Способы задания функций
картотека по математике

Анашкина Зинаида Васильевна

Маршрутный лист

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrutnye_listy.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрут № 1.

Тема занятия:  «Способы задания функции»

Цели занятия:   

  • Углубление знаний о способах её задания;
  •  Совершенствование понятия, понимания и применения функции в повседневной жизни;

Задачи  занятия: 

  • Познакомиться с историей понятия «Функция».
  • Выделить способы задания функции.
  • Исследовать применение одного из способов задания функции в математике и  в повседневной жизни. 

Историческая справка.

  • Древний Вавилон – таблицы квадратов и кубов чисел.
  • Арабские учёные – тригонометрические таблицы.
  • XIV- начали устанавливать взаимосвязь с графиками.
  •  Николай Оресм - попытка классификации графиков.
  •   XVI-XVII – революция во многих науках.
  • Рене Декарт [1596–1650]– первое применение букв, идея метода

      координат

  •  Пьер Ферма [1601-1665] – соответствие между линиями и уравнениями.
  • Функция – основное понятие математического анализа.
  • Готфрид Лейбниц [1646-1716] – ввёл термин функции в математику [употреблял его в очень узком смысле].

И.Бернулли – дал определение функции, свободное от геометрич. языка: Функцией переменной величины называется количество.

  • образованное каким угодно способом преобразования этой величины и постоянных.
  • Исаак Ньютон [1643-1727] – впервые применил термин “ордината”
  • Леонард Эйлер [1707-1783] – ввел в своём учебнике понятие функции.
  • Ж.Б.Фурье [1768-1830], Н.И.Лобачевский [1792-1856],Дирихле [1805-1859] и другие учёные, и общепризнанное понятие: переменная величина “Y” называется функцией переменной величины “X” если каждому значению величины “X” соответствует единственное определенное значение величины “Y”.
  • Георг Кантор – задание теории множеств

Задания к маршруту:

  1. Составить историческую справку (домашнее задание).
  2. Составить план справки.
  3.  Представить проект презентации.
  4.  Ваше домашнее задание. Создать презентацию проекта в электронном виде.

Маршрут № 2.

Тема занятия:  «Способы задания функции»

Цели занятия:   

  • Углубление знаний о способах её задания;
  •  Совершенствование понятия, понимания и применения функции в повседневной жизни;

Задачи  занятия: 

  • Познакомиться с историей понятия «Функция».
  • Выделить способы задания функции.
  • Исследовать применение одного из способов задания функции в математике и  в повседневной жизни. 

Словесный способ задания функции.

  • Найдите площадь квадрата со стороной 5 см.
  • Найдите объем куба с ребром 10 дм.
  • Записать в виде степени:
  1. Квадрат числа m
  2. Куб числа n, куб суммы чисел a и b
  3. Записать в виде степени с основанием два: 16; 128; 1024; 256.
  • Одна сторона треугольника равна 5 м, а другая 8м. Найдите третью сторону, если периметр треугольника больше на 17?
  • Площадь прямоугольника равна S. Найти площади треугольников, разделенных диагональю.
  • Два поезда прошли с одинаковой скоростью. Один 837 км, другой 248 км, причем первый был в пути на 19ч больше второго. Сколько часов был в пути каждый поезд?

Задание к маршруту:

  1. Сформулировать суть словесного способа задания функции.
  2. Привести примеры применения словесного способа задания функции.
  3. Представить результаты работы по заданному алгоритму:
  • Объяснить, когда применяется данный способ наиболее эффективно, оптимально, и привести примеры.
  • Предложить учащимся несколько способов задания функции, чтобы они выбрали те, которые соответствуют данному способу.
  1. Ваше домашнее задание. Оформить слайд для мультимедийной презентации проекта по теме: «Функция»

                                                                                         Маршрут № 3.

Тема занятия:  «Способы задания функции»

Цели занятия:   

  • Углубление знаний о способах её задания;
  •  Совершенствование понятия, понимания и применения функции в повседневной жизни;

Задачи  занятия: 

  • Познакомиться с историей понятия «Функция».
  • Выделить способы задания функции.
  • Исследовать применение одного из способов задания функции в математике и  в повседневной жизни. 

Аналитический способ задания функции.

  • Аналитический способ.
  • Рассматривая числовые функции наиболее распространён аналитический способ задания  функции, т.е. в виде математических формул, например Vкуба =a3 ,Sкв=a2 - эти формулы заменяют словесный способ задания функции, т.к.он более наглядный.
  • Например: 1)Автомобиль равномерно движется по прямолинейному шоссе со скоростью 60км/ч. Записать пройденный путь автомобиля за t час.
  • Мы можем узнать пройденный путь по формуле S=v*t

       t-независимая переменная, а S-является зависимой переменной или функцией – является расстояние.

  • 2)Тело падает с высоты 490м  под действием силы тяжести без начальной скорости. На какой высоте окажется тело через t с.

      h=490-4.9t2

  • Здесь функцией является высота, а независимой переменной время, то есть t.
  • Данная функция задана в виде формулы y=t(x), где переменная x-элемент множества значений аргумента, а переменная y-соответствующее значение функции.
  • Большинство функций, заданных формулами, пришло из решения конкретных задач. Например: Sкв = a2 ,  Vкуба = a3,  y=x2,  y=hx+b,  Sпр =a ∙ b
  • 3) В листе жести прямоугольной формы (длина сторон а= 600 мм, в=400мм) нужно вырезать прямоугольное отверстие, площадь которого  S=800 см2, а края должны быть на одинаковом расстоянии от краев листа. Вычислите это расстояние.

Задание к маршруту:

  1. Сформулировать суть аналитического способа задания функции.
  2. Привести примеры применения аналитического способа задания функции.
  3. Представить результаты работы по заданному алгоритму:
  • Объяснить, когда применяется данный способ наиболее эффективно, оптимально, и привести примеры.
  • Предложить учащимся несколько способов задания функции, чтобы они выбрали те, которые соответствуют данному способу.
  1. Ваше домашнее задание. Оформить слайд для мультимедийной презентации проекта по теме: «Функция».

Маршрут № 4.

Тема занятия:  «Способы задания функции»

Цели занятия:   

  • Углубление знаний о способах её задания;
  •  Совершенствование понятия, понимания и применения функции в повседневной жизни;

Задачи  занятия: 

  • Познакомиться с историей понятия «Функция».
  • Выделить способы задания функции.
  • Исследовать применение одного из способов задания функции в математике и  в повседневной жизни.

Табличный способ задания функции.

  • Табличное задание функции: - частный случай задания функции с помощью пар;
  • Таблица – это особая форма записи пар, первые компоненты которых записаны в одном столбце, вторые – в другом.
  • В реальных ситуациях весьма часто функциональная зависимость определяется наблюдением. Например, движение планет люди с древних времён фиксировали через промежутки времени; наблюдения за температурой через каждый час или через каждый день;  если наводнение, то через каждый час определяется  уровень воды в водоёме; мы ежедневно следим за курсом какой-либо валюты и т.д.
  • Примеры:

Таблица изменения температур

Таблица квадратов.

Задание к маршруту:

1. Сформулировать суть табличного способа задания функции.

2. Привести примеры применения табличного способа задания функции.

3. Представить результаты работы по заданному алгоритму:

  • Объяснить, когда применяется данный способ наиболее эффективно, оптимально, и привести примеры.
  • Предложить учащимся несколько способов задания функции, чтобы они выбрали те, которые соответствуют данному способу.

4.  Ваше домашнее задание. Оформить слайд для мультимедийной презентации проекта по теме: «Функция»

Маршрут № 5.

Тема занятия:  «Способы задания функции»

Цели занятия:   

  • Углубление знаний о способах её задания;
  •  Совершенствование понятия, понимания и применения функции в повседневной жизни;

Задачи  занятия: 

  • Познакомиться с историей понятия «Функция».
  • Выделить способы задания функции.
  • Исследовать применение одного из способов задания функции в математике и  в повседневной жизни. 

Графический способ задания функции.

  • Графический способ задания функции предполагает представление в координатной плоскости множества точек. При этом абсцисса точки является аргументом, а ордината точки является значением функции.
  • Изучение поведения функций и построения их графиков является важным разделом школьного курса.
  • Иногда график является единственно возможным способом задания функции (приведите примеры). Он широко используется в технике, лежит в основе многой самопишущей техники.
  • Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решить сложные задачи, а порой и является единственным средством их решения.
  • Метеорологическая служба фиксирует изменение температуры, строя с помощью термографа график температуры.
  • Используя показания сейсмографов геологи могут предсказывать приближение землятресения или цунами.
  • Врачи выявляют болезни сердца, изучая графики, полученные с помощью кардиографа, их называют кардиограммами.
  • В экономике широко применяются кривые спроса и предложения, линия производственных возможностей.
  • Примеры

График роста населения Земли за несколько десятилетий

Задание к маршруту:

1. Сформулировать суть графического способа задания функции.

2. Привести примеры применения графического способа задания функции.

3. Представить результаты работы по заданному алгоритму:

  • Объяснить, когда применяется данный способ наиболее эффективно, оптимально, и привести примеры.
  • Предложить учащимся несколько способов задания функции, чтобы они выбрали те, которые соответствуют данному способу.

4. Ваше домашнее задание. Оформить слайд для мультимедийной презентации проекта по теме: «Функция»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции.

видеоурок по алгебре "Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции."...

Справочные материалы по теме "Способы задания функции"

Справочные материалы по теме "Способы задания функции" с примерами....

Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски SMART по теме: «Способы задания функции» или «Математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком»

Организационная информацияФИО учителяБабкина Лариса АлександровнаМесто работы          МБОУ Суховская СОШДолжностьучительПредметалгебраКласс...

Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.

Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....

ПРИЛОЖЕНИЯ к методической разработке открытого занятия Функции.Различные способы задания функций.

Приложения предоставлены для открытого занятия по математике по теме: "Функции. Различные способы задания функций"....