Система оценивания образовательных достижений по математике
учебно-методический материал по математике

Иванова Екатерина Николаевна

Система оценивания образовательных достижений по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений по математике

На сегодняшний день чаще всего используется пятибалльная система оценивания.

В связи с этим актуальным становится критериальное оценивание - оценивание

по определенным критериям.

Для оценивания качества знаний учащихся применяю несколько видов контроля:

стартовый (входящая диагностика), текущий, промежуточный и итоговый.

Методы и формы оценивания: самооценивание, взаимооценивание, оценочные

листы на уроках, в конце четверти, в течение изучения какой-либо темы.

Использую:

- устный контроль (индивидуальный опрос, фронтальный, групповой, взаимоопрос,

 устные зачеты);

- письменный контроль (презентации, сообщения, рефераты, доклады,

самостоятельные работы, контрольные работы, тесты, комплексные работы,

 разноуровневые и дифференцированные работы);

- творческие работы (составление кроссвордов и сканвордов, тестов, текстов

с грамматическими заданиями, текстов с ошибками).

Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме контрольных

диктантов, практических работ, сочинений, тестов, изложений.

Структура системы оценки:

На уроках математики я использую различные способы оценки: устный

 контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.),

 письменный контроль (сочинение - миниатюра, (математические темы)

диктант по терминологии, многовариантные и разноуровневые контрольные работы),

тестовый контроль, игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки).

В процессе отслеживания веду листы индивидуальных достижений, проанализировав

 которые, можно получить ответы на различные вопросы: доступно ли был дан

учебный материал, интересен ли он был для учащихся. Проанализировав результаты,

можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей,

направить ее в творческое русло.

Методы и формы оценивания (перечислить): волшебные линеечки, лесенки знаний,

лист индивидуальных достижений, диагностические карты, цветовая символика,

знаковая символика, жестовая оценка, оценочные листы ,недельные отчёты,

рейтинг знаний, портфолио, критериальное оценивание.

Входной контроль, итоговый контроль, проверочная, диагностическая,

 проектная работа

Другие виды оценивания

  • Открытый экзамен, проекты
  • Оценивание при участие обучающихся
  • Сотрудничество
  • Оценка процесса
  • Учебные результаты
  • Оценивание умений, способностей, компетенций
  • Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза
  • Оценивание модуля
  • Формирующее, развивающее оценивание
  • Приоритетность учения

Формирующее оценивание

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка

 ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их

 с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию

и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

 сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся

  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Инновационные оценочные средства и формы: 

  • кейсы;
  • контекстные задачи;
  • междисциплинарные экзамены;
  • компетентностно-ориентированные тесты;
  • ситуационные задания.

Оценка устных ответов учащихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

 отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
  • Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике

         Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;  
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

      допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет

      обязательными умениями по данной теме в полной мере

Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Формирование и оценивание метапредметных результатов образования по математике.

Метапредметный урок – это урок, на котором…

- учащийся учится общим приёмам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

- учащийся обдумывает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;

- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Метапредметные умения учащийся может применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Основное содержание оценки метапредметных результатов в школе строится вокруг понятия «умение учиться».

  • достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;
  •  достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике и другим предметам с учетом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся;
  • достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе или комплексных заданий, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана, и внеурочной деятельности и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты определяются через листы наблюдений  обучающегося.

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

Оценка выполнения тестовых заданий

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний (50-74%).

Превышающий базовый уровень – повышенный уровень достижений планируемых результатов (75-85%).

Высокий уровень – уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов (86-100%).

Пониженный уровень – уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня (менее 50%).

Низкий уровень достижений – не достижение базового уровня. Ученик не способен работать с тестами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система оценивания образовательных достижений по предмету "Математика"

Представлена система оценивания образовательных достижений по предмету "Математика"...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений по математике

Система оценивания образовательных достижений по математикеНа сегодняшний день чаще всего используется пятибалльная система оценивания.В связи с этим актуальным становится критериальное оценивание - о...

Система оценивания образовательных достижений на уроках математики в условиях ФГОС

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...

Статья "Система оценивания образовательных достижений на уроках математики в условиях ФГОС"

Статья "Система оценивания образовательных достижений на уроках математики в условиях ФГОС"...

Система оценивания образовательных достижений по математике.

На сегодняшний день чаще всего используется пятибалльная система оценивания. В связи с этим актуальным становится критериальное оценивание - оценивание по определенным критериям. Для оценивания качест...