Внеклассное мероприятие " Математика в быту"
учебно-методический материал по математике (5, 6 класс)

Осипова Алла Юрьевна

Представлен доклад и презентация к занятию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie.docx15.7 КБ
Файл pr.matem_v_bytu.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие в 6 классе «Математика в быту и повседневной жизни»

(коллективная проектная работа)

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлетать,

Надо прежде всего Математику знать!

СЛАЙД 1. Мы  провели исследование по теме "Математика в быту и повседневной жизни" и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников. Очень часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, особенно решать задачи на проценты, а ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями.

СЛАЙД 2  Мы предположили, что если научиться решать задачи с математическим содержанием в быту и повседневной жизни, то это поможет:

  • не сделать ошибок на экзаменах,
  • разбираться в товарно-денежных отношениях,
  • быть практичнее.

СЛАЙД 3 Далее спланировали свою дальнейшую работу так, чтобы найти ответы на вопросы:

  • Как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту и повседневной жизни?
  • Есть ли данная информация в периодической печати?
  • Решают ли такие задачи старшеклассники?
  • Отобрать нужные задачи из брошюр ГИА и ЕГЭ.
  • Издать брошюру с задачами в быту и повседневной жизни

Подготовить презентацию о проделанной работе

СЛАЙД 4. Чтобы ответить на эти вопросы, мы::

-  Изучили теорию вопроса.

-  Встретились с людьми разных профессий (беседовали с родителями, с медицинским работником  и школьным поваром)

- Обработали результаты, полученные в ходе опроса

- Просмотрели газеты и журналы, чтобы найти  ответ на вопрос «Есть ли подобная информация в периодической печати?»

        Мы распределили задания следующим образом:

первая группа обратилась к старшеклассникам с просьбой помочь решить задачу и искала информацию о возникновении процентов; вторая группа – составляла справочный материал по основным типам задач.

В процессе выполнения данного этапа мы собирали тексты задач с практическим содержанием, а затем оформляли и печатали брошюру. Активно оформили материал презентации, я сделал анимацию слайдов.

СЛАЙД 5. Представим работу первой группы. Я изучил историю происхождения процентов и вот, что выяснилось. По одной из легенд процент появился в результате опечатки: наборщик переставил цифры в числе 100, написав 010. Затем первый ноль чуть-чуть приподнялся, второй – опустили, единицу чуть–чуть упростили – вот и получился этот знак %.

Впервые проценты  были известны индусам в 5 веке.

В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже. Их ввел  Бельгийский ученый Симон Стевин. Он же в 1584 году впервые опубликовал таблицу процентов.

Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что, например, в выборах приняли участие 52,5 % избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75 %, промышленное производство сократилось на 11,3 %, уровень инфляции составляет 8 % в год, банк начисляет 12 % годовых, молоко содержит 3,2 % жира, материал содержит 60 % хлопка и 40 % синтетики и т. д.

Слово «процент» происходит от латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми.

СЛАЙД 6. Мне удалось выяснить у родителей, как у представителей различных профессий,  приходится ли им решать задачи на проценты? Как часто они сталкиваются с процентами?

На вопрос «Приходится ли вам решать задачи на проценты?» все отвечали: «Да, приходится». Бухгалтер сказала ещё, что все, кто работает, имеет дело с процентами, потому, что с начисленной зарплаты идут отчисления процентов, например, в фонд соцстрахования, пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования и др. А так же, оказалось, что многие родители брали кредиты в банке под проценты, чтобы купить мебель, холодильник, стиральную машину.

СЛАЙД 7.  Я приведу пример двух задач, предложенных родителями:

Задача 1. Папа купил американский автомобиль, на спидометре которого скорость измеряется в милях в час. Какова скорость автомобиля в км/ч, если спидометр показывает 50 миль в час?

Решение:  зная, что 1 американская миля 1км 609 м, увеличим ее в 50 раз, получим  ≈80(км/ч) Задача 2. Счетчик электроэнергии 25 марта показывал 32 544 киловатт-час, а 25 апреля 32726 киловатт- часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за март?

Решение: 1 киловатт-час в Пурпе стоит 1 рубль 29 коп., поэтому, сначала найдем сколько киловатт-час нагорело в апреле, вычитая показания счетчика мартовские из апрельских. Будет 182 киловатт-часа, а затем умножим цену за 1 киловатт-час на 182, будет 234 рубля 78 копеек.

СЛАЙД 8. Мне предстояло сходить в библиотеку и посмотреть газеты и журналы с целью найти задачи с математическим содержанием там. Оказывается, в каждом номере газеты или журнала они встречаются либо в рекламе, либо в вопросах бизнеса.

СЛАЙД 9. Интересно узнать, что означают рекламы из газет? А вот что: в первой рекламе про Эльдорадо - Если товар стоит 3 тыс. рублей, то так как скидка 50% (это половина стоимости товара), его можно купить со скидкой за 1,5 тыс руб.,

Во второй рекламе «Про слуховые аппараты».  Слуховые аппараты стоят 1 500 руб. Скидка 10% только  пенсионерам. Поэтому пенсионеры могут  купить слуховые аппараты  на 150 рублей дешевле, за 1350 рублей.

СЛАЙД 10. В беседах с заведующей столовой Любовью Николаевной и медсестрой Венерой Инсуровной я выяснила, что с задачами такого содержания  встречаются очень часто. На основе их данных я составила задачи:

Примеры задач приведены на слайде.

1)В 50 литрах компота 5 кг сухофруктов и 3 кг 750 г сахара. Сколько % сухофруктов и сколько % сахара в компоте?

Решение: разделим количество каждого продукта на общее количество компота и выразим в процентах. Получим 10% сухофруктов и 7,5 % сахара

2)Прививку от гриппа в этом году поставили 80% обучающихся в нашей школе. Сколько школьников поставили прививки против гриппа, если в школе 265 обучающихся?

Решение: 80% от 265 составляют 212школьников

СЛАЙД 11. Спросили и у старшеклассников, приходится ли им встречаться с процентами, и были удивлены тем, что они решают задачи на ГИА и ЕГЭ. Обратились  к ним с просьбой решить задачу с практическим применением в быту и повседневной жизни, попробовали решить и сами первые попавшиеся в сборнике задачи и вот что выяснили. Почти 63% учащихся нашего класса решают такие задачи, а среди старшеклассников верно  решают такие задачи 75%. По статистике 10% выпускников допускают ошибки при решении первой задачи на ЕГЭ. Поэтому нам необходимо научиться решать такие задачи, что мы постараемся и сделать.

СЛАЙД 12. Изучив сборники для подготовки к ЕГЭ, задачи с прикладным применением в быту и повседневной жизни встречаются в двух заданиях  В1 и В5. Остановимся на задачах В1. Это задачи на вычисление и округление, задачи на деление с остатком, задачи на проценты, задачи на проценты и деление с остатком.

СЛАЙД 13,14. Следующие слайды показывают примеры таких задач.

  1. Летом килограмм клубники стоит 60 рублей. Мама купила 3кг 200г клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 1000 рублей?

Решение:1000-60*3,2=808(руб.)

  1. В школе есть трехместные туристические палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять в поход, в котором участвуют 20 человек?

Решение:20:3≈7(палаток)

  1. Налог на доходы составляет 13% от заработной плоты. Заработная плата Петра Ивановича равна 14 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?

Решение: 14000-14000*0,13=12180(р.) 

  1. Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?

Решение:(3500-2800):3500*100=20(%) 

  1. Клиент взял в банке кредит на сумму 30 000 рублей с годовой процентной ставкой 14%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

Решение: 30000*0,14=4200(р.)-14%

30000+4200=34200(р.) – банку за год

34200:12=2850(р.) ежемесячно

СЛАЙД 15. Вторая группа тем временем отбирала тексты задач В1, набирала их на компьютере, форматировала тексты, подбирала справочный материал и примеры решения некоторых задач. Все материалы были оформлены в брошюру, которую назвали «Математика в быту и повседневной жизни».

СЛАЙД 16. Данную брошюру мы сделали для себя. Нам было интересно, во сколько она нам обошлась. И я сделал расчеты ее себестоимости. Их представляет этот слайд. Пачка бумаги из 500 листов стоит 225 рублей, в брошюре 6 листов, поэтому они стоят 2 рубля 70 копеек. Картридж для принтера стоит 500 рублей, в среднем можно распечатать 500 листов бумаги. Мы израсходовали 10 листов. поэтому на краску ушло 10 рублей. В среднем израсходовали 10 киловатт-час электроэнергии, на что ушло 12 рубле 90 копеек. Поэтому брошюра нам обошлась в 25 рублей 60 копеек, это экономнее, чем купить в магазине.

СЛАЙД 17. Над проектом и созданием брошюры мы трудились 2 недели.

В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни,  из сборников ЕГЭ и располагать их по темам, распределять работу между собой, оформлять брошюру, выполнять экономические расчеты.

  •         Задачи математического содержания встречаются:
  • на работе у взрослых;
  • в школе;
  • на рекламных щитах;
  • на экранах телевизора;
  • в периодической печати;
  • Чаще встречаются задачи на проценты:
  • при оформлении кредитов;
  • при вкладах сбережений в банк.
  • Людям необходимо уметь решать математические задачи (в том числе и нам)!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий. Маркушевич А.И. Математика в быту и повседневной жизни

Слайд 2

Гипотеза: Мы предположили, что если научиться решать задачи с математическим содержанием, встречающимися в быту и повседневной жизни, то это поможет: не сделать ошибок на экзаменах, разбираться в товарно-денежных отношениях,

Слайд 3

План исследования. Ответить на вопросы: - Как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту и повседневной жизни? - Есть ли данная информация в периодической печати? - Решают ли такие задачи старшеклассники? - Отобрать нужные задачи из брошюр ГИА и ЕГЭ. - Издать брошюру с задачами в быту и повседневной жизни. Подготовить презентацию о проделанной работе.

Слайд 4

Чтобы ответить на эти вопросы, мы: - Изучили теорию вопроса. Встретились с людьми разных профессий (беседовали с родителями, с медицинским работником и школьным поваром) Обработали результаты, полученные в ходе опроса. - Просмотрели газеты и журналы, чтобы найти ответ на вопрос «Есть ли подобная информация в периодической печати?»

Слайд 5

Как появился процент? Интересно его происхождение. Процент появился в результате опечатки: наборщик переставил цифры в числе 100. Вот так – 010. первый ноль чуть-чуть приподнялся, второй – опустили, единицу чуть–чуть упростили – вот и получился этот знак %. Это одна из легенд, есть и др. Проценты были известны индусам в 5 веке. В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже. Их ввел Бельгийский ученый Симон Стевин.Он же в 1584 году впервые опубликовал таблицу процентов. 1% - это сотая доля.

Слайд 6

Кассир- контролер Бухгалтер Продавец Решают ли задачи на проценты наши родители в своей работе ? Пенсионер Мед . работник Директор школы

Слайд 7

Папины задачи Папа купил американский автомобиль, на спидометре которого скорость измеряется в милях в час. Какова скорость автомобиля в км/ч, если спидометр показывает 50 миль в час? Решение: 1 амер. миля 1,609 км 1,609*50=80,45≈80(км/ч) Счетчик электроэнергии 25 марта показывал 32 544 киловатт-час, а 25 апреля 32726 киловатт- часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за март? Решение: 1 киловатт-час стоит 1 рубль 29 коп. 32726-32544=182 (кв.ч) 1,29*182=234,78 (руб.)

Слайд 8

Что есть в периодической печати?

Слайд 9

Что означают рекламы из газет? Если товар стоит 3 тыс. рублей, то со скидкой его можно купить За 1,5 тыс руб., так как скидка 50% Это половина стоимости товара. Слуховые аппараты стоят 1 500 руб. Скидка 10% только пенсионерам. Пенсионеры могут купить слуховые аппараты за 1350 рублей, т.к. 1500-1500*0,1=1350(р.)

Слайд 10

Задачи зав.столовой и мед.сестры. Для приготовления 50 кг(литров) компота из сухофруктов , берут 5 кг сухофруктов и 3 кг 750 г сахара. Сколько % сухофруктов и сколько % сахара в компоте? Решение: 5:50*100=10(%) сухофруктов 3,75:50*100=7,5(%) сахар В школе в ноябре 2010 г проходила добровольная вакцинация учащихся против гриппа. Известно, что вакцину поставили 80% учащихся обучающихся в школе. Сколько школьников добровольно поставили вакцину против гриппа, если в школе 265 обучающихся? Решение: 265*0,8=212(школьников)

Слайд 11

Статистика решения задач старшеклассниками Класс Участвовали в опросе Верно решили % верных решений 6б 16 10 62,5 9 21 15 ≈ 71 10 9 6 ≈ 67 11 8 7 87,5

Слайд 12

Задачи на ГИА и ЕГЭ. Задачи на вычисление и округление, задачи на деление с остатком, задачи на проценты, задачи на проценты и деление с остатком.

Слайд 13

Летом килограмм клубники стоит 60 рублей. Мама купила 3кг 200г клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 1000 рублей? Решение :1000-60*3,2=808(руб.) В школе есть трехместные туристические палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять в поход, в котором участвуют 20 человек? Решение:20:3≈7(палаток) Налог на доходы составляет 13% от заработной плоты. Заработная плата Петра Ивановича равна 14 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы? Решение:

Слайд 14

Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена? Решение: (3500-2800):3500*100=20(%) Клиент взял в банке кредит на сумму 30 000 рублей с годовой процентной ставкой 14%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно? Решение : 30000*0,14=4200(р.)-14% 30000+4200=34200(р.) – банку за год

Слайд 15

Брошюра с задачами. муниципальное общеобразовательное учреждение «Пурпейская средняя общеобразовательная школа № 3» СБОРНИК ЗАДАЧ МАТЕМАТИКА В БЫТУ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ п. Пурпе 2011

Слайд 16

Экономическое обоснование брошюры. 1) 225:500*6=2,7 (р.) –бумага 2) 500:500*10=10 (р.) – краска для принтера 3) 1,29*10=12,9 (р.) – электроэнергия 4) 2,7 +10+12,9= 25,6 (р.) – сборник

Слайд 17

Наши выводы: Задачи математического содержания встречаются: на работе у взрослых; в школе; на рекламных щитах; на экранах телевизора; в периодической печати; Чаще встречаются задачи на проценты: при оформлении кредитов ; при вкладах сбережений в банк. Людям необходимо уметь решать математические задачи (в том числе и нам) !

Слайд 18

ВСЕМ СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ХИМИЯ В БЫТУ»

Данное мероприятие ставит перед собой цель привить у учащихся любовь к предмету химия и показать значимость навыков и умений, которые приобретаются при его изучении для повседневной жизни и безопастно...

Внеклассное мероприятие "Если хочешь быть здоров".

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-4 классов школы 8 вида....

Внеклассное мероприятие «История русского быта:в гостях у крестьянина» (Традиции и обычаи крестьянского хозяйства)

Внеклассное мероприятие «История русского быта:в гостях у крестьянина» (Традиции и обычаи крестьянского хозяйства)...

Внеклассное мероприятие "Что значит быть терпимым?"

Тема: Что значит быть терпимым?Цели: 1. определить уровень толерантности детей;2. помочь прочувствовать необходимость быть терпимым к другим;3. формировать первичные представления о толерантности...

Внеклассное мероприятие "Если хочешь быть здоров"

quot;Если хочешь быть здоров" - викторина, посвященная Дню здоровья. Внеклассное мероприятие в ГПД...

Открытое внеклассное мероприятие «Если хочешь быть здоровым – постарайся». (День здоровья).

Цель: дать понятие совокупности гигиенических правил поведения человека, способствующих сохранению и укреплению здоровья.  Задачи: Учить выполнять навыки самообслуживания с желанием, добросо...