Методический конструктор фрагментов урока с применением интерактивных технологий
статья по математике

Яковлева Галина Григорьевна

Проведение урока по ФГОС  предполагает творческий подход учителя и гибкость в построении  методики его  проведения. Главным критерием эффективности урока становится достижение не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов, формирование универсальных учебных действий. Для решения этих задач  базовой  становится интерактивная модель обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андреева М.К. – руководитель ОЭР

гимназии 114, к.п.н.

Смирнова В.В. – методист  гимназии 114

               Яковлева Г.Г.- учитель математики  гимназии 114

Методический конструктор фрагментов урока с применением интерактивных технологий

      Проведение урока по ФГОС  предполагает творческий подход учителя и гибкость в построении  методики его  проведения. Главным критерием эффективности урока становится достижение не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов, формирование универсальных учебных действий. Для решения этих задач  базовой  становится интерактивная модель обучения.

     В настоящее время повышение  интерактивной компетентности преподавателей является не просто  модой или ситуативной необходимостью -   это обязательное профессиональное требование, предъявляемое ко всем педагогам.

     В связи с этим встает задача  постепенного расширения профессионального мышления и самосознания педагогов. Основной результат, на достижение которого была направлена эта работа был переход учителей на принципиально иной алгоритм проектирования  педагогической         деятельности - на основе принципа «конструктора», в котором присутствуют различные элементы педагогических технологий,  технологические карты различных методов, из которых педагог может гибко и творчески проектировать свой урок.

      Актуальной задачей каждого методического объединения становится создание и постоянное пополнение банка интерактивных технологий наряду с формированием банка цифровых образовательных материалов для того, чтобы облегчить подготовку преподавателя к уроку . Это необходимо для того, чтобы педагог  находился в творческом поиске и мог в любой ситуации подготовки к уроку гибко реагировать на потребности  и особенности учащихся того или иного класса. Важным условием является достижение базовой компетентности в области интерактивных технологий. Другим условием является  доступ педагога  к материалам, из которых он мог бы как художник составлять картину своего педагогического произведения. Только мотивация педагогического творчества позволяет педагогу почувствовать свой личностный и профессиональный рост, а также  удовлетворение от  своего труда.

                    Основные компоненты методик интерактивного обучения.

       Все методики интерактивного обучения не случайно объединены в одну большую группу. Все они имеют закономерные особенности, состоят из одних и тех же компонентов, процесс их применения имеет схожие этапы. Именно эти закономерные     характеристики методик интерактивного обучения были  положены в основу разработки методического конструктора, созданного в гимназии 114. Данный методический конструктор призван помочь учителю как можно чаще и наиболее эффективно применять методики интерактивного обучения. Рассмотрим основные компоненты, из которых состоит любая методика интерактивного обучения. (схема № 1)

Схема 1.  Базовые  компоненты методического конструктора

 фрагментов урока с применением интерактивных технологийобучения

Раскроем более подробно каждый из  базовых компонентов методического конструктора .

Компонент конструктора № 1.

Организация интерактивного взаимодействия в группах, малых группах, парах.

На карточках конструктора представлены основные варианты организации интерактивного взаимодействия:

Компонент конструктора  № 2.

Задание группе  соответствии с дидактическими задачами и спецификой предмета.

На карточках конструктора представлены основные варианты заданий, которые учитель может предложить группе:

Компонент 3.

 Изменение учебного пространства

На карточках представлены варианты изменения учебного пространства:

Компонент конструктора № 4.

Применение активных методов обучения .

На карточках представлены основные методы активного обучения, которые могут реализовываться в интерактивных методиках:

Компонент конструктора  № 5

Основные виды представления учебной  информации

( материалы для выполнения задания в группе )

На карточках представлены основные виды представления учебной  информации

( материалы для выполнения задания в группе ):

Компонент конструктора  № 6

Форма презентации результатов деятельности группы

На карточках представлены основные формы презентации результатов деятельности группы, из которых может выбрать свой вариант учитель:

Компонент конструктора  № 7.

Форма рефлексии

На карточках представлены основные формы рефлексии, которые может проводить учитель в конце урока :

Базовые компоненты интерактивных технологий могут быть дополнены  приемами, упражнениями, минииграми,  авторскими разработками для повышения эффективности технологии и достижения целей урока.

Возможности  методического конструктора интерактивных методик обучения

  1. Обучающая функция конструктора: в процессе проведения обучающего семинара начинающие и малоопытные учителя могут создавать свою  методическую разработку с применением всех компонентов интерактивных технологий, выбирая один из вариантов каждого компонента  конструктора. В результате у педагогов формируется обобщенное умение создавать самостоятельно интерактивные занятия или фрагменты уроков. Очень быстро все учителя осваивают базовые компоненты интерактивных технологий и переходят в режим педагогического творчества: каждый  педагог создает разработки  для своего предмета  в соответствии со своими целями и спецификой предмета.
  2. Методическая функция. Получив опыт на семинаре доступного и логичного  конструирования,  учитель  с помощью более опытных учителей и методистов  может создавать свои авторские разработки на основе интерактивной модели обучения. При таком подходе ( на основе методического конструктора и выделения базовых компонентов интерактивных технологий) педагог может самостоятельно разрабатывать собственные методические разработки  для каждого урока и включать их в технологическую карту урока.

      В методический конструктор входит перечень формируемых в процессе групповой работы универсальных учебных действий, из которого учитель также может отбирать информацию .

     Таким образом, каждый учитель на основе  методического  конструктора может разработать  фрагмент урока (или урок) с применением  методик  интерактивного обучения,  составить свой педагогический  проект и реализовать его на уроке.

     В то же время каждое методическое объединение призвано собрать  все полезные методические разработки в единый комплекс методических материалов ( см. схему № 2 )

Схема 2. Комплекс методических материалов

для конструктора фрагментов интерактивных занятий

      Интерактивные технологии являются универсальными метапредметными технологиями, которые по своим объективным социально-психологическим закономерностям при правильной организации и обоснованном применении формируют комплексно познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.  Перечень формируемых в процессе применения интерактивных методик универсальных учебных действий и метапредметных умений (УУД). Приводится в Приложении 1.

Выводы:

1.Интерактивные  технологии позволяют в полной мере реализовать системно-деятельностный  подход  в обучении:

  • Включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;
  • Возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;
  • Возможность (и необходимость) формировать  каждым обучающемся свою позицию, обосновывать свое мнение;
  • Осуществление самими учащимися презентации  продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели и т.д.);
  • Организация рефлексии  результата и процесса.
  • Активное обсуждение  в группе и др.

      2. На основе созданного в гимназии 114 методического  конструктора каждый  молодой или малоопытный учитель  может разработать  фрагмент урока (или урок) с применением  методик  интерактивного обучения,  составить свой педагогический  проект и реализовать его на уроке.

2. Предложенный  в статье  комплекс методических материалов для конструктора фрагментов интерактивных занятий может являться основой для каждого методического объединения для создания единого банка материалов и методических разработок.

      3. Данный методический конструктор  может являться  основой для проведения семинаров и мастер-классов для педагогов.

Литература:

  1. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7.
  2. Муштавинская И.В. Рефлексивные технологии обучения взрослых – СПбАППО,2008. – 96 с.
  3. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б Даутова и др. – СПб.:КАРО,2014 – 176 с.
  4. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М, 2008, 239 с.

Приложение1

Познавательные УУД: (( формируются  на любых интерактивнх занятиях)

  • Находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач
  • Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения    на простом и сложном уровне
  • Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям
  • Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в том числе используя ИКТ)
  • Устанавливать причинно-следственные связи   на простом и сложном уровне
  • Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении  задач
  • Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ

Регулятивные УУД ( формируются  на любых интерактивнх занятиях)

  • Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах)
  • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  • Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе проект), используя ИКТ
  • Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ
  • Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

Коммуникативные УУД ( формируются  на любых интерактивнх занятиях)

  • Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
  • Понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в том числе вести диалог с автором текста)
  • Различать в речи другого мнения, доказательства, факты,  гипотезы, аксиомы, догматы, теории
  • Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

  • Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения ― с помощью и самостоятельно
  • Осознанно использовать речевые средства  в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
  • Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
  • Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Личностные УУД формируются  на любых интерактивнх занятиях)

  • Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
  • Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
  • Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор
  • Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны, добровольно ограничивать себя ради пользы других
  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
  • Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях
  • Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать чужое и своё поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом
  • Выбирать, как поступить  и отвечать за свой выбор

Приложение 2

Фрагмент урока физики с применением  интерактивной технологии

Разработка фрагмента урока на основе методического конструктора:

 

Тема: «Выталкивающая сила. Закон Архимеда».

(Автор - В.В. Смирнова- учитель физики гимназии 114)

Цель урока:

1.Освоение знаний о фундаментальных физических законах ,формирование понятия силы Архимеда, формирование знаний о законе Архимеда.:

2..Развитие  умений  проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели

Формируемые УУД:

  • Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
  • .Развивать способность к творческому мышлению и анализу.
  • Развивать  умение логически мыслить, объяснять  явления, анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
  • .Формирование навыков самостоятельной работы над общей проблемой.
  • Развитие навыков самоконтроля.
  • Воспитание трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
  • Воспитание убежденности в возможности познания природы.
  • Способствовать формированию познавательного интереса к предмету.
  • Создать условия для развития процесса выделения, обобщения, применения на практике;
  • Актуализировать у детей саморегуляцию, самоконтроль и планирование собственной деятельности

Технология:

  1. Организация исследовательской деятельности в группах. Цель  эксперимента: выяснить от чего зависит и от чего не зависит сила Архимеда.
  2. Каждая группа должна выполнить свою мини лабораторную работу, оборудование для своей работы вы должны выбрать сами.

Задание первой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной цилиндры одинакового объема.

2.Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.

3.Сравните плотность тел и Архимедову силы, действующие на тела.

1.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.

Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

2.Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел.

3.Сравните эти силы.

1.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы ОТ ОБЪЕМА ТЕЛА.

Задание третьей группе

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, растительным маслом, алюминиевый цилиндр.

2.Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, растительном масле.

Чем отличаются эти жидкости?

3.Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

1.Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание четвертой группе

Оборудование:, сосуд с водой, 2 нити, динамометр. 2 куска пластилина  равного объёма.

1.Изготовить из пластилина 2 тела разных по форме.

2.Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на нее.

3.. Установите зависимость (независимость)  Архимедовой силы от формы тела.

Задание пятой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.

1.Определите Архимедову силу, действующую на тело, при погружении на разную глубину

2.Сравните Архимедову силу, действующую на тело при погружении на разную глубину

3.Установите зависимость (независимость) Архимедовой силы от глубины погружения тела.

На доске таблица, которую заполняют учащиеся в ходе эксперимента.

АРХИМЕДОВА  СИЛА

                    Не   зависит  от

Зависит  от

1.ФОРМЫ ТЕЛА

1.ОБЬЕМА  ТЕЛА

2.ПЛОТНОСТЬ ТЕЛА

2.ПЛОТНОСТИ ЖИДКОСТИ

Делаем вывод.

На тело погружённое в жидкость , действует сила, выталкивающая это тело из жидкости.

Как определить вес  тела в жидкости? Что для этого надо знать?

(опыт с картофелиной)   Нарисуйте это на доске.

Делаем вывод: F = FT – FA

Вывод формулы Архимедовой силы.http://festival.1september.ru/articles/312841/Image526.gif

3.Дополнительное задание.

     Каждая группа   получает карточку с задачей. Если группа решила задачу, то  один представитель  выходит к доске и решает задачу. За правильно решённую задачу получают 5 баллов. Все баллы заносятся в маршрутный лист.

ЗАДАЧА 1

Тело объемом 0,5м3 опустили в  керосин. Чему равна  сила Архимеда?  Плотность керосина 800кг\м3. Рисунок обязателен.

ЗАДАЧА 2

Тело объёмом  0,0004м3  погружено в спирт. Вычислите Архимедову силу, если  плотность спирта равна 800кг\м3?  Рисунок обязателен.

ЗАДАЧА 3

Вычислите Архимедову силу, действующую на тело объемом  0,025м3 погруженное в воду. Плотность воды 1000кг\м3..?  Рисунок обязателен.

Задача 4

Тело объёмом 0,005м3  погрузили в молоко. Вычислите Архимедову силу?

Плотность молока 1030 кг/м3.?  Рисунок обязателен.

Задача 5

Вычислите Архимедову силу, если кусок льда массой 9000кг. опустили в воду.

Плотность льда 900кг/м3, плотность воды 1000кг/м3.?  Рисунок обязателен.

  1. Подведение итогов
  2. Рефлексивный этап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагменты уроков с применением ТРИЗ и РКМ технологий

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. "...

Методическая разработка урока с применением интерактивных технологий: "Световые и звуковые волны"

Данный урок может быть завершающим при изучении темы "Колебания и волны"...

методическая разработка фрагмента урока для интерактивной доски на тему "The Way We Look Like"

методическая разработка урока для интерактивной доски  на тему "The Way We Look Like"  в 7 классе (урок закрепления полученных знаний)...

Фрагмент урока с применением игровой технологии.

методическая разработка в помощь к любому уроку...

Фрагмент урока с применением Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.

Тема: Масштаб.Название задачиМир  великанаПредметное полеМатематика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовкаКласс6ТипологияОбучающая...