Тема урока : «Сложение и вычитание десятичных дробей»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Лукина Варвара Ильинична

Тема урока :«Сложение и вычитание десятичных дробей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_gorod_konspekt.doc194 КБ
Office presentation icon k_otkrytomu_uroku.ppt1022 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :

«Сложение и вычитание  

десятичных дробей»

ТИП УРОКА: урок обобщения по теме:

           “сложение и вычитание десятичных дробей” в 5 классе.

Цели урока:

Обучающие

  • обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями;
  • формирование навыков беглого счета;
  • закрепить умение решать уравнения и задачи на десятичные дроби;
  • формирование навыков взаимоконтроля и самоконтроля

Развивающие

  • развитие математической речи;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • развивать внимание;

Воспитательные

  • прививать интерес к математике;

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

  1. Устный счет

В устном счете зашифрована фраза одного очень известного русского ученого. Давайте отгадаем её.

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (М.В. Ломоносов)

        1) 0,2 + 0,4 = 0,6  «математику»

   2) 0,3 + 0,03 = 0,33 «уже»

   3) 6,4 х 10 = 64 «затем»

  4) 1 – 0,8 = 0,2 «учить»

  5) 0,7 – 0,2 = 0,5 «надо»

  6) 2,6: 2 = 1,3 «что»

  7) 15,9: 3 = 5,3 «она»

  8) 0,75 + 0 = 0,75 «ум»

  9) 5,2+1,8 = 7 «в»

10) 40,8 : 100 = 0,408 «порядок»

11) 25,5 : 5 = 5,1 «приводит»

12) 0,051 х 100 = 5,1 «М.В. Ломоносов»

  1. Формулировка целей и задач урока.

- Ребята, с какими дробями мы сейчас с вами работали?

- С десятичными.

- Молодцы.

- Сегодня мы с вами повторим и систематизируем знания по теме : «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Открыли тетрадки. Записали сегодняшнее число.

  1. Актуализация опорных знаний и умений.

        Посмотрите на доску. Мы увидим с вами квадрат, разделенный на три части. На каждой части мы увидим разные задания.

        Когда вы выполните все эти задания, то Вам откроется портрет таинственного незнакомца.

- Скажите, как могло бы звучать это задание для каждой из этих записей?

  1. 9,83 – 1,76 + 0,11
  2.  100∙а + b, если а= 3,214 и b = 7,5
  3.  (х – 18,2) + 3,8 = 15,6

        Итак, обратим внимание на нижний угол.

Как могло бы звучать задание?

- Вычислить (выполнить действия)

- Правильно. (к доске вызывается ученик)

 - А в средней фигуре какое задание?

- Найти значение выражения.

- Молодцы. (к доске вызывается ученик)

- У нас остался последний верхний угол. Какое задание там?

- Решить уравнение.

- Умницы (к доске вызывается ученик)

У нас получился портрет одно известного русского ученого. Ребята, вы знаете, кто это?

- Михаил Васильевич Ломоносов

- Да. Помните, у нас уже встречалось его высказывание в начале урока.

А сейчас нам расскажут об этом ученом более подробно.

Ребенок рассказывает небольшое сообщение про М.В.Ломоносова.

        Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых он работал. В декабре 1730 года, когда ему было 19 лет, Ломоносов пошел пешком в Москву. У него с собой были две учебные книги: «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого. В Москве он определился сначала в Навигационную школу, но вскоре ушел от туда. Ломоносов, скрыв свое крестьянское происхождение, поступает в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где он проучился пять лет.  Его страсть к учению так велика, что его направляют оканчивать курс в Германию. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знаний. Его идеи далеко опередили науку того времени. Умер Ломоносов в 1765 году.

-  А теперь, ребята, давайте мы с вами совершим небольшую прогулку .

5. Физкульт минутка.

Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

  1. Решение задач

- Мы с вами сегодня выполняли различные задания с десятичными дробями: решали уравнения, находили значение выражения, выполняли действия. А какой вид заданий мы сегодня еще не рассматривали?

- Решение задач.

- Правильно.

Сейчас мы с вами вспомним, как решаются задачи.

Задача высвечивается на проекторе.

В первый день туристы прошли 28,3 км, во второй – на 2,8 км меньше, чем в первый, и на 4,9 км больше, чем в третий. Сколько километров прошли туристы за три дня?

  1. д. 28,3 км
  2. д. ? на 2,8 км <                                 ?   км
  3. д. ? на 4,9 км <

Решение:

  1. 28,3 – 2,8 = 25,5 (км) – прошли туристы во второй день
  2. 25,5 – 4,9 = 20,6 (км) – прошли туристы в третий день
  3. 28,3 + 25,5 + 20,6 = 74,4 (км) – прошли туристы за три дня

Ответ: за три дня туристы прошли 74,4 км.

Давайте еще раз напомним себе, что когда мы решаем задачу, мы должны:

  1. Сделать краткую запись задачи;
  2. Выполнить необходимые действия и написать пояснения к ним;
  3. Записать ответ.

А теперь давайте проверим наши силы и решим небольшую самостоятельную работу.

У вас на столах лежит лист с заданиями. Выберете ту задачу, которую хотите решить. Сами выберете уровень сложности.

Задача «на 3»

В первый день было продано 15,2 кг яблок, а во второй день продано  на 3,7 кг больше. Сколько килограмм яблок было продано за два дня?

  1. д. 15,2 кг.
  2. д. ? на 3,7 кг >                      

Решение:

  1. 15,2 + 3,7 = 18,9 (кг) – продано во второй день
  2. 15,2 + 18,9 = 34,1 (кг) – продано за два дня

Ответ: 34,1 кг яблок было продано за два дня.

Задача «на 4»

В магазин привезли 23,9 кг яблок. В первый день было продано 11,4 кг, что на 2,1 кг больше, чем во второй день. Сколько килограмм  яблок было продано в третий день?

  1. д. 11,4 кг.
  2. д. ? на 2,1 кг <                       23,9 кг.
  3. д.  ?

Решение:

1) 11,4 – 2,1 = 9,3 (кг) – продано во второй день

2) 11,4 + 9,3 = 20,7 (кг) – продано за два дня

3) 23,9 – 20,7 = 3,2 (кг) – продано в третий день

Ответ: 3,2 кг яблок было продано в третий день.

 Задача «на 5»

В первом мешке 38,6 кг сахара, во втором – на 11,2 кг больше, чем в первом, и на 1,4 кг больше, чем в третьем. Сколько килограммов сахара в трех мешках?

  1. м. 38,6 кг.
  2. м. ? на 11,2 кг >                       ?   кг
  3. м.  ? на 1,4 кг <

Решение:

1) 38,6 + 11,2 = 49,8 (кг) – сахара во втором мешке

2) 49,8 – 1,4 = 48,4 (кг) – сахара в третьем мешке

3) 38,6 + 49,8 + 48,4 = 136,8 (кг) – всего

Ответ: 136,8 кг сахара в трех мешках.

        Итак, давайте теперь проверим друг друга. Возьмем тетрадку соседа по парте, возьмем зеленую ручку или карандаш и посмотрим на доску, где вам представлено правильное решение.

- Поднимите руки, у кого 5 ?

- Молодцы!

- А у кого 4 ?

- Умницы!

- Остальные не унывайте, у вас еще все получится!

  1. Самопроверка

Обратите внимание на доску. Мы с вами увидим пример. Давайте немного поработаем учителями и исправим допущенную ошибку.

Найдите ошибки в записи.

_18,75

  1,240

    6,35

- Какая ошибка допущена?

- При сложении/вычитании мы должны записать числа «запятая под запятой».

- Молодцы!

- В тетрадях запишите этот пример правильно. (на доске высвечивается правильная запись)

- Посмотрите на доску, у всех так?

- Молодцы!

Продолжим работать учителями. Нам попалась работа ученика.

 Проверьте ее. Найдите ошибки и исправьте их.

  1. Итог  
  1. Что мы сегодня повторили на уроке?

         - повторили сложение и вычитание десятичных дробей

     2. На каких заданиях мы осуществили повторение и закрепление

         знаний?

          - на решении уравнений и задач.

Молодцы! Откроем дневники и запишем домашнее задание.

Оценки за урок!

  1. Рефлексия

У вас на партах лежат шаблоны птичек. Они разноцветные. Возьмите ту птичку, которая больше всего вам нравится и соответствует вашему настроению сейчас и наклейте ее на дерево куда вам захочется.

Заключение:

Посмотрите какое красивое дерево у нас получилось! Чем выше наклеена птичка, тем лучше у нас было настроение с которым мы с вами сегодня работали и с каким заканчиваем урок.

Всем спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В.Ломоносов

Слайд 3

Классная работа 13.05.10

Слайд 4

9,83 – 1,76 + 0,11= Вычислить: 8,1 8 Решите уравнение (х – 18,2 ) + 3,8 = 15,6 Х= 30 Найти значение выражения 100∙а + b , если а = 3,214 и b =7,5 328,9

Слайд 5

Титульный лист «Арифметики» Магницкого

Слайд 8

В первый день туристы прошли 28,3 км, во второй – на 2,8 км меньше, чем в первый, и на 4,9 км больше, чем в третий. Сколько километров прошли туристы за три дня?

Слайд 9

На «3» В первый день было продано 15,2 кг яблок, а во второй день продано на 3,7 кг больше. Сколько килограмм яблок было продано за два дня? На «4» В магазин привезли 23,9 кг яблок. В первый день было продано 11,4 кг, что на 2,1 кг больше, чем во второй день. Сколько килограмм яблок было продано в третий день? На «5» В первом мешке 38,6 кг сахара, во втором – на 11,2 кг больше, чем в первом, и на 1,4 кг больше, чем в третьем. Сколько килограммов сахара в трех мешках?

Слайд 10

На «3» На «4» На «5» Решение: 1) 15,2 + 3,7 = 18,9 (кг) – продано во второй день 2) 15,2 + 18,9 = 34,1 (кг) – продано за два дня Ответ: 34,1 кг яблок было продано за два дня. Решение: 1) 11,4 – 2,1 = 9,3 (кг) – продано во второй день 2) 11,4 + 9,3 = 20,7 (кг) – продано за два дня 3) 23,9 – 20,7 = 3,2 (кг) – продано в третий день Ответ : 3,2 кг яблок было продано в третий день . Решение: 1) 38,6 + 11,2 = 49,8 (кг) – сахара во втором мешке 2) 49,8 – 1,4 = 48,4 (кг) – сахара в третьем мешке 3) 38,6 + 49,8 + 48,4 = 136,8 (кг) – всего Ответ: 136,8 кг сахара в трех мешках .

Слайд 11

Найдите ошибки в записи. 1 8, 7 5 1, 2 4 0 6, 3 5

Слайд 12

Правильно : 1 8, 7 5 0 1, 2 4 0 1 7, 5 1 0

Слайд 13

Домашнее задание Пункт 32 стр. 190 . № 1259, 1263, 1268 (а,в)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: обобщение – систематизация знаний.Цели урока:  закрепление вычислительных навыков, повторение правил сложения и вычитания десятичных дробей,  формирование умений выполнять действи...

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Предмет: Математика, 5 класс Тип урока: Комплексное применение знаний и способов деятельности учащихся.Цель урока: Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащ...

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Предмет: Математика, 5 класс Тип урока: Комплексное применение знаний и способов деятельности учащихся.Цель урока: Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащ...

Презентация к уроку "Урок – смотр знаний в 5 класс по математике. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»."

Презентация к уроку:Урок – смотр знаний в 5 класс по математике.Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»....

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей.»

Тема урока:  «Сложение и вычитание десятичных дробей.»...