Личностно ориентированный подход как основа традиционного обучения в совре-менной системе образования (на примере курса математики),
статья по математике

В начале ХХI века  стало очевидно необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые  дидактические формы организации обучения в современной системе образования. Одной из новых форм организации  обучения является личностно- ориентированный подход, который является основой традиционного обучения.

Исследованию проблем изучения  личностно- ориентированного обучения посвящены работы  Г.М. Анохиной, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской и др., согласно которым только раскрытие  индивидуальности каждого ученика и процессе обучения обеспечивает построение образования в современной школе.

Термин « личностно- ориентированный подход» получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно- ориентированного подхода  в современной системе  обучения более существенной является ориентация как на процесс обучения, таки на конечные цели (главным становится вопрос «каким быть», а « не кем быть» ). В основе личностно- ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым «субъектным опытом» в процессе познания ( усвоения)- значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы  учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности.

Личностно-ориентированный подход, опираясь на то, что личность- это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный психолого- педагогический принцип индивидуального подхода ,согласно которому в процессе обучения с учащимися, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика на уроке математики. Все это  создает ,на наш взгляд ,оптимальные  условия,  содействующие развитию личности учащегося посредством возрастной ведущей учебной деятельности. Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка.   Л.С. Выготский писал:» Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт, от которого мы можем смело отправляться как от несомненного.» Поэтому необходимо определить, по меньшей мере,  два  уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между реальным  уровнем детского развития и потенциальными возможностями его обучения в каждом конкретном случае.

Первый- это уровень «актуального развития» психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития. Здесь речь идет об актуальном уровне подготовленности учащегося, характеризуемом тем, какие задания он  может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых.

Второй –это уровень, отражающий  психический потенциал  развития личности, это « зона ближайшего развития». Данный уровень свидетельствует о том , чего не может ребенок выполнить самостоятельно,  но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у учеников свои, а отсюда разная динамика(темпы) умственного развития.

Это можно проиллюстрировать некоторыми примерами процесса обучения школьному курсу математики. Двум учащимся  9 класса предлагаются  задания, одинаковые по сложности, из темы «квадратичная  функция». В результате оказывается, что заключения и выводы были сделаны  следующим образом. Первый ученик  после изучения темы сделал простое перечисление фактов этого вопроса,  а второй не только перечислил данные факты, но и объяснил суть каждого факта и сделал соответствующие выводы.

Следовательно, у этих учеников не только разные зоны «актуального» и «ближайшего» развития, но и динамика их  развития. Таким образом, ориентируясь на среднего ученика, на равный  по возрасту для  всех учащихся класса уровень «актуального развития», школа оказывает неблагоприятное воздействие на детей с высоким уровнем умственного развития постоянным сдерживанием их темпа обучения. В тоже время учащиеся с недостаточным уровнем умственного развития, не успевая за навязанным им  темпом обучения, порой становятся неуспешными. И это надо учитывать учителям математики на уроках.

Л.С. Выготским сделан вывод, что успехи учащихся в учебе и в их умственном развитии во многом зависят от того, какова их «зона ближайшего развития» и насколько она учитывается педагогом  ,работающим с этими детьми. Поэтому личностно- ориентированный  подход в обучении предоставляет каждому ученику возможность учиться в  собственном темпе сообразно своим  способностям и потребностям, ориентирует ученика не только на  достигнутый им уровень познавательного развития, но и  предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его  наличные возможности, способствует  тому, что обучение постоянно ведется в индивидуальной «зоне его ближайшего развития». Эта система создает новые условия для учебной деятельности, способствует развитию личности ученика с учетом «зоны его ближайшего развития.»

Таким образом, личностно- ориентированный подход отличается от просто индивидуального подхода и от традиционного обучения тем, что оно  предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи ,выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать ее, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д. Для реализации личностно- ориентированного подхода  на уроках математики нетрудно создать конкретные  субъектно- личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные стратегии учащихся, обеспечивая заметный рост эффективности обучения, что может помочь решению актуальнейшей проблемы: преодолению опасности роста учебных нагрузок при сокращение числа часов, отводимых на изучение математики. Очевидно, что экстенсивным  путем (увеличение объема домашних заданий и т.д.) решать ее невозможно, необходимы новые подходы к обучению, и один из наиболее эффективных, с нашей точки зрения,- личностно- ориентированный подход, как основа традиционного обучения.

 

 

Литература

1.Бондаревская Е.В. Ценности основания личностно- ориентированного  воспитания. //Педагогика.-2004-№-4. С. 29-36.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 2005.-536с.

3. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств. // Нар. Образование.-2001.-№6.-с.67.

4.Разумовский В.Г. Преподавание математики в условиях гуманизации образования//. Педагогика. 2007.-№6-с.102-111.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие .М. Народное образование,2009.

6.Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе.-М.: Сентябрь,2008.- 96с.-// Директор ш

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно ориентированный подход как основа традиционного обучения  в современной системе образования ( на примере курса математики )

В начале ХХI века  стало очевидно необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые  дидактические формы организации обучения в современной системе образования. Одной из новых форм организации  обучения является личностно- ориентированный подход, который является основой традиционного обучения.

Исследованию проблем изучения  личностно- ориентированного обучения посвящены работы  Г.М. Анохиной, Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской и др., согласно которым только раскрытие  индивидуальности каждого ученика и процессе обучения обеспечивает построение образования в современной школе.

Термин « личностно- ориентированный подход» получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно- ориентированного подхода  в современной системе  обучения более существенной является ориентация как на процесс обучения, таки на конечные цели (главным становится вопрос «каким быть», а « не кем быть» ). В основе личностно- ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым «субъектным опытом» в процессе познания ( усвоения)- значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы  учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности.

Личностно-ориентированный подход, опираясь на то, что личность- это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный психолого- педагогический принцип индивидуального подхода ,согласно которому в процессе обучения с учащимися, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика на уроке математики. Все это  создает ,на наш взгляд ,оптимальные  условия,  содействующие развитию личности учащегося посредством возрастной ведущей учебной деятельности. Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка.   Л.С. Выготский писал:» Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт, от которого мы можем смело отправляться как от несомненного.» Поэтому необходимо определить, по меньшей мере,  два  уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между реальным  уровнем детского развития и потенциальными возможностями его обучения в каждом конкретном случае.

Первый- это уровень «актуального развития» психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся, циклов его развития. Здесь речь идет об актуальном уровне подготовленности учащегося, характеризуемом тем, какие задания он  может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых.

Второй –это уровень, отражающий  психический потенциал  развития личности, это « зона ближайшего развития». Данный уровень свидетельствует о том , чего не может ребенок выполнить самостоятельно,  но с чем он справляется с небольшой помощью. Зоны актуального и ближайшего развития у учеников свои, а отсюда разная динамика(темпы) умственного развития.

Это можно проиллюстрировать некоторыми примерами процесса обучения школьному курсу математики. Двум учащимся  9 класса предлагаются  задания, одинаковые по сложности, из темы «квадратичная  функция». В результате оказывается, что заключения и выводы были сделаны  следующим образом. Первый ученик  после изучения темы сделал простое перечисление фактов этого вопроса,  а второй не только перечислил данные факты, но и объяснил суть каждого факта и сделал соответствующие выводы.

Следовательно, у этих учеников не только разные зоны «актуального» и «ближайшего» развития, но и динамика их  развития. Таким образом, ориентируясь на среднего ученика, на равный  по возрасту для  всех учащихся класса уровень «актуального развития», школа оказывает неблагоприятное воздействие на детей с высоким уровнем умственного развития постоянным сдерживанием их темпа обучения. В тоже время учащиеся с недостаточным уровнем умственного развития, не успевая за навязанным им  темпом обучения, порой становятся неуспешными. И это надо учитывать учителям математики на уроках.

Л.С. Выготским сделан вывод, что успехи учащихся в учебе и в их умственном развитии во многом зависят от того, какова их «зона ближайшего развития» и насколько она учитывается педагогом  ,работающим с этими детьми. Поэтому личностно- ориентированный  подход в обучении предоставляет каждому ученику возможность учиться в  собственном темпе сообразно своим  способностям и потребностям, ориентирует ученика не только на  достигнутый им уровень познавательного развития, но и  предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его  наличные возможности, способствует  тому, что обучение постоянно ведется в индивидуальной «зоне его ближайшего развития». Эта система создает новые условия для учебной деятельности, способствует развитию личности ученика с учетом «зоны его ближайшего развития.»

Таким образом, личностно- ориентированный подход отличается от просто индивидуального подхода и от традиционного обучения тем, что оно  предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи ,выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать ее, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д. Для реализации личностно- ориентированного подхода  на уроках математики нетрудно создать конкретные  субъектно- личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные стратегии учащихся, обеспечивая заметный рост эффективности обучения, что может помочь решению актуальнейшей проблемы: преодолению опасности роста учебных нагрузок при сокращение числа часов, отводимых на изучение математики. Очевидно, что экстенсивным  путем (увеличение объема домашних заданий и т.д.) решать ее невозможно, необходимы новые подходы к обучению, и один из наиболее эффективных, с нашей точки зрения,- личностно- ориентированный подход, как основа традиционного обучения.

Литература

1.Бондаревская Е.В. Ценности основания личностно- ориентированного  воспитания. //Педагогика.-2004-№-4. С. 29-36.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 2005.-536с.

3. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств. // Нар. Образование.-2001.-№6.-с.67.

4.Разумовский В.Г. Преподавание математики в условиях гуманизации образования//. Педагогика. 2007.-№6-с.102-111.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие .М. Народное образование,2009.

6.Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе.-М.: Сентябрь,2008.- 96с.-// Директор школы.- Библиогр.с.95.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики

Выступление на заседании методического объединения учителей математики  - работа над методической проблемой "Личностно ориентированный подход  к учащимся при обучении математики."...

Реализация личностно - ориентированного подхода в условиях коррекционного обучения

Актуальность личностно- ориентированного обучения:•На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать...

Отчет по применению личностно-ориентированного подхода и ИКТ в обучении математики Склярова Г.В. МБОУ СОШ №19

Данный отчет подводит итоги профессиональной работы в период с 2005 по 2010 учебный год, приводится анализ  применения данных технологий на различных этапах педагогической деятельности:- написани...

Личностно ориентированный подход к учащимся при обучении математики

Выступление на заседании методического объединения учителей математики  - работа над методической проблемой "Личностно ориентированный подход  к учащимся при обучении математики."...

Личностно-ориентированный подход в современной методике обучения иностранным языкам

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Учащиеся в школах обучаются по индивидуальным планам (worksheets), которые они составляют сначал...

«Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»

laquo;Личностно-ориентированный подход на уроках трудового обучения учащихся в коррекционной школе-интернате»...

Личностно-ориентированный подход как основа развития познавательной активности школьников на уроках иностранного языка

Презентация для проведения мастер- класса для учителей иностранных языков "Личностно-ориентированный подход как основа  развития познавательной активности школьников на уроках иностранного я...