, чётные и нечётные числа, простые и составные числа. Литературные: Стихи, изобразительные средства, анализ. | ||||
Межпредметные связи | Литература, история, математика, русский язык, изобразительное искусство, музыка. | ||||
Оснащение урока | Компьютер, проектор, карточки с цифрами и числами (даты), высказывания, репродукции картин, рабочая папка обучающегося. | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты, УУД | ||
I.ЭТАП Организационный момент (3-4мин) | На доске слова Н.И. Лобачевского. Поэт следует своему чувству, между тем, он незримо руководствуется законами математики. даты жизни А.С.Пушкина: 6.06.1799; 19.10.1811; 1814; 8.01.1815; 9.06.1817; 1820 репродукции картин известных художников: И. Айвазовский «Пушкин на берегу Чёрного моря», Братья Чернецовы «Крылов, Пушкин, Жуковский в Летнем саду», И. Репин « Пушкин на лицейском экзамене», А. Мишагин «Осень в Болдино» Приветствие Учителей. Мы рады приветствовать вас. Сегодняшнее занятие мы проведём вдвоём: учитель литературы (Л) и учитель математики (М) Л.Сформулируйте тему урока, проведя наблюдение за информацией на доске. М. Итак, тема сегодняшнего урока «Пушкин в числах»
| Перед началом урока берёт карточку с цифрами ( чётная или нечётная). Распределяются по командам: «Чёт» и «Нечет» (или работают в паре). Предлагают темы, Формулируют тему, анализируя тональность картин, лексику эпиграфа, записанные даты. | Л2, П2 | ||
II. ЭТАП Стадия «Вызов» (5-6мин) | Л. Ознакомьтесь с материалом папок. М. Эта информация вам поможет ответить на вопросы викторины. Готовят реквизит к викторине. | Работают с информационным материалом рабочей папки самостоятельно и в паре. Задание выполняют под музыку | Л1, Л2, П1. Р3, К2 | ||
III.ЭТАП Стадия «Осмысления» (21-22мин) | М.В свой ранний период поэт был очень суеверным человеком. Придавал числу большое значение, увлекался нумерологией. Назовите отличия числа и цифры? Вопросы викторины. Имейте в виду, что ответом на вопрос будет цифра.
Топот по двору раздался: Входят …богатырей. …румяных усачей».
Л. Ответы на викторину охватили раннее творчество Пушкина. По датам, которые вы видите, восстановите хронологию этого периода. М. Какие числа мы видим в датах Пушкина? | Отвечают на вопросы учителя математики Отвечают на вопросы викторины фронтально 6.06.1799г - родился 19.10.1811г - поступил в Лицей 1814г – первое стихотворение в печати 8.01.1815г – экзамен, на котором присутствовал Державин 9.06. 1817г – окончание Лицея 1820г – Жуковский подарил Пушкину свой портрет Простые, составные, чётные, нечётные. | Л2, П1 Р2 | ||
IV. ЭТАП Стадия «Рефлексия» (8-9мин) | Л. Творческая работа Прочитайте выразительно понравившееся стихотворение. Назовите изобразительные средства М. Практическая работа Составление кроссворда (слова в рабочей папке) Л.Запишите лексическое значение слов кроссворда | Читают выбранные стихи. Находят эпитеты, метафоры, сравнения. Анализируют синтаксис. Составляют кроссворд Объясняют лексическое значение найденных слов. | К1 ,Р2 Л1, К2 П2 | ||
V.ЭТАП Подведение Итогов (3 -4мин) | М. Повторили понятия числа , цифры. Не любимая Пушкиным математика превратилась в магический путеводитель. Л. Творчество Пушкина многогранно. Сегодняшний урок этому доказательство. | Делятся впечатлениями о прослушанных стихотворениях. | Л3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ. РАБОЧАЯ ПАПКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Информация напечатана на отдельных карточках: 1.Стихи
Храни меня, мой талисман Храни меня, мой талисман, Храни меня мой талисман. | Сказка о царе Салтане Ветер весело шумит, | Сказка о попе и его Работнике Балде Живет Балда в поповом доме, Ночи не спит: | К другу стихотворцу Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы, |
2. Информационный материал
Число 4 У Пушкина был еще один талисман – кольцо с изумрудом квадратной формы, который долгое время хранился у В.И. Даля. По его воспоминаниям, кольцо оказывало необыкновенное воздействие. Когда Даль смотрел на перстень, по его телу пробегала искра с ног до головы. Когда поэт носил кольцо, ему очень везло в печатных делах. Ту же удачу оно принесло и В.И.Далю. В год, когда было подарено кольцо, был издан знаменитый Толковый словарь. Также незадолго до рокового поединка Пушкин подарил своему товарищу Данзасу кольцо с бирюзой и произнес: "Возьми и носи его. Это талисман от насильственной смерти". Случайно ли после того, как он отдал свой талисман другому человеку, поэт погиб от руки соперника? Да и сохранить подарок Данзас не смог: перстень исчез! | Число 6 Число шесть было «черной» цифрой в жизни поэта. В ссылку, предсказанную гадалкой, поэт отправится 6 мая, провел шесть лет в изгнании, помолвка с Натальей Гончаровой произошла также 6 мая, женат он был также 6 лет. По свидетельству современников, во время венчания происходили зловещие предзнаменования. Например, с аналоя упали крест и Евангелие, когда Пушкин с невестой шел по кругу, а потом погасла свеча. Пушкин даже побледнел, удрученный происходящим. Московский ученый А.Глазунов выявил странные закономерности рокового сочетания цифр 666 (число антихриста) в жизни А.С.Пушкина. Немецкую вещунью Пушкин посетил, когда ему было 18 (6+6+6). Пророчества были даны в 1818 (6+6+6+6+6+6). В предсмертном бреду он провел 36 часов. | Число 8 Больше всего Пушкин дорожил золотым кольцом витой формы с восьмиугольным сердоликом (камень, приносящий удачу в любви) и вырезанной надписью на древнееврейском. Пушкину перстень был подарен в Одессе в 1823 году графиней Елизаветой Воронцовой. По воспоминаниям друзей, Александр Сергеевич искренне верил в чудодейственную силу этого камня, и даже связывал успехи на литературном поприще с надписью на нем. Умирая, Пушкин подарил перстень В. А. Жуковскому, который снял его с мертвой руки Пушкина. После кончины Жуковского кольцо перешло к Л. Н. Толстому, затем – к Тургеневу, затем оно было передано в Пушкинский музей, оттуда перстень был украден. Остались лишь его отпечатки на воске и сургуче. |
3. Слова для кроссворда
П | О | П | |||||
П | У | Ш | К | А |
М | Е | Ш | О | К |
Б | Е | Л | К | А |
Г | В | И | Д | О | Н |
С | А | Л | Т | А | Н |
4. Даты жизни А.С.Пушкина
6.06.1799г, 19.10.1811г, 1814г, 8.01.1815г, 9.06. 1817г, 1820г
ВИКТОРИНА
- « У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается… Садитесь на своё место и пишите стихи». – говорил учитель
математики Карцев. Какую цифру он имел в виду?
2. В «Вестнике Европы» в 1814г было напечатано стихотворение и подписано Н.к.ш.п.
3. Какие литераторы сыграли в карьере Пушкина большую роль? Один назвал его наследником, а другой-
победителем.
4. Сколько богатырей отправилось на поиски Людмилы (без Руслана)?
- У Пушкина было кольцо(? )формы. О каком талисмане идёт речь?
- В каком месяце родился поэт?
- Сколько лет он провёл в Лицее и ссылке?
- «Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят …богатырей. …румяных усачей».
- «Храни меня, мой талисман». О кольце какой формы говорится?
- В какой дате этих цифр сразу две?
РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН
А. Мишагин «Осень в Болдино»
Братья Чернецовы И. Айвазовский
«Крылов, Пушкин ,Жуковский в Летнем саду» «Пушкин на берегу Чёрного моря»
Н.Ге «Пушкин в Михайловском»
И. Репин « Пушкин на лицейском экзамене»
Дополнительная информация | |
Список учебной и дополнительной литературы | 1.Литература 6кл, 7кл, В.П.Полухина, В.Я.Коровина. Изд. «Высшая школа» 2016г., стр303 2.Математика 6кл, В,Я.Чесноков, Шварцбург, Изд. «Просвещение» 2016г, стр540 3.Занимательная литература, О.Н. Харитонова Изд. «Айрис Пресс Рольф» 2012г стр213 4Литературные викторины Л.Л.Бельская Изд «Просвещение» 2013г стр298 5.Занимательная математика Перельман Изд «Прсвещение» 1980г стр108 |
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы | http://ilibrary.ru/text/453/p.1/index.html https://ru.wikipedia.org/wiki/ http://fb.ru/article/269983/integrirovannyiy-urok |
Дополнительная необходимая информация | Фотографии своих работ любезно предоставил самарский художник Мишагин Андрей Викторвич, член союза художников России. Данные работы участвовали в международном конкурсе «Пушкин-21век» и выставлялись в Художественном Музее им А.С.Пушкина г.Москва |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного с воспитателем занятия для обучающихся 5 класса по социально-бытовой ориентировке «Сервировка чайного стола»
Основная цель совместной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразным...

Интегрированный урок-исследование «Числа в сказках Пушкина». (5 класс).
Интеграция - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и математика и лит...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ Для обучающихся 3 класса (опытно-экспериментальная деятельность с детьми )
знакомство с понятием "Воздух" через опыт, изготовление детьми поделки "Ветерок"...

Интегрированный урок по алгебре и географии для 7класса . Учитель математики Канунникова . Учитель географии Шутько И.Н
Урок путешествие предлагает учащимся решить многочлены, а затем используя полученные значения, определить координаты городов на карте мира и отметить их на своих контурных картах. Попутно " юные геогр...

«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...

Интегрированный урок-игра "Число. Имя числительное". (математика и русский язык) 6 класс
Интегрированный урок: Число. Имя числительное. (по математике и русскому языку)...

Конспект интегрированного коррекционно-логопедического занятия с обучающимися с ТНР "Путешествие в страну Жужжандию"
Конспект группового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ТНР...