Приемы смыслового чтения при решении текстовых задач по математике
презентация к уроку по математике (5 класс)

Приложение в виде презентации к мастер - классу по данной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили: учителя математики МОУ «СОШ № 7» г.Коряжма Кирушева Анна Владимировна Стенина Татьяна Леонидовна Тема: « Приемы смыслового чтения при решении текстовых задач по математике»

Слайд 2

«ЭТИ ДОБРЫЕ ЛЮДИ И НЕ ПОДОЗРЕВАЮТ, КАКИХ ТРУДОВ И ВРЕМЕНИ СТОИТ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ. Я САМ НА ЭТО УПОТРЕБИЛ 80 ЛЕТ И ВСЕ НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТОБЫ ВПОЛНЕ ДОСТИГ ЦЕЛИ» И. ГЕТЕ

Слайд 3

Цель: формирование навыков смыслового чтения при решении текстовых задач Задачи: показать приемы смыслового чтения применяемые на уроках математики

Слайд 4

Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики . Стратегии смыслового чтения Этапы решения задач Что должен уметь ученик Поиск информации и понимание прочитанного Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию Преобразование и интерпретация Осуществление плана решения задачи. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации Оценка информации Проверка решения задачи. Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её

Слайд 5

ПРИЕМ: «ВЕРЮ НЕ ВЕРЮ» № Вопрос Верю Не верю 1 Скорость – это движение 2 Скорость – это расстояние между двумя точками. 3 Скорость измеряют рулеткой 4 Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени. 5 Скорость – это быстрая езда 6 Скорость измеряют часами 7 Чем больше скорость предмета, тем дольше он находится в пути 8 Время движения объекта зависит от его скорости 9 Если тела движутся одинаковое время, то и расстояние они пройдут одинаковое 10 Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время

Слайд 6

№ Вопрос Верю Не верю 1 Скорость – это движение + 2 Скорость – это расстояние между двумя точками. + 3 Скорость измеряют рулеткой + 4 Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени. + 5 Скорость – это быстрая езда + 6 Скорость измеряют часами + 7 Чем больше скорость предмета, тем дольше он находится в пути + 8 Время движения объекта зависит от его скорости + 9 Если тела движутся одинаковое время, то и расстояние они пройдут одинаковое + 10 Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время +

Слайд 7

Какой смысл мы вкладываем в предложения? 1.Велосипедист едет со скоростью 12 км/ч 2.Всадник скачет со скоростью 17 км/ч 3.Поезд едет со скоростью 70 км/ч Ответы детей: 1. Все куда – то едут 2. Это задача на скорость 3. Все едут с разной скоростью 4. У всадника скорость больше велосипедиста, но меньше поезда 5. Смысла нет

Слайд 8

Задача: Из двух городов, расстояние между которыми 1200 км, одновременно на встречу друг другу вышли два поезда. Один из них проходит расстояние за 20 часов, а другой за 30 часов. Через какое время поезда встретятся?

Слайд 9

ПЕРВЫЙ ПРИЕМ: СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОЙ ЗАПИСИ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ 1.Чертеж 1200 км ?, ч 30 ч 20 ч

Слайд 10

2. Таблица с данными: V , км/ч t , ч S , км 1 поезд ? 20 1200 2 поезд ? 30 1200 1 и 2 поезд ? ? 1200

Слайд 11

3.Блок – схема: от данных к вопросу 1200 20 1200 30 ? ? ? ? 1200

Слайд 12

Решение задачи: 1200 : 20 = 60 (км/ч) – скорость 1 поезда 1200 : 30 = 40 (км/ч) – скорость 2 поезда 60 + 40 = 100 (км/ч) – скорость сближения поездов 1200 : 100 = 12 (ч) Ответ: через 12 ч поезда встретятся.

Слайд 13

ВТОРОЙ ПРИЕМ : ТОНКИЙ И ТОЛСТЫЙ ВОПРОСЫ ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ: Что известно о задаче? (задача на движение) Что необходимо найти? (время встречи) Каково взаимное расположение объектов? (идут на встречу друг другу) Что известно в задаче? (расстояние и время движения поездов) Чтобы найти время встречи, что необходимо знать? (скорость сближения поездов) Можно ли найти скорость каждого? (да) Как найти время встречи? (расстояние разделить на скорость сближения) Как изменится время встречи, если время первого поезда увеличить на 10 часов? (время встречи увеличится) Что нужно изменить в условии задачи, чтобы время встречи уменьшилось? (нужно уменьшить время движения второго поезда) Рационально ли решена задача?

Слайд 14

ТРЕТИЙ ПРИЕМ: СФОРМУЛИРУЙТЕ ВОПРОС К ЗАДАЧЕ Задача: Саша и Миша братья. Саша любит ходить за грибами, а Миша – ловить рыбу. Обычно, рано утром из дома они выходят одновременно, но идут в противоположных направлениях. Саша, собирая грибы, идёт медленно, со скоростью 2 км/ч, а Миша торопиться поскорее дойти до озера и идёт быстро, со скоростью 6 км/ч. а) Какое расстояние будет между братьями, через 6 часов? 2 часа? б) Найдите общую скорость Саши и Миши. в) За какое время расстояние между братьями будет равно 8 км? 24 км?

Слайд 15

Решение задачи: а) 1) 2 + 6 = 8 (км/ч) - скорость удаления братьев, 2) а) 6 ● 8 = 48 (км) б) 2 ● 8 = 16 (км) Ответ: за 6 часов на 48 км; за 2 ч на 16 км. б) 2 + 6 = 8 (км/ч) Ответ: 8 км/ч общая скорость братьев. в) а) 8 : 8 = 1 (ч) б) 24 : 8 = 3 (ч) Ответ: 8 км через 1ч; 24 км через 3 ч.

Слайд 16

ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИЕМ: НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ УСЛОВИЕ Задача: Саша и Миша братья. Саша любит ходить за грибами, а Миша – ловить рыбу. Обычно, рано утром из дома они выходят одновременно, но идут в противоположных направлениях. Саша, собирая грибы, идёт медленно, со скоростью 2 км/ч, а Миша торопиться поскорее дойти до озера и идёт быстро, со скоростью 6 км/ч. Переформулируйте условие задачи: Одновременно из дома в противоположных направлениях выходят два брата. Первый двигается со скорость 2 км/ч, а второй 6 км/ч.

Слайд 17

ПЯТЫЙ ПРИЕМ: СОСТАВЬТЕ ЗАДАЧУ ПО КРАТКОЙ ЗАПИСИ V , км/ч t , ч S , км от дома до дачи 12 3 одинаковое от дачи до дома ? 2 одинаковое Велосипедист от города до дачи доезжает за 3 часа двигаясь со скоростью 12 км/ч. С какой скоростью он возвращался, если затратил на этот же путь 2ч? Решение: 12 ● 3 = 36 (км) – расстояние от дома до дачи, 36 : 2 = 18 (км/ч) Ответ: 18 км/ч скорость велосипедиста.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование при обучении решению текстовых задач по математике.

Аннотация.В данной статье раскрывается роль моделирования при решении текстовых задач по математике. Исследуется применение различных вспомогательных моделей для правильного анализа и решения задач. П...

«Реализация системно-деятельностного подхода в обучении решению текстовых задач по математике»

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»...

Программа групповых занятий по математике для учащихся 7 класса "Решение текстовых задач по математике"

Решение текстовых задач способствует развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подгото...

Программа групповых занятий по математике для учащихся 7 класса "Решение текстовых задач по математике"

Решение текстовых задач способствует развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подгото...

Программа индивидуально групповых занятий по математике для 7 класса "Решение текстовых задач по математике"

Основной целью следует считать решение интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся, получаемые на уроках. Если умело поддерживать любознательность учеников, предлагая им...

Приемы смыслового чтения при решении текстовых задач по математике

Мастер - класс по данной теме показывает преемственность между начальной и основной школой при решении текстовых задач. Составлен в соавторстве со Стениной Татьяной Леонидовной - учителем математики....