Достижение результативности в формировании универсальных учебных действий при обучении по УМК «Математика, 5–6» автора М.И.Башмакова
статья по математике (5 класс)

Федорова Татьяна Викторовна

УМК автора М.И. Башмакова по математике в 5-6 классах в полной мере отвечает требованиям ФГОС. Логика изложения, организация учебного материала, его содержание способствуют формированию универсальных учебных действий  учащихся. В статье описаны некоторые фрагменты учебника, которые являются наиболее эффективным средством формирования УУД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_pri_obuchenii_po_umk_m.i.bashmakova_5-6.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Достижение результативности в формировании универсальных учебных действий при обучении по УМК «Математика, 5–6»
автора М.И.Башмакова

Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики  его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей.

Традиционная парадигма «человек знающий» заменяется парадигмой «человек, подготовленный к жизнедеятельности». Важнейшей задачей теперь является развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Приоритетным направлением теперь является реализация развивающего потенциала образования.

Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В психологическом значении термин УУД можно определить, как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Основными функциями УУД являются: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Нужно отметить, что ФГОС детально  информирует о результатах метапредметного обучения, но не дает практических рекомендаций по поводу формирования способов УУД, в результате чего формирование результатов ложиться на плечи учителя.

УМК автора М.И. Башмакова по математике в 5-6 классах в полной мере отвечает требованиям ФГОС. Логика изложения, организация учебного материала, его содержание способствуют формированию универсальных учебных действий.

УМК автора М.И. Башмакова «Математика, 5-6», начиная с 2013-2014 учебного года, был внесен в «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Учебники продолжают линию, начатую автором для начальной школы в системе "Планета знаний", издательство "Астрель". В УМК входит: учебник "Математика" I и II части для 5 класса и I и II часть для 6 класса, рабочие тетради в двух частях для каждого класса, сборник диагностических и контрольных работ для 5 и 6 класса, книга для учителя. Самостоятельные работы вошли в Книгу для учителя.

Лично я, имея опыт работы с этим УМК, хочу обратить внимание на его достоинства.

Я нахожу очень удачным разделение учебников для 5-6 классов на две части (первое и второе полугодие), что позволяет существенно облегчить портфель школьников. Следует также отметить красочное оформление учебника.

Хочу остановиться на некоторых фрагментах учебника, которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективным средством формирования УУД

Рубрика «Чему следует научиться»

Рубрика размещена в конце теоретического материала каждой темы. В ней перечисляются конкретные умения, которыми должен овладеть обучающийся после изучения темы, и рассматриваются соответствующие примеры.

Например, в теме «Деление с остатком» в этой рубрике перечисляются умения: делить числа с остатком, находить последнюю цифру числовых выражений, находить остатки от деления выражений на небольшие числа и работать с ними. Каждое умение сопровождается рассмотрением конкретным примером.  

Наличие в учебнике этой рубрики способствует формированию регулятивных учебных действий, а именно: постановке цели, прогнозированию результатов, контролю и коррекции своих действий, оценки успешности усвоения учебного материала.

Рубрика «Заглянем вперед»

В разделах под этим заголовком дается расширение учебного материала, изучаемого на уроке, это позволяет ученику отойти от строго линейного, последовательного изучения темы. Так, например, в теме «Симметрия» рассматривается параллельный перенос.

«Заглянуть вперед» я поручала небольшой группе учащихся. Они должны были изучить содержимое рубрики, при необходимости добавить материал учебника, используя различные источники информации, и рассказать о новых знаниях одноклассникам на уроке.

Эта рубрика явилась эффективным средством формирования  познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий учащихся: осуществление поиска, отбора и структурирование необходимой информации, произведение анализа и преобразования информации, планирование и согласованное выполнение совместной деятельности.

Лабораторные работы

Во многих параграфах учебника присутствуют «Лабораторные работы», оснащенные инструкцией, в ходе выполнения которой можно найти  ответ на многие интересные вопросы, например, «Как вычислить день недели в этом столетии?», «Как узнать, делится ли число на 7?», «Как нарисовать яйцо?»,  «Как вычислить объем пирамиды Хеопса?», «Как вычислить площадь криволинейной трапеции?», «Как построить овал?». Интересные по содержанию лабораторные работы способствуют развитию творчества учеников. Так, после выполнения нескольких  лабораторных работ на построения с помощью циркуля и линейки  родился конкурс творческих работ с одноименным названием  «С помощью циркуля и линейки».

Лабораторные работы демонстрируют учащимся, как на практике можно применять математические знания.  При выполнении лабораторных работ у обучающихся формируются такие регулятивные УУД как: формирование умения целеполагания, планирования своей деятельности, умения находить алгоритм решения и выдвигать гипотезы, умение оформлять, проверять и оценивать конечный результат, самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания.

Гипотезы

В учебнике присутствуют серии задач, связанных одним сюжетом, иногда они называются «Гипотезы». Решая эти задачи, ученики должны проводить наблюдения, создавать обобщения, находить причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, проверять гипотезы вычислением.

Хочу отметить, что в учебник включены вводные диалоги, исторические беседы, материалы для математического кружка.

Нетрадиционные разделы учебника, необычные формы заданий, интересное содержание математических задач требуют от учителя применения активных форм и методов обучения, способствуют развитию творческого подхода к преподаванию и, как следствие, являются эффективным средством формирования УУД у обучающихся.  

Федорова Т.В. – преподаватель математики ФГКОУ «Нахимовское ВМУ МО РФ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Формирование универсальных учебных действий при обучении решению сюжетных задач

Овладение универсальными учебными действиями в процессе решения сюжетных задач создают возможность самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, так как это обобщенные дей...

Формирование универсальных учебных действий при обучении русскому языку по УМК С. И. Львовой в условиях перехода на ФГОС ООО (из опыта работы).

Предлагаемая статья будет интересна педагогам, заинтересованным в подборе УМК для среднего звена в условиях перехода на ФГОС ООО, так как содержит аналитический материал учебников по русскому языку по...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...

Методическая разработка мастер-класса "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО"

Мастер-класс по теме "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО" был проведен с учителями математики в рамках районного семинара. Ц...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ОПЫТ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ» Тема: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на основе использования занимательных заданий и упражнений на уроках технологии».

Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе - это формирование творческой личности. Обществу необходимы люди, которые творчески подходят к решению различных зад...