Рабочая программа внеурочной деятельности по математике
рабочая программа по математике (6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для всех" рассчитана на 1 час в неделю и 34 часа в год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vneurochka_matematika_dlya_vseh_6_kl.doc348.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 внеурочной деятельности «Математика для всех» в  6 «Б», 6 «Г», 6 «Д», 6 «Е»  классах

                                               (название предмета)

                                                                                                           Учитель И.А. Зиборова

Смоленск

2018

Пояснительная записка

            Данная программа внеурочной деятельности имеет общеинтеллектуальное направление, рассчитана: 1час в неделю, всего 34 в год.

Срок реализации программы: 1 год. Программа реализуется за счёт часов, отведённых для внеурочной деятельности по ФГОС второго поколения и предназначена для учащихся 6-х классов.  

           Актуальность программы  обусловлена общими требованиями Стандарта и спецификой математики, как предмета, направленного на познание действительности через реальные процессы и явления; овладение символьным языком математической модели; овладение простейшими способами пространственного представления.

          Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений  школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • Обучающие:

  • формировать приемы решения задач - от самых простых до более сложных;
  • осваивать понятие о математических отношениях;
  • осваивать  приемы передачи условия задачи;
  • изучать основные приемы решения задач;
  • знакомиться с оригинальными путями рассуждений,
  • овладение элементарными навыками проектной и исследовательской деятельности,

  • Развивающие:
  • развивать умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;
  • развивать способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
  • развивать умение анализировать свое решение задачи в процессе работы, сравнивая его с работами других учащихся;
  • Воспитывающие:
  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;
  • воспитывать интерес к занятию математикой.

Формы работы:

  • вводные и обобщающие занятия;
  • деловые игры;
  • интеллектуальные турниры;
  • математические бои.
  • защита проектов

Формы оценивания внеурочной деятельности 

данной программы являются:

  • портфолио ученика;
  • самооценка ученика;
  • выставка достижений учащихся;
  • выпуск газет;
  • участие в олимпиадах  конкурсах, соревнованиях;
  • участие в дне науки /защита пректов/

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

          «Математика для всех» входит во внеурочную  деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. «Математика для всех» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты. Во  время занятий, важно, поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Планируемые результаты

Личностными результатами 

изучения данного  курса внеурочной деятельности являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданнымиправилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи.

Предметные результаты

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать по строенную конструкцию с образцом.

Содержание

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом

шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры:

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,

«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»

(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Название разделов и тем

Содержание

Общее количество часов

Часы аудиторных

занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Интеллектуальная разминка.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

1

1

2

«Числовой» конструктор»

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,

90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

1

1

3

Геометрия вокруг нас.

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников

1

0,5

0,5

4

Волшебные переливания.

Задачи на переливание.

1

1

5

В царстве смекалки.

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

1

6

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач.

1

1

7

Шаг в будущее. Математические игры.

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой», конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

1

1

8

«Спичечный» конструктор.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

1

1

9

Построение конструкции по заданному образцу.

1

1

10

Числовые головоломки.

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

1

11

Интеллектуальная разминка.

Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

1

12

Электронные математические игры.

1

1

13

Математические фокусы.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

1

1

14

Математические игры.

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

1

0,5

0,5

15

Секреты чисел.

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа тремя одинаковыми цифрами.

1

1

16

Математическая копилка.

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

1

1

17

Математическое путешествие.

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.

1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 +

+ 150= 670

1

1

18

Выбери маршрут.

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

1

1

19

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

1

20

Выпуск математической газеты.

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1

1

21

В царстве смекалки.

1

1

22

Мир занимательных задач.

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

1

1

23

Геометрический калейдоскоп.

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

1

1

24

Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

1

25

Разверни листок.

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

1

1

26

От секунды до столетия.

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников

1

0.5

0,5

27

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

1

1

28

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

1

1

29

Конкурс смекалки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

1

1

30

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

1

0,5

0,5

31

Математические фокусы.

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

1

1

32

Энциклопедия математических развлечений.

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

1

1

33

Составление сборника занимательных заданий.

1

1

34

Математический лабиринт.

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

1

1

Описание учебно-методического, материально – технического и информационного обеспечения внеурочной деятельности.

Литература

Для учителя:

Варина Ф.В. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. – Тула, 1992.

Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников.- М., 1982.

Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике в школе.- М., 1976.

Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М., 1995.

Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.- Академия развития. Ярославль. 1997.

Математические кружки в школе 5-8 классы. – М., 2008.

Интернет. Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы.

Интернет. Федеральный портал «Дополнительное образование детей»

Для учащихся:

Энциклопедия для детей. Математика.- М., 1998.

Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М., 1995.

Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.- Академия развития. – Ярославль, 1997.

Специфическое сопровождение (оборудование)

классная  доска  с  набором  приспособлений  для  крепления   таблиц;

магнитная   доска;

экспозиционный   экран;

персональный  компьютер;

мультимедийный   проектор; 

демонстрационные     измерительные     инструменты    и   приспособления     (размеченные   и  неразмеченные    линейки,   циркули,   наборы   угольников,  мерки);

демонстрационные     пособия   для   изучения   геометрических     величин    (длины, периметра):   палетка,   квадраты (мерки)  и др.;

демонстрационные     пособия   для   изучения  геометрических    фигур:  модели   геометрических     фигур    и   тел,   развертки геометрических    тел;

учебные   пособия   для   изучения    геометрических    фигур,   геометрического     конструирования:     модели   геометрических фигур  и  тел,  развертки   геометрических тел.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • Научные статьи по темам
  • Конспекты занятий
  • Печатные издания

Дидактический материал представлен:

  • Таблица «Мер и весов»
  • Таблица «Правила арифметики»
  • Таблица «Пифагора»
  • Таблица «Квадрат числа»
  • Методические игры
  • Математические сказки
  • Тематические карточки с заданиями

Учебные пособия:

  • Палочки
  • Калькуляторы
  • Измерительные приборы (линейка, треугольник, транспортир, циркуль)

Лекционный материал:

  • Беседа «История календаря»
  • Беседа «Как люди научились считать»
  • Беседа «Выдающиеся отечественные математики»

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:

Инструменты и приспособления:

  • Магниты
  • Канцелярские принадлежности
  • Указка
  • Измерительные приборы

Материалы:

  • Ватман
  • Цветные карандаши
  • Палочки
  • Цветная бумага
  • Альбомы

Электронные средства обучения:

  • Презентации по темам
  • Электронные энциклопедии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа  для 6 классов средних общеобразовательных школ....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты и способы их пртоверки, содержание крса внеурочной деятельности, тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 9 классе " Реальная математика"

Днанный материал поможет учителям математики при планировании внеурочной деятельности...