Интерактивные технологии обучения на уроках математики
статья по математике

В современной школе одной из актуальной задачи является переход на компетентностный подход в обучении, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных знаний, умений и навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии обучения на уроках математики

 

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Структура процесса обучения с применением ТИО.

  1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.
  2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Обучающиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры.
  3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.
  4. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.

Рассмотрим подробно несколько технологий интерактивного обучения, достаточно широко применяемые на уроках. В целом, говоря об интерактивном обучении, понятие возрастных ограничений, на мой взгляд, отсутствует. Одни и те же технологии одинаково хорошо работают и в 5, и в 11 классах [1].

Виды интерактивных технологий

Интерактивное обучение – это форма организации познавательной и коммуникативной деятельности путем двустороннего общения и диалога учителя с учащимися. Главное достоинство интерактивного обучения заключается в постоянном взаимодействии педагога и учащихся. Такое общение позволяет активно участвовать всем в образовательном процессе, свободно высказывать свое мнение и анализировать свои решения, получать обратную связь не только от преподавателя, но и от одноклассников, облегчить процесс запоминания новой информации.  

Специальная организация освоения способов деятельности на основе процессов рефлексии и понимания помогает учащимся совершить увлекательный путь открытия знаний, способствует формированию у школьников способности самостоятельно ставить вопросы и уметь находить на них ответы.

Интерактивные методы преподавания помогают развивать интеллектуальные способности учащихся, аналитическое мышление, формировать ответственность за собственное обучение.

Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различные технологии:

Большой круг 

Форма группового взаимодействия. Работа происходит в несколько этапов:

  1. Ученики рассаживаются в большом кругу. И на первом этапе формулируется проблема.  
  2. Каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает свой вариант решения проблемы.  
  3. Затем каждый ученик зачитывает свои предложения, группа, молча, выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.  

Такой прием подходит в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или направления решения этой проблемы.  

Карусель 

Карусель или вертушка – по форме проведения напоминает подобие детского аттракциона, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внешнее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, за несколько минут ученики успевают обсудить несколько тем, а также выслушать теорию своего собеседника. Эта технология заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.  Броуновское движение 

Эта технология предполагает движение учеников по классу для сбора необходимой информации. Причем можно заранее распределить роли, каждый участник получает обходной лист с вопросами и заданиями. В конце занятия ученики должны представить свои рассуждения и разработки.

Учитель помогает формулировать вопросы и корректирует ответы.

Работа в малых группах 

Одна из самых популярных интерактивных технологий – это работа в группах. Практически каждый педагог применяет ее на своих уроках, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Умение активно слушать, вырабатывать свое мнение, умение прислушиваться к чужому мнению. Тактично и корректно исправлять собеседника, а также разрешать возникающие разногласия.  

Метод обучения в парах (спарринг-партнерство) 

Спарринг (от англ. sparring). Основная идея - всесторонняя подготовка к соревнованиям. По форме организации спарринг-партнерство представляет собой разновидность парной работы, в которой обучающиеся, исполняя роль соперников в состязании, выполняют задания по заранее заданному педагогом алгоритму.  

Дерево решений 

 Ученикам необходимо разделиться на несколько групп с одинаковым количеством учеников. Каждой группе предлагается обсудить вопрос и сделать запись на своем «дереве», затем группы меняются «деревьями» дописывают на ветвях деревьев соседей свои идеи и рассуждения. Этот метод эффективен при рассмотрении большой темы или параграфа. Предлагается изготавливать дерево в начале изучения темы, а в ходе работы корректировать, и дополнять.  

Аквариум 

Идея технологии "Аквариум" сродни с прозрачным сосудом. Это форма диалога, когда ученикам предлагают «выступить перед публикой». «Аквариум» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Группа учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.  

Мозговой штурм или атака 

Это множество предложений по решению некоторой проблемы. Причем важно мнение каждого ученика. Ответы выписываются на листе бумаги или на доске для общего обозрения. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Когда весь поток идей изложен, ученики анализируют, выбирают несколько и апробируют. Затем, если результат не получен, то возвращаются к остальным.

Кейс-метод 

Кейс-метод или разбор конкретных производственных ситуаций используется для решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Данный метод способствует активизации обучающихся, стимулированию и достижению успеха участников. Обучающиеся анализируют конкретную ситуацию, разбираются в сути проблем, а также предлагают возможные варианты решения и выбор лучшего из них.

Метод проектов 

Ученики объединяются в небольшие группы и разрабатывают, например, решение задачи практического характера или схему проведения эксперимента. Эта аналитическая работа позволяют улучшить навыки логического мышления, максимально раскрывают творческие возможности учеников и стимулируют их к научно-исследовательской работе. Такая деятельность имеет множество преимуществ.

Кластер. 

Кластер (от англ. сluster – гроздь, связка) – совокупность нескольких однородных элементов, которое рассматривается как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Кластер – это карта понятий, позволяющая ученикам размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память. Кластер – это графический способ представления материала, позволяющий наглядно описать те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Синквейн 

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это стихотворение, состоящее из пяти строк. При составлении синквейна, необходимо краткими выражениями изложить основной учебный материал или его идею.

  • Первая строка – одно ключевое слово (понятие), определяющее содержание синквейна.
  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.
  • Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выказывает свое отношение.
  • Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Пазл 

«Пазл» - известная детская головоломка по сбору картинок из неровных частей. Выполнение заданий по этому методу построено на основе игры. Изучаемый или контролируемый материал частично записан на отдельных карточках. В каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик должен собрать все карточки по указанному учителем материалу. На уроках математики его можно использовать при работе с формулами, при решении уравнений и задач. Данный метод способствует формированию внимания, сосредоточенности, умения собирать и анализировать полученную информацию. Учебный «пазл» можно составлять с учащимися на любой стадии изучения материала, в любой возрастной группе. Это может быть индивидуальная или коллективная работа.

Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики [2].

Литература:

  1. Подходова Н.С. Метаметодический подход к образовательному процессу // Современные наукоемкие технологии. - № 6. - 2004 - С. 14 – 16.
  2. Стебенева, Н.Л. Путь к успеху / Н.Л.Стебенева, Н.Ф.Королѐва. –

М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных технологий обучения на уроках математики в специальной (коррекционной) школе.

В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий, которые все чаще используются при обучении различным учебным дисциплин...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...

Статья "Интерактивные технологии обучения на уроках английского языка"

Актуальность использования интерактивных технологийсостоит в том, что в последние годы в образовательном процессе широкое распространение получили активные методы обучения, основанные на механизме инт...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Интерактивные технологии  основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые в...