Рабочая программа по математике для 5-6 класса
рабочая программа по математике (5, 6 класс)

Маркова Ольга Александровна

Аннотация к рабочей программе курса «Математика», 5-6 классы(ФГОС)

Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, ориентирована на использование учебника С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А.В. Шевкина (М.: Просвещение, 2016 г.). Сборник рабочих программ «Математика 5-6 классы», составитель Т.А.Бурмистрова, М. «Просвещение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_matematika_5-6_kl.docx52.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 

по  математике  для 5-6 класса

Срок реализации программы: 2021/2022 учебный год

                                     Программу составил:

                                                                                                                 

Санкт-Петербург

2021

   I.Пояснительная записка  

Аннотация к рабочей программе курса «Математика», 5-6 классы(ФГОС)

Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, ориентирована на использование учебника С. М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А.В. Шевкина (М.: Просвещение, 2016 г.). Сборник рабочих программ «Математика 5-6 классы», составитель Т.А.Бурмистрова, М. «Просвещение», 2014г.

               Место учебного предмета в   учебном   плане

  Учебный (образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах основной школы  отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 340 уроков.

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Кол-во контрольных работ

5

5

170

9

6

5

170

9

           II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  •  ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
  • умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

  • способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  • способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентностй);
  • первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
  • развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  • понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для рещения учебных математических проблем;
  • способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметные:

  • умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
  • владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.);
  • умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  • умения пользоваться изученными математическими формулами;
  • умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

          Рациональные числа

Ученик научится:

1) понимать особенности десятичной системы счисления;

2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и

   задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;

Ученик получит возможность:

  1. познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
  2. углубить и развивать представления о натуральных числах и свойствах делимости;
  3. научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

Ученик получит возможность:

  1. развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
  2. развивать и углубить знания о десятичной записи рациональных чисел.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

  1.  использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
  2. выполнять прикидку и оценку значений числовых и буквенных выражений.

Ученик получит возможность:

  1. понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
  2.  понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

  1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  2. распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  3. строить развертки куба и прямоугольного параллелепипеда;
  4. определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  5. вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

           Ученик получит возможность:

  1. вычислять объемы пространственных  геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  2. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  3. применять понятие развертки для выполнения практических расчетов

 III.Содержание учебного предмета

Натуральные числа и нуль

  Натуральный ряд чисел и его свойства. Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач.

Запись и чтение натуральных чисел. Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел.

Округление натуральных чисел.  Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел.

Сравнение натуральных чисел, сравнение с числом 0.  Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулем, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел.

 Действия с натуральными числами. Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания. Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия. Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения, обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий.

 Степень с натуральным показателем.  Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.

Числовые выражения.  Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий. Деление с остатком.  Деление с остатком на множестве натуральных чисел, свойства деления с остатком. Практические задачи на деление с остатком.

Свойства и признаки делимости.  Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Признаки делимости на 4, 6, 8, 11. Доказательство признаков делимости. Решение практических задач с применением признаков делимости.

Разложение числа на простые множители.  Простые и составные числа, решето Эратосфена. Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители. Количество делителей числа, алгоритм разложения числа на простые множители, основная теорема арифметики.

Алгебраические выражения. Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений.

Делители и кратные. Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя. Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.

Дроби

Обыкновенные дроби. Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).346 Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Арифметические действия со смешанными дробями. Арифметические действия с дробными числами. Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.

 Десятичные дроби.  Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.

 Отношение двух чисел.  Масштаб на плане и карте. Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.

 Среднее арифметическое чисел.  Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. Среднее арифметическое нескольких чисел.

 Проценты.  Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами. Диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм. Изображение диаграмм по числовым данным.

 Рациональные числа

 Положительные и отрицательные числа. Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел. Понятие о рациональном числе. Первичное представление о множестве рациональных чисел. Действия с рациональными числами.

Решение текстовых задач

Единицы измерений: длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.

Задачи на все арифметические действия. Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

 Задачи на движение, работу и покупки. Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.

 Задачи на части, доли, проценты Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач. Логические задачи Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.  

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.

Наглядная геометрия Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур. Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.

История математики 
Появление  цифр,  букв,  иероглифов  в  процессе  счета  и  распределения

продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией.  

Рождение  шестидесятеричной  системы  счисления.  Появление десятичной записи чисел. Рождение  и  развитие  арифметики  натуральных  чисел.  НОК,  НОД, простые числа. Решето Эратосфена.  

Появление нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль

Диофанта. Почему (-1)(-1)=+1?

Дроби  в  Вавилоне,  Египте,  Риме.  Открытие  десятичных  дробей.

Старинные  системы  мер.  Десятичные  дроби  и  метрическая  система  мер.  Л. Магницкий.

5  класс

Тема (модуль)

Ключевые воспитательные задачи

Формы работы

Количество часов, отводимых на изучение темы

1.

Повторение курса начальной школы

1.Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

2.Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми

Уроки  обобщения  и  систематизации  знаний,  уроки контроля и коррекции знаний

6

2.

Натуральные числа и нуль

1. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения,

Уроки  усвоения  новых  знаний,   уроки  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций, урок  обобщения  и  систематизации  знаний,  урок контроля и коррекции знаний,   уроки с игровой состязательной основой, интегрированные уроки

42

3.

Измерение величин

1. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников

Уроки  усвоения  новых  знаний,   уроки  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций, урок  обобщения  и  систематизации  знаний,  урок контроля и коррекции знаний,   уроки с игровой состязательной основой, интегрированные уроки

30

4.

Делимость натуральных чисел

1. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников

Уроки  усвоения  новых  знаний,   уроки  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций, урок  обобщения  и  систематизации  знаний,  урок контроля и коррекции знаний,   уроки с игровой состязательной основой, интегрированные уроки

17

5.

Обыкновенные дроби

1. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников

Уроки  усвоения  новых  знаний,   уроки  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций, урок  обобщения  и  систематизации  знаний,  урок контроля и коррекции знаний,   уроки с игровой состязательной основой, интегрированные уроки

65

6

Комбинаторика. Вероятность

1. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

Уроки  усвоения  новых  знаний,   уроки  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций, урок  обобщения  и  систематизации  знаний

3

7.

Повторение

1.Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми

2. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

Уроки  обобщения  и  систематизации  знаний,  уроки контроля и коррекции знаний

7

Итого:

170

6  класс

Тема ( модуль)

Ключевые воспитательные задачи

Формы работы

Количество часов, отводимых на изучение темы

1.

Повторение курса 5-го класса

1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности.

2.  Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми

Уроки  обобщения  и  систематизации  знаний,  уроки контроля и коррекции знаний

5

2.

Отношения, пропорции, проценты

1. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников

Уроки  усвоения  новых  знаний,   уроки  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций, урок  обобщения  и  систематизации  знаний,  урок контроля и коррекции знаний,   уроки с игровой состязательной основой, интегрированные уроки

26

3.

Целые числа

1.Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников

Уроки  усвоения  новых  знаний,   уроки  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций, урок  обобщения  и  систематизации  знаний,  урок контроля и коррекции знаний,   уроки с игровой состязательной основой, интегрированные уроки

34

4.

Рациональные числа

1.Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников

Уроки  усвоения  новых  знаний,   уроки  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций, урок  обобщения  и  систематизации  знаний,  урок контроля и коррекции знаний,   уроки с игровой состязательной основой, интегрированные уроки

38

5.

Десятичные дроби

1.Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников

Уроки  усвоения  новых  знаний,   уроки  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций, урок  обобщения  и  систематизации  знаний,  урок контроля и коррекции знаний,   уроки с игровой состязательной основой, интегрированные уроки

34

6

Обыкновенные и десятичные дроби

1.Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников

Уроки  усвоения  новых  знаний,   уроки  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций, урок  обобщения  и  систематизации  знаний,  урок контроля и коррекции знаний,   уроки с игровой состязательной основой, интегрированные уроки

24

7.

Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика

1.Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников

Уроки  усвоения  новых  знаний,   уроки  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций, урок  обобщения  и  систематизации  знаний

4

8.

Повторение

1.Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми

2. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. 

Уроки  обобщения  и  систематизации  знаний,  уроки контроля и коррекции знаний

Итого:

170

Формы организации образовательного процесса:

  • традиционные  уроки  (урок  усвоения  новых  знаний,  урок  формирования  умений  и навыков,  ключевых  компетенций,  урок  обобщения  и  систематизации  знаний,  урок контроля и коррекции знаний);
  • уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование, турнир, эстафета и т.д.);
  • уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, и т. д.);
  • уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);
  • уроки,  предусматривающие  трансформацию  стандартных  способов  организации (смотр знаний, семинар, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)
  • интегрированные уроки;
  • практические работы;  
  • заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.

3.2. Модуль «Школьный урок»  

Реализация педагогами ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района Санкт-Петербурга воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению  их  внимания  к  обсуждаемой  на  уроке  информации,  активизации  их познавательной деятельности;

 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу , выработки своего к ней отношения;

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.  

Система контроля и оценки

Виды и формы контроля:

  • устный опрос в форме беседы;
  • фронтальный устный опрос («мозговой штурм»);
  • математические диктанты (самоконтроль и взаимоконтроль);
  • тематическое тестирование (с выбором ответа, «закончить предложение», «верю- не верю» и т.д.);
  • устные зачёты;
  • письменные контрольные работы в традиционной форме и с возможностью выбора уровня сложности;
  • индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
  • индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
  • домашние задания для работы в группах;
  • промежуточная  аттестация    в  форме  тестовых  заданий (приближенных к заданиям ВПР).

Все выполненные самостоятельные работы, контрольные работы оцениваются отметками по 5-ти бальной системе.

5 класс:

Тематический раздел

Количество контрольных работ

1.

Повторение курса начальной школы

?????

2.

Натуральные числа и нуль

2

3.

Измерение величин

2

4.

Делимость натуральных чисел

1

5.

Обыкновенные дроби

3

6

Комбинаторика. Вероятность

-

7.

Повторение

1

6 класс:

Тематический раздел

Количество контрольных работ

1.

Повторение курса 5-го класса

?????

2.

Отношения, пропорции, проценты

2

3.

Целые числа

1

4.

Рациональные числа

2

5.

Десятичные дроби

2

6

Обыкновенные и десятичные дроби

1

7.

Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика

-

8.

Повторение

1

                                       УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. «Математика 5,6». Учебник для 5,6 класса общеобразовательных учреждений. /С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – Изд. 12-е. – М.: Просвещение, 2019,
  2. Потапов М.К., Шевкин А.В. Дидактические материалы по математике для 5,6 класса. – М.: Просвещение, - 6-е изд. 2013.
  3. Потапов М.К., Шевкин А.В. Рабочая тетрадь по математике для 5,6 класса. – М.: Просвещение, - 6-е изд. 2013.
  4. Жохов В.И, Митяева И.М. Математические диктанты 5 класс – М.: Мнемозима,- 2-е изд. 2003.
  5. Тульчинская Е.Е Математика 5,6 класс. Блицопрос. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2007.
  6. Баранова И.В., Борчугова З.Г., Стефанова Н.Л. Задачи по математике для 5-6 классов. – М.: АСТ-Астрель, 2001.
  7. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, - 7-е изд., 2012.
  8. Спивак А.В Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение,- 2-е изд., 2005.
  9. Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. – М.: Экзамен, - 3-е изд., 2008.
  10. Юрченко Е.В., Юрченко Е.В. математика. Тесты. 5-6 классы: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
  11. Смирнова Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 класс: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
  12. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение,1989.
  13. Предметные олимпиады. 5-11 классы. Математика / авт.-сост. Л.Н. Дегтярь [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2019.
  14. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы / авт.-сост. Ю.В. Лепёхин. – изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2019.

 

Формы контроля:

  • Индивидуальная (каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.)
  • Групповая (класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п. )
  •  Фронтальная (задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала).

Типы контроля.

  • внешний контроль преподавателя за деятельностью учащихся,
  •  взаимоконтроль
  • самоконтроль учащихся.

 Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае осознается правильность своих действий учащимся, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем. 

Формы контроля:

  • Устный опрос (позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета.)
  • Письменный контроль (позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.)
  • Зачет. (проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами.   Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Долголетний опыт работы показал, что начиная с 5 класса, необходима проверка теоретической части изучаемых тем. Как правило, обучающиеся не доучивают формулировки правил, тем самым не все видят применение их на практике. Для осуществления обратной связи «ученик - учитель» уже, начиная с пятого  класса, в практику внедряем теоретические зачеты. Среди вопросов предлагаемых нами для зачета, есть вопросы, которые требуют поиска дополнительной информации.

    Для того, чтобы научить работать с различными источниками информации, начиная с 5 класса, ведем отдельную тетрадь по теории, называем ее конспектами. В конспектах краткое изложение теоретического материала и примеры. По некоторым темам предлагаем самим составлять конспект  по теме, находить  материал по теме, не входящей в программный материал,  составлять презентацию,  таблицу, в которой обобщается материал по определенной теме, анализировать, отбирать,  обрабатывать и передавать информацию на зачете.

На устных зачетах школьники учатся общаться друг с другом (работа в группах), с учителем, могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.

                       Перед слабым учеником зачет ставит посильную для него цель: показать умение, решать конкретные задачи. Тем самым обеспечивать спокойные, деловые отношения между учеником и учителем. Сильным ученикам зачет тоже полезен, так как подстраховывает их, защищая от пренебрежения элементарными навыками. Многие ученики быстро овладевают материалом на уровне обязательной подготовки, им предлагаются более сложные задания самого разного содержания.

           Зачет проявляет и воспитательное значение, развивает у детей самостоятельность, аккуратность, интерес к предмету, уверенность в собственных силах. Хорошо успевающие учащиеся помогают отстающим ученикам.

5 класс

  1. Повторение

-

Выполненные практические работы прилагаются к самоотчету старшеклассника, который он предъявляет в конце учебного года в ходе промежуточной аттестации. Структура самоотчета приведена ниже.

№ 1.Тематический раздел «Проекты в жизни и профессиональной деятельности» (2 ч.)

  1. Самооценка имеющегося опыта проектной и (или) исследовательской деятельности по позициям:

- общее количество самостоятельно выполненных проектов

- наличие проектов, представленных на конкурсы и получивших дипломы (указать тему, уровень представления, документ)

- наличие направления, темы, которую хотелось бы продолжить в 10-11-х классах (указать)

- имеющиеся навыки проектной и (или) исследовательской деятельности (перечислить своими словами)

- трудности в осуществлении проектной и (или) исследовательской деятельности (перечислить своими словами).

2. Практическая работа «Ищу партнера». Старшеклассники выходят на сайт «Атлас новых профессий» и анализируют требуемые для новых профессий компетенции. Делают вывод о востребованности проектной компетенции.

№ 2. Тематический раздел «Направление, тема и прогнозируемые результаты индивидуального проекта. Особенности учебных исследований как видов индивидуального проекта» (4 часа)

  1. Опрос по видам проекта, различию проектной и исследовательской деятельности, а также на определение предусмотренного/ных тематическим разделом межпредметного/ых понятия/ий
  2. Практическая работа:

- заполнение паспорта своего проекта/учебного исследования: тема, ключевая идея, цель, задачи, планируемые результаты (гипотеза для учебного исследования), этапы выполнения, ресурсы (апробация для учебного исследования)

- оценка паспорта проекта своего одноклассника на предмет актуальности темы, согласованности цели, задач и планируемых результатов

- составление краткой аннотации планируемых результатов проекта и (или) формулировка гипотезы учебного исследования

№ 3. Тематический раздел «Задачи проекта и задачи учебного исследования. Планирование работ по реализации задач» (6 часов)

  1. Опрос по структуре и обязательным компонентам проекта и (или) учебного исследования, а также на определение предусмотренного/ых тематическим разделом межпредметного/ых понятия/ий
  2. Практическая работа:

- формулировка задач проекта и (или) задач учебного исследования;

- планирование этапов проекта и (или) учебного исследования в соответствии с поставленными задачами;

- составление чернового варианта оглавления текста проектной или исследовательской работы.

№ 4. Тематический раздел «Эмоционально-волевая саморегуляция субъекта проектной или исследовательской деятельности» (6 часов)

  1. Опрос на определение понятий «саморегуляция», «самомотивация», «мотивы», «потребности»
  2. Практическая работа:

- рефлексивное эссе по итогам самонаблюдения за мотивами, побуждающими к выполнению проекта и (или) учебного исследования;

- «протокол» беседы с одноклассником на предмет наличия в собственном поведении признаков прокрастинации и действий по их преодолению;

- описание опыта применения одной из психотехник движения к цели.

№ 5. Тематический раздел «Способы решения проектных и (или) исследовательских задач. Работа с информационными ресурсами» (6 + 6 часов)

  1. Опрос на понимание (называние, классификацию) ресурсов в решении проектных и (или) исследовательских задач.

2. Практическая работа:

- обсуждение и фиксация способов решения задач проектных и (или) исследовательских задач;

- работа с несколькими информационными ресурсам: составление тематических подборок в соответствии с задачами проекта и (или) исследования; аннотирование подборок; подготовка небольшой презентации по одному из ресурсов.

№ 6. Тематический раздел «Риск-ориентированный подход к выполнению проекта или учебного исследования» (2 + 2 часа)

  1. Опрос на знание методики SWOT-анализа: расшифровка компонентов, их взаимосвязь
  2. Практическая работа:

- применение методики SWOT-анализа в прогнозировании рисков собственного проекта или учебного исследования;

- составление, на основе результатов SWOT-анализа, перечня мероприятий по предупреждению рисков выполнения проекта или учебного исследования

- обсуждение результатов SWOT-анализа с одноклассниками.

№ 7. Тематический раздел «Оформление текста проектной и (или) исследовательской работы» (2 + 8 часов)

  1. Опрос на знание порядка оформления текста проектной и (или) исследовательской работы
  2. Практическая работа:

- оформление титульного листа;

- оформление оглавления и вводной части;

- оформление ссылок на источники;

- работа с системой «антиплагиат».

№ 8. Тематический раздел «Подготовка презентации проекта и (или) учебного исследования» (2 + 4 часа)

  1. Опрос на знание требований к оформлению презентации.

2. Практическая работа: 

- подготовка презентации собственного проекта и (или) учебного исследования по готовому шаблону;

- разработка 3-5-х слайдов презентации с применением инфографики;

- формулировка сопроводительных тезисов к слайдам презентации.

№ 9. Тематический раздел «Основы публичного выступления» (4 + 4 часа)

  1. Опрос на знание регламента выступления с презентацией проекта и (или) учебного исследования.

2. Практическая работа:  

- постановка вопроса и ответа по существу презентации (симулятивный тренинг в группах);

- подбор аргументов разного типа (статистика, ссылка на авторитеты, ссылка на опыт);

- разбор и обсуждение видео-кейсов на предмет поведенческой саморегуляции во время презентации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащихся 8 класса

Рабочая программа по математике составлена к учебникам Алгебра Ю.Н.Макарычев и Геометрия Л.С.Атаносян. Расчитана на  изучение математики в 8 классе где выделено в учебном плане 5 ч, 175 ч в год. ...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по математике в 1-4 классах по программе "Перспектива"

Рабочая программа предназначена для учителей математики начальной школы, работающих по программе "Перспектива". В программе прописаны планируемые результаты освоения учебного предмета в соот...

Рабочая программа по математике для 5-6 классов по учебнику "Математика" С.М. Никольского

Данная рабочая программа может быть использована учителями математики, работающими по учебнику "Математика" С. М. Никольского....

Рабочая программа по математике в 9-ом классе для обучающихся по программе VIII вида

Поурочное планирование, включая пояснительную записку....