Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гео_Space» (для детей 6-13 лет, научно-технической направленности)
рабочая программа по математике

В современном мире способность человека к творчеству – дар, потенциал, который есть в каждом, но не всегда он может проявится. Необходима помощь, определенные условия для развития одаренности детей. Наиболее занимательной и увлекательной является идея реализации усвоения новых знаний через творческую и деятельность. Она способствует формированию творческого мышления, коллективной работе и наглядности.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на развитие познавательных, творческих, исследовательских способностей и интересов, на адаптацию личности к жизни в обществе и усвоения профессиональных образовательных программ.

          Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Гео_Space» ориентирована на формирование личности как члена общества, на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию научно-исследовательской деятельности посредством творческого мышления.

Программа рассчитана на стартовый уровень реализации, т.к. предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geo_space_6-13_let.docx65.29 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации Надымского районаОписание: Описание: эмблема

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ», г. НАДЫМ

   

 

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гео_Space»

для детей 6-13 лет

                                                                                                             

                                                                         

                       2021

  1. Пояснительная записка

        В современном мире способность человека к творчеству – дар, потенциал, который есть в каждом, но не всегда он может проявится. Необходима помощь, определенные условия для развития одаренности детей. Наиболее занимательной и увлекательной является идея реализации усвоения новых знаний через творческую и деятельность. Она способствует формированию творческого мышления, коллективной работе и наглядности.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на развитие познавательных, творческих, исследовательских способностей и интересов, на адаптацию личности к жизни в обществе и усвоения профессиональных образовательных программ.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно-технической направленности «Гео_Space» ориентирована на формирование личности как члена общества, на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организацию научно-исследовательской деятельности посредством творческого мышления.

Программа рассчитана на стартовый уровень реализации, т.к. предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Актуальность

        Летний отдых способствует более яркому, захватывающему опыту. Лагерь же является одной из формы организации свободного времени детей. С другой стороны, это возможность развития творческих, технических, коммуникативных сторон ребенка. Досуг, игры, развлечения выявляют у детей интерес к новым знаниям, к развитию талантов и способностей детей.

        Актуальность программы заключается в том, что даже обычные знания о фигурах применимы в нашей жизни. В форме игр, творческой деятельности дети смогу наглядно понимать строение некоторых архитектурных зданий, различать фигуры вокруг себя и уметь ориентироваться на карте. Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения.

 Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной и т.д.

        Участие в данной работе благотворно скажется на интеллектуальном развитии детей, поспособствует развитию творческого мышления, интересу к познавательной, созидательной деятельности, сделает отдых занимательным, веселым и наполненным новыми событиями.

        Педагогическая целесообразность заключается в комплексном подходе в вопросе развития творческого мышления ребенка. Все темы программы связаны логическим содержанием и переходят одна в другую. Это создает основу для проработки ключевых моментов, освоению последовательности действий и самой программы.

        Новизна программы заключается в том, что она составлена с учетом возрастных особенностей детей, желанием проявить себя в творческой деятельности, что повышает мотивацию изучения математики. Данный подход позволяет осуществить перенос учебных знаний на практику и создать ситуации, в которых организуется пространственное мышление.

Отличительной особенностью программы является ориентация на наглядное применение знаний математики на карте, в жизни и возможности самостоятельно выбирать творческую деятельность.  

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 6-13 лет. Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их потенциальных возможностей и предназначена для детей младшего школьного возраста, посещающих детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Надыма».

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 21 день в течение одной лагерной смены детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, объемом 7 часов.

Форма обучения: очная. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной формах. Состав групп постоянный. Набор обучающихся в группы - свободный. Наполняемость группы – 10 человек.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия - 40 минут.

Целью данного курса является создание среды, обеспечивающей условия для развития интеллектуально – креативных способностей детей; способствующей продуктивному общению учащихся, расширению и углублению знаний по математике, умений в исследовательской и поисковой деятельности. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.

Задача курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой и творческой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

1. Создать условия для воспитания и творческой самореализации, формировании навыков общения и толерантности.

2. Расширить знания учащихся по математике.

3.Развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии.

4. Учить изображать простые геометрические формы.

5. Развивать мышление, устойчивый интерес к предмету, инициативу, эрудицию, повышать логическую культуру, стимулировать интерес к получению новых знаний.

        Предлагаемая программа направлена на закрепление базы знаний, полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения математики на уровне основного образования.

  1. Содержание программы

2.1 Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

6-9 лет

1

«Разрешите познакомиться»

1

-

1

Анкетирование

Беседа

2

Знакомство с фигурами

2

1

1

Тестирование

Математический диктант

Практическая работа

3

Плоскость и пространство

2

1

1

Математическая викторина

Самостоятельная работа

4

Геометрия на карте

(Итоговое занятие)

2

0,5

1,5

Работа в группе

Индивидуальная

Конкурс

Итого

7

2,5

4,5

10-14лет

1

«Разрешите познакомиться»

1

-

1

Анкетирование

Беседа

2

Знакомство с фигурами

2

1

1

Тестирование

Математический диктант

Практическая работа

3

Плоскость и пространство

2

1

1

Математическая викторина

Самостоятельная работа

4

Геометрия на карте

(Итоговое занятие)

2

0,5

1,5

Работа в группе

Индивидуальная

Конкурс

Итого

7

2,5

4,5

2.2. Содержание учебно-тематического плана

1. Вводное занятие. Цели, задачи программы. Инструктаж по ТБ. Знакомство с участниками. Принятие правил на занятии.

Теория: правила работы в группе. Чему можно научиться на уроках «Гео_Space».

Практика: игры-знакомства, анкетирование.

2. Знакомство с фигурами. Цели, задачи программы. Знакомство с разными фигурами, выделение различных признаков путем наблюдения. Сравнение, классификация предметов по выделенным признакам.

Теория: Понятия «Фигура», их виды и классификации.

Практика: Создание моделей из пластилина, сравнение и классификация фигур по модели, игра «Подбери фигуру», игра «Внимание», Игра «Давай пофантазируем».

3. Плоскость и пространство. Цели, задачи программы. Знакомство с понятиями «плоскость» и «пространство», плоская и пространственная фигуры. Сравнение плоских и пространственных фигур, сопоставление объектов из окружающего мира с пространственными фигурами (шар, цилиндр, прямоугольный параллелепипед, куб).

Теория: Понятия «плоскость» и «пространство», виды объемных фигур, их признаки.

Практика: Создание из пластилина моделей пространственных фигур, сравнение и классификация фигур по модели, игра «Найди предмет», игра «Кому какая форма».

4. Геометрия на карте (Итоговое занятие). Цели, задачи программы. Сопоставление объектов из окружающего мира с пространственными фигурами (шар, цилиндр, прямоугольный параллелепипед, куб) на карте. Развитие пространственного и проективного мышления, наблюдение конструкций из геометрических тел, ориентация между городами на карте.

Теория: Понятия «Расстояние», «Время», сопоставление фигур с конструкциями окружающего мира.

Практика: Преобразование полученных моделей на предыдущих этапах в мини-конструкции близлежащих городов, приблизительный расчет времени от одной модели на карте к другой, игра «Внимание», «Геометрическое лото».

  1. Планируемые результаты
  • личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах. Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-  адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, воспитание чувства справедливости, ответственности; 

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

  • метапредметные результаты 

Обучающийся научится:

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. Обучающийся получит возможность научиться:

-  проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

-  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

  • предметные результаты 

- элементарные математические представления о форме, величине, пространственные, временные представления;

- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;

- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

- умение различать, сравнивать и преобразовывать объекты. 

  1. Условия реализации программы

•        кабинеты классов,

  • демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур,

•        материалы для оформления и творчества детей,

•        наличие канцелярских принадлежностей,

•        видеотехника,

•        компьютеры,

•        проектор,

•        экран,

  • интерактивная доска;

Информационное обеспечение:

Аудио-,видео-, фото-, интернет-источники.

Формы и методы контроля:

 организация тестирования и контрольных опросов по теории;

 практическая работа;

 итоговый – создание карты с объектами геометрических фигур.

Аттестация учащихся

Представляет собой оценку качества усвоения учащимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам курса обучения. Аттестация проходит в форме защиты итоговой творческой работы (географической карты).

Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в мероприятиях данной направленности, проявление инициативности и самостоятельности.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: дневник наблюдений, тестирования, анкетирования.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: представление географической карты с объемными моделями (метками).

Оценочные материалы

Чтобы выявить уровень усвоения материала и наличие мотивации к занятиям, проводится тестирование и анкетирование.

Методика и технология:

- метод игры, в которой ребёнок выполняет ту творческую роль, какую он способен выполнить;

- развивающие методики для раскрытия тех или иных способностей ребёнка (задания усложняются – способности развиваются);

- индивидуальные задания для одарённых детей, предусматривающие выстраивание образовательного процесса в зависимости от их индивидуальных свойств, отмечающие органику отдельного ребёнка, его сопротивление, его успехи;

- метод педагогического тренинга на основе индивидуальных особенностей воспитанников;

- методы отслеживания прогресса в достижении результатов: тестирование уровня социальной адаптации и сформированности ценностных ориентаций; набор личных достижений воспитанника; оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения (ровесники, учителя, родители и пр.)

Литература

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы.  – М.: Просвещение, 2011).
  2. Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир геометрии" – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/12/07/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-mir-geometrii
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2 - М.: Просвещение. 2011 – URL:  http://part.abatskobr.ru/media/cms_page_media/232/Примерные%20программы%20НАЧАЛЬНАЯ%20ШКОЛА%20Ч.1.pdf
  4. Картотека дидактических игр по математике URL: https://урок.рф/library/kartoteka_didakticheskih_igr_po_matematike%C2%A0_132443.html
  5. Игры на уроках математики в начальной школе URL: http://chechuevskaya.ru/materials/igry-na-urokax-matematiki-v-nachalnoj-shkole/#.YFXfyntR200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"

 Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная петелька" для детей 9-13 лет на 4 года обучения

Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, тем, что исходный материал – пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь.  Вязаная с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 11-17ЛЕТ

Осоенностью детельности педагога дополнительного образования в условиях реализаии ФГОС является объединение разновозрастных детей по принципу их заинтересованности хореографией. Такой подход расширяет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 7-9 лет, срок реализации: 3 года)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 7-9 лет, срок реализации: 3 года)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 10-12 лет, срок реализации: 3 года)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» (возраст детей: 10-12 лет, срок реализации: 3 года)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и группы риска раннего и дошкольного возраста на период 2022год Направленность: интеллектуально-речевая Уровень программы: стартовый (ознакомительный).

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неот...