Внеурочная работа "Занимательная математика"
учебно-методический материал по математике (5, 6, 7 класс)

Имамутдинова Гульчачак Фанусовна

Настоящая рабочая программа кружка по математике «Занимательная математика» для учащихся 5-7 классов создана на основе  ФГОС основного общего образования. Актуальность  данного курса определяется тем, что учащиеся расширяют представления   о математике, об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре.   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа кружка по математике «Занимательная математика» для учащихся 5-7 классов создана на основе  ФГОС основного общего образования. Актуальность  данного курса определяется тем, что учащиеся расширяют представления   о математике, об исторических корнях математических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре.   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
           При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания
обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Работа с обучающимися во внеурочное время направлено на достижение следующих целей:

  • в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
  • в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Цели кружка:

  • расширение и углубление знаний учащихся по  математике,
  • привитие интереса учащихся к математике,
  • развитие математического кругозора, логического мышления,    исследовательских умений   учащихся,
  • воспитание настойчивости, инициативы,
  • развитие наблюдательности, умения нестандартно мыслить.

  Задачи кружка:  

  • формирование навыков использования соответствующего математического аппарата при решении задач,                                                                                                                    
  • расширение представлений учащихся об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности,
  • расширение понимания значимости математики для общественного прогресса.

Планируемые результаты

Предполагаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

В результате занятий  учащиеся должны

Знать:

-          старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

-          названия больших чисел;

-          свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;

-          приёмы быстрого счёта;

-          методы решения логических задач;

-          свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

-          понятие графа;

-          понятие софизма.

Уметь:

-          читать и записывать римские числа;

-          читать и записывать большие числа;

-          пользоваться приёмами быстрого счёта;

-          решать текстовые  задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

-          использовать различные приёмы при решении логических задач;

-          решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

-          решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.

-          выполнять проектные работы.

              Результатами   реализации программы являются: успешные выступления учащихся на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах,  а также создание брошюры  «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 5-6 классов), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.

Формируемые УУД

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

- формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Содержание курса

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Занимательн-ая арифметика

Тема 1.Запись цифр и чисел у других народов

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.  Цифры у разных народов.  Римская нумерация.

Тема 2.Числа - великаны и числа- малютки

Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

Тема3.  Упражнения на быстрый счёт

Некоторые приёмы быстрого счёта.

Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.

Умножение на число, оканчивающееся на 5.

Умножение и деление на 25,75,50,125.

Умножение и деление на 111,1111 и т.д.

Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.

Умножение чисел, близких к 100.

Умножение на число, близкое к 1000.

Умножение на 101,1001 и т.д. 

5

Заниматель-ные задачи

Тема 1 . Магические квадраты.

Отгадывание и составление магических квадратов.

Тема 2. Математические фокусы.

Математические фокусы с «угадыванием чисел».  Примеры математических фокусов.

Тема 3. Математические ребусы.

Решение заданий на восстановление записей вычислений.

Тема 4. Софизмы.

Понятие софизма. Примеры софизмов.

Тема 5. Задачи с числами

 Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.

 Тема 6. Задачи – шутки

 Решение  шуточных задач в форме загадок.

9

Логические задачи

Тема 1.Задачи, решаемые с конца.

Решение сюжетных, текстовых  задач методом «с конца».

Тема 2.Круги Эйлера.

 Решение задач с использованием кругов Эйлера.

 Тема 3.Простейшие графы

 Понятие графа. Решение простейших задач  на  графы.

 Тема 4.Задачи на переливания.

Решение текстовых задач на переливание.

Тема 5.  Взвешивания.

Решение задач  на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.

Тема 6.  Задачи на движение.

Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление,  движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.

Тема 7.Старинные задачи

Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

11

Геометричес-кие задачи

Тема 1.Задачи на разрезания.

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

Тема 2. Задачи со спичками.

Решение занимательных задач со спичками.

Тема 3.Геометрические головоломки.

«Танграм».

3

Проекты

Тема 1.Выбор тем и выполнение проектных работ.

 Примерные темы проектов:

·         Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.

·         Софизмы и парадоксы.

·         Математические фокусы.

·         Математика и искусство.

·         Математика и музыка.

·         Лабиринты.

·         Палиндромы.

·          Четыре действия математики.

·         Древние меры длины.

·         Возникновение чисел.

·          Счёты.

·          Старинные русские меры.

·          Магические квадраты.

2

Решение задач по всему курсу

Тема 1.Решение задач

Тема 2.Составление  и выпуск брошюры «Математическая шкатулка»

4

 

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Название разделов

Тема занятий

Количество часов

Основные формы  организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Занимательная арифметика

Запись цифр и чисел у других народов

1

Математический кроссворд

Познавательная

2-3

Числа - великаны и числа- малютки

2

Игра – соревнова-ние

Игровая

4-5

Приёмы  быстрого счёта

2

Математи-ческий бой

Игровая

6

Занимательные задачи

Магические квадраты

1

Устный счет

Познавательная

7-8

Математические фокусы

2

Работа в группах

Проблемно-ценностное общение

9-10

Математические ребусы

2

Игра – соревнова-ние

Коммуникатив-ная

11

Софизмы

1

Круглый стол

Коммуникатив-ная

12

Задачи с числами

1

Работа в группах

Познавательная

13

Задачи шутки

1

«Мозговой штурм»

Игровая

14

Старинные задачи

1

Игра «Что? Где? Когда?»

Игровая

15

Логические задачи

Задачи, решаемые с конца

1

Круглый стол

Ценностно-ориентировоч-ная

16-17

Круги Эйлера

2

Работа в парах

Коммуникатив-ная

18-19

Простейшие графы

2

Урок - конкурс

Познавательная

20-21

Задачи на переливания

2

Практичес-кое занятие

Познавательная

22-23

Задачи на взвешивания

2

Практичес-кое занятие

Познавательная

24-25

Задачи на движение

2

Практичес-кое занятие

Познавательная

26

Геометрические задачи

 

Задачи на разрезание 

1

Практичес-кое занятие

Игровая

27

Задачи со спичками

1

Практичес-кое занятие

Игровая

28

Геометрические головоломки

1

КВН

Игровая

29-30

Проекты

Проектные работы

2

Проект

Проектная работа

31-32

Решение задач по всему курсу

Решение задач

2

Математи-ческая олимпиада

Познавательная

33-34

Составление  и выпуск брошюры «Математическая шкатулка»

2

Трудовая деятельность

 

Материально-техническое обеспечение

компьютер;

проектор;

экран;

интерактивная доска

Литература

  1. И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин,  Математика.  Задачи на смекалку. 5-6 кл. М.: Просвещение, 2010.

2.  И Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева.   Наглядная геометрия 5-6 кл. М.: Дрофа, 2010.

3. Учебники  Математика 5,6 кл под редакцией С.М.Никольского, разделы «Дополнения к главам», М.: Просвещение, 2016.

4. А.В.Фарков «Математические олимпиады» 5-6 классы  М.: Экзамен, 2016.

5. Т.Б. Анфимова Математика. Внеурочные занятия. 5 – 6 классы.   М.: Илекса,2011

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"

В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...

Программа внеурочной деятельности "Математика для увлеченных"

Программа  «Математика для увлеченных», направлена на развитие логического мышления обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике, выявление и развитие их математических способносте...

Внеурочная деятельность.Математика 7 класс

Внеурочная деятельность.Математика 7 класс...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математик-бизнесмен"

Сценарий внеурочного мероприятия по математике для 8 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...