Умножение. Законы умножения
план-конспект урока по математике (5 класс)

Антонина Анатольевна Лях

Данная информация помогает освоить тему умножение натуральных чисел

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_15.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК № 15.    Дата   22.09.2020   Класс 5АБВГ

Тема.  Умножение. Законы умножения.

Цель. Формирование умений и навыков умножения натуральных чисел и законов умножения.  

Планируемые результаты.

Предметные: Решение практических задач, встречающихся в повседневной деятельности с использованием действий умножения. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта.

Личностные: Приобретают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные:  – определяют цель учения; работают по составленному плану.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.  Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: классная доска, учебник,ноутбук.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация опорных знаний.
  1. Как называются компоненты при сложении?
  2. Как найти неизвестное слагаемое?
  3. Какие законы сложения вы знаете?
  4. Как называются компоненты при вычитании?
  5. Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое?
  1. Самостоятельная работа.

Вариант 1.

1. Найдите неизвестное число, обозначенное буквой х:
а) х + 27 = 61,        б) 76 – х = 34,        в) х – 18 = 21,

х = 61 – 27,         х = 76 – 34,        х = 21 + 18,

х = 34.        х = 42.        х = 36.

Ответ: 34.        Ответ: 42.        Ответ: 36.

2. Выполните действия «цепочкой»:

24 – 16 + 15 – 21 = 8 + 15 – 21 = 23 – 21  = 2.

3. На первой полке стояло 22 книги. Это на 6 книг меньше, чем на второй полке. Сколько книг стояло на двух полках вместе?

I полка –  22 кн., что на 6 кн. м

                                                                  ? кн.

II полка –  ? кн.

Решение.

1) 22 + 6 = 28 (кн.) – стояло на II полке;

2) 22 + 28 = 50 (кн.) – стояло на двух полках вместе.       Ответ: 50 книг.

Вариант 2.

1. Найдите неизвестное число, обозначенное буквой х:
а) 38 + х = 53,        б) х – 62 = 27,        в) 45 – х = 14,

х = 53 – 38,         х = 62 + 27,        х = 45 – 14,

х = 15.        х = 89.        х = 31.

Ответ: 15.        Ответ: 89.        Ответ: 31.

2. Выполните действия «цепочкой»:

21 + 13 – 15 + 7 = 34 – 15 + 7 = 19 + 7 = 26.

3. В первой пачке было 25 тетрадей. Это на 3 тетради больше, чем во второй пачке. Сколько тетрадей было в двух пачках вместе?

I пачка –  25 тетр., что на 3 кн. б

                                                                  ? тетр.

II пачка –  ? тетр.

Решение.

1) 25 – 3 = 22 (тетр.) – было во II пачке;

2) 25 + 22 = 47 (тетр.) – было в двух пачках вместе.   Ответ: 47 тетрадей.

  1. Объяснение нового материала.

Умножение.

Умножить натуральное число 3 на натуральное число 4 – значит найти сумму трех слагаемых, каждое из которых 4.

3  4 = 4 + 4 + 4 + 4 = 12.

Числа 3 и 4 называют множителями, 12 – произведение.

Запомните: Умножить число а на натуральное число b — значит найти сумму а одинаковых слагаемых, каждое из которых равно b.

                         

Умножение — это арифметическое действие второй ступени.

Как называются компоненты при умножении? (Числа, которые нужно умножить, называются множителями. Число, получаемое в результате умножения, называется произведением.).

Понятно, что если один из множителей равен 1, то произведение равно второму множителю:  а  1 = а,       1  а = а.

Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0:

                                а  0 = 0,   0  а = 0.

Пример 1. Запишите произведение в виде суммы и найдите значение:

1) 5  3 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15 (Записали сумму пяти слагаемых, каждое из которых равно 3);

2) 3  5 = 5 + 5 + 5 = 15            (Записали сумму трех слагаемых, каждое из которых равно 5);

3) 3  1 = 1 + 1 + 1 = 3            (Записали сумму трех слагаемых, каждое из которых равно 1);

4) 1  7 = 7                             (Записали сумму одного слагаемого,  которое равно 7).

Законы умножения.

Изменится ли произведение, если поменять местами множители? Нет.

Такое свойство справедливо для любых чисел а и b. Это — переместительный закон умножения.

Запомните: Переместительный закон умножения.

От перестановки множителей произведение не изменяется. а  b = b  а.

Вы уже знаете, что результат умножения нескольких множителей не зависит от порядка выполнения умножения. Например, чтобы найти произведение чисел 10, 2 и 15, можно сначала перемножить числа 10 и 2, а затем их произведение умножить на число 15. Но удобнее сначала перемножить числа 2 и 15, а затем на их произведение умножить число 10. Порядок умножения чисел указывают при помощи скобок. Для рассматриваемого примера получим: (10  2)  15 = 10  (2  15).

        

Такое свойство справедливо для любых чисел а, b и с. Это — сочета-тельный закон умножения.

                

Запомните: чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего. (а  b)  с = а  (b  с).

Опираясь на переместительный и сочетательный законы, можно применять и такой способ группировки множителей: второе число умножить на произведение первого и третьего. Например, для нахождения произведения чисел 10, 2 и 15, кроме уже рассмотренных способов, существует третий способ: (10  15)  2.

Переместительный и сочетательный законы умножения справедливы для любого количества множителей. Применяя эти законы, можно значительно упростить вычисления. Рассмотрим примеры.

Пример 2. Найдите произведение:

1) 4  37  25 = (4  25)  37 = 100  37 = 3 700;

2) (25  5)  (4  20) = (25  4)  (5  20) = 100  100 = 10 000.

Обратите внимание:

  1. вычисляя произведение нескольких чисел, можно по-разному переставлять и группировать множители;

2) если выражение в скобках содержит только действие умножения, то в таком выражении скобки можно опустить (не записывать).

  1. Решение упражнений.

№87,88,89,90

   

  1. Подведение итогов урока.Рефлексия
  2. Домашнее задание. § 1.7 (выучить теорию). № 87(2ст), 88(2ст), 89(2ст), 72(в).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы умножения

Урок математики в 5 классе.Разработка урока. Цель: закрепить и развивать навыки сложения и вычитания,умножения натуральных чисел;повторить законы умножения ,вынесение общего множителя за скобки.1.Сооб...

Урок математики в 5 классе по теме: "Распределительный закон умножения"

Вашему вниманию представлена разработка  урока в 5 классе по  теме: "Распределительный закон умножения". Урок содержит мультимедийную  презентацию. Учащиеся учатся  реш...

распределительный закон умножения

1. систематизировать, расширить и углубить знания по данной теме 2. развивать наблюдательность, умение анализировать, вычислительные навыки....

Умножение. Переместительный закон умножения

Конспект урока математики в 5 классе по учебника Мерзляк-Полонский-Якир...

Урок математики "Законы умножения. Распределительный закон" 5 кл. Никольский С.М. Потапов М.К. и др.

Урок математики в 5 классе "Русская матрешка и математика" по теме "Законы умножения. Распределительный закон". (здесь описание урока и презентация)...

Конспект урока Математика 5 класс «Умножение. Законы умножения»

Конспект урока Математика 5 класс «Умножение. Законы умножения»...