Программа внеурочной деятельности по математике для 5-6 классов "Математика после уроков"
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс)

Программа состоит из двух разделов: "Логика и смекалка" для 5 класса и "Цифры и числа " для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_matematika_posle_urokov_5-6_klassy.docx49.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по внеурочной деятельности «Математика после уроков» для обучающихся 5-6 классов

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика после уроков» для 5 – 6 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года);
  • Учебный план МБОУ «Лаишевская СШ» на 2020-2021 учебный год;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лаишевская СШ»;

Направление программы: общеинтеллектуальное.

Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Внеурочная   познавательная   деятельность   школьников является неотъемлемой  частью  образовательной деятельности в  школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Цель данного курса - развитие интереса обучающихся к математике; умения самостоятельно добывать знания и использовать их для достижения собственных целей; развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений; воспитание настойчивости, инициативы, для активного участия в жизни общества.

Основными задачами курса являются:

- усвоение математической терминологии и символики;

- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

- развитие познавательного интереса;

- вовлечение в исследовательскую деятельность;

- содействие воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного  поведения в социуме.

Результаты освоения содержания программы

Личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Межпредметные результаты:

1) Регулятивные.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- составлять план и последовательность действий;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач.

2) Познавательные.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,

умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни.

3) Коммуникативные.

Учащиеся получат возможность научиться:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить

общее решение; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные:

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для

решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием

при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов.

Содержание программы.

Тема I. «Логика и смекалка».

Организационное занятие, введение в курс

Решение простейших логических задач. Задачи-шутки

Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные

Решение логических задач с помощью таблиц

Арифметические задачи

Арифметические ребусы

Различные задачи с целыми числами

Магические квадраты

Задачи со спичками

Задачи на размен монет

Задачи на взвешивания

Задачи на переливания

Задачи на разрезания

Высказывания. Булева алгебра.

Виды логических операций и их свойства

Сюжетные задачи

Старинные задачи

Пентамино

Паркеты

Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм

Тема II. «Цифры и числа».

Организационное занятие. Введение в курс.

Непозиционные системы счисления

Позиционные системы счисления

Недесятичные системы счисления

Числа счастливые и несчастливые

Цифровые задачи

Числовые игры: ребусы, головоломки, шифры

Софизмы и магические квадраты

Задачи на перекладывания и перемешивания

Математические фокусы

Решение занимательных задач в стихах

Отгадывание ребусов

Задачи на «обратный ход».

Простейшие графы

Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли

Круги Эйлера.

Методы решения творческих задач

Тематическое планирование

5 класс «Логика и смекалка»

п\п

Наименование тем

Кол-во

часов

1

Решение простейших логических задач. Задачи-шутки

2

2

Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные

2

3

Решение логических задач с помощью таблиц

2

4

Арифметические задачи

2

5

Арифметические ребусы

2

6

Различные задачи с целыми числами

2

7

Магические квадраты

2

8

Задачи со спичками

2

9

Задачи на размен монет

1

10

Задачи на взвешивания

2

11

Задачи на переливания

1

12

Задачи на разрезания

2

13

Высказывания. Булева алгебра.

1

14

Виды логических операций и их свойства

1

15

Сюжетные задачи

2

16

Старинные задачи

2

17

Пентамино

2

18

Паркеты

2

19

Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм

1

6 класс «Цифры и числа»

п\п

Наименование тем

Кол-во

часов

1

Непозиционные системы счисления

1

2

Позиционные системы счисления

1

3

Недесятичные системы счисления

2

4

Числа счастливые и несчастливые

1

5

Цифровые задачи

3

6

Числовые игры: ребусы, головоломки, шифры

3

7

Софизмы и магические квадраты

2

8

Задачи на перекладывания и перемешивания

2

9

Математические фокусы

2

10

Решение занимательных задач в стихах

2

11

Отгадывание ребусов

2

12

Задачи на «обратный ход».

2

13

Простейшие графы

3

14

Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли

3

15

Круги Эйлера.

2

16

Методы решения творческих задач

2

Календарно-тематическое планирование

п\п

Наименование тем

Кол-во

часов

Дата план.

Дата факт.

5 класс (34 часа). «Логика и смекалка»

1

Организационное занятие. Введение в курс.

1

2

Решение простейших логических задач. Задачи-шутки

1

3

Решение простейших логических задач. Задачи-шутки

1

4

Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные

1

5

Сказки, старинные истории и задачи, с ними связанные

1

6

Решение логических задач с помощью таблиц

1

7

Решение логических задач с помощью таблиц

1

8

Арифметические задачи

1

9

Арифметические задачи

1

10

Арифметические ребусы

1

11

Арифметические ребусы

1

12

Различные задачи с целыми числами

1

13

Различные задачи с целыми числами

1

14

Магические квадраты

1

15

Магические квадраты

1

16

Задачи со спичками

1

17

Задачи со спичками

1

18

Задачи на размен монет

1

19

Задачи на взвешивания

1

20

Задачи на взвешивания

1

21

Задачи на переливания

1

22

Задачи на разрезания

1

23

Задачи на разрезания

1

24

Высказывания. Булева алгебра.

1

25

Виды логических операций и их свойства

1

26

Сюжетные задачи

1

27

Сюжетные задачи

1

28

Старинные задачи

1

29

Старинные задачи

1

30

Пентамино

1

31

Пентамино

1

32

Паркеты

1

33

Паркеты

1

34

Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм

1

6 класс (34 часа).  «Цифры и числа»

п\п

Наименование тем

Кол-во

часов

Дата план.

Дата факт.

1

Организационное занятие. Введение в курс.

1

2

Непозиционные системы счисления

1

3

Позиционные системы счисления

1

4

Недесятичные системы счисления

1

5

Недесятичные системы счисления

1

6

Числа счастливые и несчастливые

1

7

Цифровые задачи

1

8

Цифровые задачи

1

9

Цифровые задачи

1

10

Числовые игры: ребусы, головоломки, шифры

1

11

Числовые игры: ребусы, головоломки, шифры

1

12

Числовые игры: ребусы, головоломки, шифры

1

13

Софизмы и магические квадраты

1

14

Софизмы и магические квадраты

1

15

Задачи на перекладывания и перемешивания

1

16

Задачи на перекладывания и перемешивания

1

17

Математические фокусы

1

18

Математические фокусы

1

19

Решение занимательных задач в стихах

1

20

Решение занимательных задач в стихах

1

21

Отгадывание ребусов

1

22

Отгадывание ребусов

1

23

Задачи на «обратный ход».

1

24

Задачи на «обратный ход».

1

25

Простейшие графы

1

26

Простейшие графы

1

27

Простейшие графы

1

28

Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли

1

29

Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли

1

30

Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли

1

31

Круги Эйлера.

1

32

Круги Эйлера.

1

33

Методы решения творческих задач

1

34

Методы решения творческих задач

1

Литература:

  1. Баврин И.И. Теория вероятностей и математическая статистика / И.И.Баврин. - М.: Высш. шк., 2005.— 160 с:
  2. Вентцель Е. С. Задачи и упражнения по теории вероятностей: Учеб. пособие для студ. втузов / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
  3. Виленкин Н.Я. Комбинаторика / Н.Я. Виленкон, А.Н. Виленкин, П.А. Виленкин. - М.: ФИМА, МЦНМО, 2006. - 400 с.
  4. Вуколов Э.А. Сборник задач по математике для втузов. В 4-х ч. ч. 4 / Э.А. Вуколов, А.В. Ефимов, В.Н. Земсков, А.С. Поспелов.  - М., Физматлит, 2004- 432 с.
  5. Гмурман В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике /В. Е. Гмурман. - М., Высш.шк., 2004.- 404 с.
  6. Гмурман, Владимир Ефимович. Теория вероятностей и математическая статистика:учебное пособие для вузов /В. Е. Гмурман.-Изд. 12-е, перераб.-М.:Высшая школа,2009.-478с.
  7. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей: Учебник / Б.В. Гнеденко. - Изд. 8-е, испр. и доп. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 448 с.
  8. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.-79с.
  9. Кибзун А.И. Теория вероятностей и математическая статистика. базовый курс с примерами и задачами / А.И. Кибзун.- М.: Физматлит, 2002. - 224 с.
  10. Кибзун, Андрей Иванович. Теория вероятностей и математическая статистика:базовый курс с примерами и задачами : учебное пособие для втузов/А. И. Кибзун, Е. Р. Горяинова, А. В. Наумов ; под ред. А. И. Кибзуна.-Изд. 5-е, перераб. и доп.- М.:Физматлит,2007.-231 с.:
  11. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов / Н.Ш. Кремер.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 573 с.
  12. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.- М.:Просвещение, 2001.- 96.
  13. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных):книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с.
  14. Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с.
  15. Марков С.И. курс истории математики / С.И. Марков. – Иркутск, 1995.
  16. Майер Р.А. История математики. Курс лекций. Ч.1, Ч. 2. Красноярск, 2001, 2006.
  17. Михайленко Е.А., Тумашева О.В. Методика обучения схоластической линии в школьном курсе математики: учебно-методическое; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, - Красноярск, 2009.- 116с.
  18. Пугачев B.C. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Пособие / В.С. Пугачев.— 2-е изд., исправл. и дополи.— М.: Физматлит,2002.- 496 с.
  19. Сидняев, Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных : учеб. пособие для магистров / Н. И. Сидняев. – М. : Юрайт, 2012. – 399 с.
  20. Фрибус Е.А. Старинные задачи с историко-математическими экскурсами: Методические рекомендации в помощь учителям математики /Е.А. Фрибус. – Абакан, 1988-1990. – Ч1,2.
  21. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + , 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "В мире математики"

Программа внеурочной деятельности для обучающихся по математике основной ступени образования. Название: "В мире математики". Предназначена для учащихся 5 класса. Программа рассчитана  на 1 год об...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Программа.Внеурочная деятельность по математике «Математика в профессии"

Актуальность программы определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому и...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа  для 6 классов средних общеобразовательных школ....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...

программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы "Математика после уроков"

В 5 класс входит раздел Логика и смекалка», в 6 класс «Цифры и числа»...