Использование ЭОР в процессе обучения математике
статья по математике

Электронные средства становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЭОР в процессе обучения математике

Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе,

необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, в том числе и комбинированные, а для них очень важно соответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы. В соответствии с этим естественно требование, чтобы структура и способ представления учебно-методических материалов в электронном виде не только могли, но и должны были бы легко варьировать в зависимости от конкретной формы их использования. В конечном счете, необходимо обеспечить доступ к большему объему учебно-методических ресурсов для максимально возможного числа пользователей, а также поддержку индивидуального подхода и активных методов обучения и обратной связи.

Перечислим основные требования, предъявляемые к электронным ресурсам:

1. Педагогические/ Общедидактические требования (дидактические

принципы; методические требования; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);

2. Технические требования;

3. Эргономические требования;

4. Эстетические требования.

Общедидактические принципы ЭОР

Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на

известных дидактических принципах и правилах:

1. Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные

способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие;

2. Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить

ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;

3. Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным

модулям представлен мощный блок учебных модулей практической

направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы,

лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для

учащегося;

4. Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно;

5. Научность изложения материала. Содержание курса опирается на

новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ,

как базиса новых образовательных технологий;

6. Последовательность изложения. Логика содержания курса

позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное,

опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок

позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;

7. Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на

учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе

микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.

8. Весь понятийный материал учебного курса, за исключением

справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Иначе говоря, ЭОР представлять собой достаточно

эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию

материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти.

Впрочем, тестовое содержание лекций должно быть также доступно

учащемуся.

9. Методические требования предполагают необходимость: учитывать

своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать

специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности

методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов

обработки информации.

10. Технические требования к программным средствам учебного

назначения (ПС УН). Для эффективного использования ПС УН в учебно-воспитательном процессе важно не только его содержание, но и технические

параметры.

Основные технические требования при этом таковы:

1. Наличие упрощенного варианта (например, возможность работы с

отключенными рисунками);

2. Скорость загрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики,

оптимальный объем).

3. Доступность с различных моделей ПК, в любое время, простота

навигации, возможность доступа через информационно-поисковые системы;

4. Высокая степень интерактивности;

5. Использование оптимального и современного инструментария для

создания;

6. Качественность программной реализации, включая поведение при

запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами.

7. Адекватность использования средств мультимедиа, оригинальность и

качество мультимедиа-компонентов;

8. Обеспечение устойчивости к ошибочным и некорректным действиям

пользователя.

Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных

ресурсов обусловливают необходимость:

1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся,

различные типы организации деятельности, различные типы мышления,

закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной

работоспособности;

2. Обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные

стимулы при взаимодействии обучаемого с электронным ресурсом;

3. Устанавливать требования к изображению информации (цветовая

гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания

изображения, к расположению текста на экране.

Эстетические требования устанавливают: соответствие эстетического

оформления функциональному назначению ресурса; соответствие цветового

колорита назначению и эргономическим требованиям; упорядоченность и

выразительность графических и изобразительных элементов.

Литература:

  1. Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов URL: https://studfiles.net/preview/1621612/page:3/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в процессе обучения математики

Методический материал представлен в виде презентации, где показоно как я исспользую ИКТ в процессе обучения учащихся...

«Использование информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения математики»

Необходима такая педагогическая модель, которая бы соответствовала информационным потребностям и веяниям нового времени. Нужно перестроить материал своего предмета так, чтобы обучающиеся в условиях ис...

Исследовательская работа на тему: "Использование ИКТ в процессе обучения математики"

Использования ИКТ в процессе обучения  математики. Методические   рекомендации по применению    ИКТ....

Мастер-класс по теме «Использование ИКТ в процессе обучения математики»

Сегодня каждый педагог понимает, что без использования ИКТ нельзя говорить об образовании XXI века. Компьютер помогает нам  индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию к из...

Организация использования ИКТ в процессе обучения математике

Организация использования ИКТ в процессе обучения математике...

Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике.

Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике как средство повышения качества образования и мотивации учащихся...