"Урок математики в условиях ФГОС"
статья по математике

Андрушкевич Наталия Ивановна

В статье рассматриваются методы, технологии обучения математике, использование которых влияет на степень глубины и прочности знаний учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_usloviyah_fgos.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в условиях ФГОС

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора и эрудиции

В. Сухомлинской

    Самообразование является важнейшей составляющей в жизни учителя. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но главной формой обучения был и остается урок. Урок — это условие стабильности учебно-воспитательного процесса. В связи с изменениями, которые происходят в современном мире, образовании, вопрос, о том, каким должен быть урок и чем он должен быть наполнен, очень актуален сегодня.

  Сейчас учащиеся 5-11 классов учатся по  Федеральным государственным образовательным  стандартам второго поколения. Я бы не сказала, что с методами ФГОС мне до этого момента не приходилось сталкиваться, нет, просто до этого момента это были всего лишь эпизоды в классической форме ведения урока. Я брала некоторые элементы и вставляла их в процесс урока, чтобы оживить и обновить деятельность. Но теперь такой подход к уроку был недопустим.

В чём суть ФГОС? Как превратить традиционный урок, с его предметной направленностью, в увлекательный процесс развития думающей личности ребенка на уроке математики? А главное какими должны быть уроки в 5-ых и 6-ых классов.

             Вопросов было достаточно. Пришлось обратиться за помощью и к закону об образовании, и к опыту педагогов своей школы, в этом мне помог ежегодный педсовет для обмена опытом. Темой которого были ФГОС второго поколения.

    Постаралась изучать материал по конструкции урока в рамках ФГОС и пришла к выводу о том, что при переходе на обучение по новым стандартам, содержание учебного предмета сильно не трансформируется. Изменяются цели и задачи, подходы к обучению, методики и технологии. Урок направлен на достижение не только предметных образовательных результатов, а в приоритете формирование личности учащихся, способной овладевать универсальными способами учебной деятельности. У ученика формируется потребность к самостоятельности в   умении учиться, видение их практической направленности.

           Для эффективности организации образовательного процесса учителю необходимо владеть способностью выстраивать систему предметного обучения, уметь разрабатывать методику преподавания дифференцированно в каждом классе в соответствии с познавательными и интеллектуальными возможностями своих учеников, осуществлять тот самый индивидуальный подход. От использованных на уроке средств, методов, технологий обучения, а под час и личностных качеств учителя, его желания и трудолюбия во многом зависит степень глубины и прочности знаний учащихся.

На своих уроках использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний, развивают коммуникативные способности; наглядные (схемы, таблицы, графики, рисунки, презентации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические (исследовательские задачи), которые формируют не только практические навыки, но и создают простор для творческой деятельности. На уроке нельзя обойтись без репродуктивных методов обучения, которые служат для отработки ЗУН, но все же стараюсь применять проблемно–поисковые, которые, на мой взгляд, служат развитию самостоятельности и логичности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся.

Использую различные формы организации и проведения урока:

-  исследование, игра, путешествие, семинар, лекция;

- урок развития математической речи, логического мышления с применением метода концептуализации;

-  урок-открытия нового знания, закрепления изученного материала, обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок;

-  использование на уроке коллективной, индивидуальной и групповой форм работы;

- урок по определённой технологии.

Считаю одним из главных подходов обучения системно–деятельностный, при котором ученики являются ведущими «действующими героями» на уроке, организуют самостоятельный поиск, в процессе которого неизбежно приобретается опыт целеполагания, ставятся и достигаются определенные цели, приобретается опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки, умение адекватного общения и коммуникативного воздействия на оппонентов.

В условиях реализации требований ФГОС ООО современными и актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, кейс-технология и т.д.

Я изучила многие технологии, но на практике я применяю самые действенные из них, на мой взгляд.

Информационно - коммуникационная технология. Использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, что способствует хорошему усвоению учебного материала. Экономится время урока, объём материала становится больше, урок становится зрелищным и наглядным. Но, пожалуй, главное преимущество использования ИКТ на уроках – создание положительного настроя.  

Часто использую мультимедийные презентации к УМК, составленные самостоятельно или приготовленные учениками. Например, к уроку по теме «Дроби. Проценты» (творческое домашнее задание) ученики готовили презентации «Из истории возникновения. Интересные факты. Практическое применение в жизни». При подведении учеников к подаче новых знаний, формулировании темы и целей урока презентации играют важную роль визуального восприятия. Мультимедийные презентации использую и с целью демонстрации занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды); а также при организации устной работы (развитие вычислительного навыка, проверка теоретических знаний); на этапе контроля (тестовые задания).

Грамотный подбор материала в используемых презентациях подымает интерес и создает положительный рабочий настрой на уроке.

Часто применяю такие виды мультимедийных презентаций, как анимированные схемы, чертежи. Использую презентации из коллекции цифровых образовательных ресурсов. Иногда презентации, содержащие различные видеофрагменты и озвученные профессиональными дикторами.

Одним из наглядных и эффективных способов достижения результативности на этапе закрепления темы является применение кейс-технологии в форме схем, таблиц. На этапе отработки навыка работаем с тренажёром, тестами.  

Важно помнить! Что презентация не должна занимать весь урок, можно потерять смысл и ценность урока, темп, да и о здоровье учеников не надо забывать.

Технология «Метод проектов».

Уже несколько лет применяю данную технологию в своей работе на уроках математики, начиная внедрять её с 5 класса.  Что такое проект? Это работа, направленная на решение конкретной задачи, совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, которая направленна на достижение общего результата.

 Продумывается тема проекта, его тип, форма, варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. В итоге получаются очень продуктивные и интересные уроки. В учениках данный вид работы воспитывает ответственность и серьёзность отношения к своему труду. Например, подготовка кроссвордов по теме, выполнение необходимых измерений и математический расчет, задачи практической направленности, составление рефератов, подготовка презентаций и выступлений перед аудиторией одноклассников. Учащиеся работают самостоятельно, в парах или группах, итогом работы становится урок, на котором учащиеся демонстрируют свои проекты.

Технология личностно - ориентированного обучения. Данная технология предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося. Это градация по сложности программного материала, доступного ученику; распределение детей по группам разных видов; индивидуальный подход к каждому ребёнку.

  С 5 класса мои ученики учатся составлять схемы и таблицы, для записи кратких основных понятий, объединяют изучаемый материал в крупные блоки, составляют алгоритмы, использование которых помогает обеспечить прочное усвоение теоретических знаний.  

        Применяю индивидуальный подход, который предполагает работу отдельно с каждым учеником. К примеру, организую индивидуальную работу с учениками (консультация, карточка, работа у доски, работа по образцу, пара сильный-слабый).

Учитывая способности детей, составляю разноуровневые задания:

 для уровня воспроизведения: заполнить пропуски, найти ошибку, отметить верные утверждения, работать по образцу;

для продуктивного уровня: решать задачи с уже усвоенным алгоритмом   их   выполнения;

для творческого уровня: применять полученные навыки в нестандартных задачах, построенных на реальных ситуациях.

 Нередко использую работу в парах, которая дает возможность учащимся почувствовать себя в роли лидера, отвечающего за общий успех. Работа в парах эффективна при взаимоопроверке полученных результатов, проверке заучивания определений и правил, в процессе отработки алгоритма действия. Например, при развитии вычислительного навыка даю задание подготовить карточку с примерами для соседа по парте. Данная форма работы способствует формированию коммуникабельности. Отрабатываются не только предметные результаты, но и личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.

        

Игровая технология. Игра - одно из эффективных средств формирования культуры поведения. Познания окружающего мира, дается ребенку в доступной и интересной форме, заставляет задуматься над своими поведенческими реакциями. У игры всегда есть определенные правила, что очень дисциплинирует.         Здесь можно предложить крестики-нолики (адаптированные на математику), морской бой, любой соревновательный момент в виде эстафеты, творческий момент при работе с координатной плоскостью. В игровой форме учащиеся учатся высказывать собственное мнение, считаться с мнением остальных учащихся класса, объективно оценивать выступления одноклассников, я в то же время проверяю знания и умение применять их на практике.                                                                                                            

Здоровьесберегающие технологии. Большое внимание уделяю укреплению здоровья детей, безопасности жизни, нравственного и духовного благополучия. Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни. Это распределение нагрузки на уроке, смена деятельности, комфортный режим работы, психического и эмоционального состояния, позитивных нравственно-духовных ценностей.  

Для укрепления здоровья в средних классах регулярно провожу физкультминутки, используя видеоматериал; сами ребята не прочь провести физкультминутку; слежу за правильной осанкой, за положением тетради, посадкой.

Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель понимали и оценивали образовательную деятельность, соотносили со своими целями, осознавали возникающую проблему, делали выводу и находили пути решения. Использую разнообразные формы рефлексии: самоанализ, аргументированное обсуждение, анкетирование.

 Мне лично очень понравилась рефлексия в виде игры «Золотой микрофон». Цель – подвести итог урока. Сформулировать основные понятия, изученные на уроке. Учитель задает учащемуся контрольный вопрос по изученному материалу и передает ему микрофон. После ответа, учащийся также задает вопрос, но уже другому ученику. И так по цепочке. Эффективность этой игры в том, что ребенок на короткое время сам получает бразды правления в свои руки и выполняет ведущую роль.

 Технология проблемного обучения. Очень важно уметь определять проблему темы или задания уроке. Зачем? Чтобы ученик понимал, что он должен сделать, для чего ему это надо, какие пути решения он может предложить или чему он должен научиться.

Чтобы на уроке ребенок оставался сосредоточенным, заинтересованным, ему нужно находиться в постоянном поиске решения проблемы.

 Эффективность технологии проблемного обучения способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач. Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое и осознанное овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Применяю данную технологию на этапе актуализации новых знаний. Ученик сталкивается с проблемой, которую не может решить, тогда приходит понимание необходимости открытия нового знания, что позволяет осознанно работать на уроке, добиваться поставленных целей, чувствовать значимость своего труда и свою ответственность.

Всегда необходимо помнить, что какой бы метод мы на уроке не применяли, главное это результат. Каждый урок может быть открытием и для ученика, и для учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме : "Активные методы обучения на уроках математики в условиях ФГОС".

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабоче...

Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС.

Методический семинар.  Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС....

Технологии развивающего обучения на уроках математики в условиях ФГОС

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.      Особенность федеральных государ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в условиях ФГОС

наработка опыта работы на тему формирование универсальных  учебных действий на уроках математики в условиях ФГОС...

Статья "Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО"

Статья о различных связях между другими учебными предметами при изучении математики в условиях реализации ФГОС ООО....

Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО

Новый ФГОС ООО призван найти решение задачи, связанной с новым качеством содержания образования. Задача – научить учащегося ориентироваться в этом потоке информации. Важнейшей задачей современно...

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в условиях ФГОС.

Вместо сухого и монотонного изложения материала, можно применять живое и  активное общение. Творческий подход повышает интерес у обучающихся, а значит и результативность урока....