Выступление на районном методическом объединении учителей математики на тему «Обновлённые ФГОС третьего поколения по математике».2022г.
материал

Лемнару Инна Михайловна

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_2022g.docx166.06 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на районном методическом объединении  учителей математики

на тему:

«Обновлённые ФГОС  третьего поколения по математике»

Подготовила: Инна Михайловна Лемнару,

учитель математики МОУ «Первомайская СОШ»

25.08.2022

7 декабря 2021 года ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" провел семинар по вопросам проведения апробации Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету «Математика». Слайд 1

Семинар провела Рослова Лариса Олеговна - кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией математического общего образования и информатики ФГБНУ "ИСРО РАО"                                                                                       

Основой для разработки РП учебного предмета «математика» стали        Слайд 2

 • ФГОС ООО (обновленный вариант)

• Универсальный кодификатор, разработанный ФИПИ

• Поручение Президента РФ «обеспечить совершенствование преподавания учебных предметов «математика» и «информатика» в общеобразовательных организациях, установив их приоритет в учебном плане и скорректировав содержание примерных основных образовательных программ общего образования».

В ходе семинара была рассмотрена структура и содержательные блоки Примерных рабочих программ основного общего образования по предмету "Математика", аспекты взаимосвязи ФГОС, Примерной рабочей программы по математике и учебников для преподавания предмета.                               Слайд 3

   Учебный  предмет  «математика» в основной школе  теперь будет состоять                       из 4 курсов: «математика» (5-6 кл), «алгебра» (7 – 9 кл), «геометрия» (7 – 9 кл) и «вероятность и статистика» (7 – 9 кл)                                                       

Содержательные линии  курса   «вероятность и статистика»               Слайд 4

  • Представление данных и описательная   статистика
  •  Вероятность
  • Элементы комбинаторики
  • Введение в теорию графов
  • Общематематические знания: элементы   логики, теории множеств

Принципы  построения курса «Вероятность и статистика»               Слайд 5

Первичность статистики:  в основе – наблюдение над случайной изменчивостью и закономерностями в случайном

Некомбинаторный подход: теория вероятностей выступает как математическое описание случайности, а сама вероятность–как мера правдоподобия событий

Практическая направленность:

•Умение представлять, описывать и использовать данные

•Представление о роли маловероятных событий в природе и обществе

•Понимание закона больших чисел как фундаментального закона природы, имеющего математическое выражение

•Функциональная грамотность

Также изменятся критерии  уровня изучения математики               Слайд 6

В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации»

определены три уровня изучения математики:

• Математика для жизни

• Математика для прикладного применения в профессии

• Творческая математика

Раньше к углубленному уровню изучения математики относилась только «Творческая математика». По новому ФГОС к углубленному уровню изучения математики будут относиться «Математика для прикладного применения в профессии» и «Творческая математика». 

В школах должны будут созданы условия, чтобы учащиеся могли переходить с базового изучения математики на углубленный уровень и наоборот.

Все  примерные РП  ООО составлены по единой схеме.                        Слайд 7

Структура примерной рабочей  программы учебного предмета «Математика» 

  1. Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования:

а) Личностные результаты

б) Метапредметные результаты

  • Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета

в) Предметные результаты (по курсам, по годам обучения)

Программы курсов (4 программы)

Каждая программа курсов также составлена по  единой схеме:             Слайд 8

*  Цели  изучения учебного курса

*  Место учебного курса в учебном плане

*  Предметные результаты освоения  Примерной рабочей программы

     (по годам обучения)

*  Содержание  учебного курса     (по годам обучения)

                                                                                                                          Слайд 9

   Тематическое планирование учебного курса     (по годам обучения) 

Тематическое планирование содержит разделы: примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся.                                                                                                    

C:\Users\школа\Desktop\Снимок.PNG

. Содержание и требования по годам обучения                                     Слайд 10

• определенная разгрузка объема изучаемого материала за счет отказа от некоторых элементов содержания и результатов обучения

• снижении требований к освоению формальных элементов содержания программы и сложных понятий

• отказ от линейного принципа построения курса

• временной зазор между распределенными по годам обучения содержанием и требованиями к овладению этим содержанием.

                                                                                                                        Слайд 11

Для основного общего образования в Примерной Основной Образовательной Программе  представлены  6 вариантов примерного недельного учебного плана и в каждом из них                                                                                                                  на изучение курса  математики в 5 – 6 кл. отведено не менее 5 ч в неделю,                                                  на изучение курса алгебры в 7 – 9 кл. – не менее 3 ч. в неделю,                                                       на изучение курса геометрии в 7 – 9 кл. – не менее 2 ч. в неделю,                                                на изучение курса «Вероятность и статистика»  в 7 – 9 кл. – не менее 1 ч.                                   в неделю.

 Всего в 5 – 9 классах не менее 952 учебных часов.  

 Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели.                                                                                                                                Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять                                                менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов.     Утверждение Примерной Основной Образовательной  Программы  планируется в конце марта 2022 г

Тематическое планирование                                                               Слайд 12

  • Автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы углубиться в тематику, более заинтересовавшую учеников, или направить усилия на преодоление затруднений.
  • Допустимо также локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного класса.
  • Количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя.
  • Также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных часов, отведённых на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся.
  • Единственным, но принципиально важным критерием, является

достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.

В тематическое планирование   включены:                                     Слайд  13                   

Формирование функциональной математической грамотности:                          Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других предметов

Итоговое обобщение и систематизация

 В конце каждого года, большой блок в 9 классе, в частности, для подготовки к ГИА, обращаться можно и в течение года.

Практические работы

                                                                                                                       Слайд  14                 

На сайте  https://edsoo.ru/constructor/  (Единое содержание общего образования) есть страничка Конструктор рабочих программ.

«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам.  «Конструктор РП»  понятен и прост в использовании.

Рабочая версия  доступна с 15 марта 2022 года.

                                                                                                                        Слайд  15

Для начала работы с Конструктором  необходимо выбрать учебный предмет, для которого Вы составляете рабочую программу и шаблон – для какого класса и по какому предмету необходимо составить РП.                                                                            Дальше – «Создать РП»                                          

В примерной РП уже   расписано: и пояснительная записка, и содержание учебного курса, и планируемые образовательные результаты.

В тематическом планировании расписано наименование разделов и тем программы.                                                                                                      Слайд  16

 Учителю остается заполнить только количество часов по темам, по контрольным работам (в ПРП указано количество часов по разделам и общее количество к/р за учебный год), даты изучения, виды деятельности, ЭОР  (ЦОР), выбрать из предложенных вариантов виды и формы контроля.                                                      Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.

             C:\Users\школа\Desktop\Снимок.PNG

Также  в конце РП  необходимо  указать  учебно – методическое  и материально – техническое обеспечение образовательного  процесса

Как отметила в своем выступлении, отвечая на вопросы участников  семинара, Рослова Л.О., канд. пед. наук, заведующий лабораторией математического общего образования и информатики Института стратегии развития образования РАО:

В настоящий момент разрабатываются примерные рабочие программы для уровня среднего общего образования.

В основной школе предусмотрена возможность изучения ряда предметов не только на базовом, но и углубленном уровне.                                                                     Помимо примерных рабочих программ могут использоваться рабочие программы, разработанные в образовательной организации при полном учете требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ.    

 В Примерную Основную Образовательную Программу  включены примерные рабочие программы по предметам базового уровня.                                                   Программы изучения ряда учебных предметов на углубленном уровне, требования к результатам по которым зафиксированы в обновленных ФГОС,                         в настоящее время разрабатываются.

Идет работа над созданием программы углубленного  изучения математики в                     7 – 9 классах. К концу весны программы должны быть рассмотрены и  утверждены.

Содержание определенной части учебников, включенных в Федеральный перечень, не соответствует примерным рабочим программам, в связи с чем:

  1. в настоящее время в издательствах завершается доработка содержания действующих и подготовка новых учебников.
  2. Доработанные и вновь созданные учебники пройдут экспертизу

Учебник «Вероятность и статистика» разрабатывается .

По итогам экспертизы будет сформирован  новый федеральный перечень учебников  (2022 г.)

Содержание рабочих программ под имеющиеся учебники корректировать не требуется, поскольку будут изданы новые учебники, соответствующие примерным рабочим программам.

Учебники, прошедшие экспертизу и вошедшие в федеральный перечень, будут соответствовать содержанию примерных рабочих программ и включать в себя задания, направленные на формирование функциональной грамотности.

За основу составления РП надо брать программу, переработанную авторами учебников в соответствии с Примерной рабочей программой.

ВПР будут соответствовать новым программам.

Если в примерной рабочей программе предусмотрена возможность менять последовательность тем и перераспределять часы по усмотрению учителя, то в этой части видоизменения рабочей программы допускаются.

Учитель,  пока нет новых учебников,  должен использовать при подготовке уроков ЭОР и ЦОР,  учитывая требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ.

Единственным, но принципиально важным критерием, является     достижение результатов обучения, указанных в Примерной Рабочей  Программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей математики.

Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения.  (Выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Статья.

Статья по теме:"Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения"  (выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Статья. Выступление на районном методическом объединении учителей математики. 2013 г.

Методический материал. Статья: "Развитие предметной одаренности на уроках математики в свете требований ФГОС нового поколения".(Выступление на районном методическом объединении учителей математики)....

Выступление на районном семинаре "Работаем по новым стандартам. ФГОС второго поколения".Тема:" Учебный проект для 5 классов. Сказки Г.Х.Андерсена."

Идея данного проекта возникла из-за отсутствия хорошего материала в учебном планировании и учебнике по творчеству Г.Х.Андерсена и из желания учащихся сделать театрализованное представлени...

Выступления на районном методическом объединении математиков

Ипатова Выступления на районном методическом объединении математиков...

Выступление на районном методическом объединении учителей физики и математики. Тема: ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Подготовка к ЕГЭ

Цель: повторение основных понятий, законов и формул ФИЗИКИ И МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  в соответствии с кодификатором ЕГЭ....

Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике.

Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике как средство повышения качества образования и мотивации учащихся...