Статья "Развитие математической грамотности в 5 классе"
статья по математике (5 класс)

Тищенко Анна Витальевна

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Организация работы образовательного центра строится с  использованием в учебном процессе банка заданий для формования и оценки  функциональной грамотности учащихся, разработанных  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Эти задания можно использовать как во внеурочной, так и в урочной деятельности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 51

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В 5 КЛАССЕ
А.В. Тищенко

МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева,

Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «ВГУ»

e-mail: strenina-anna-242@mail.ru

Аннотация: Задача современной школы направлена на формирование функционально грамотных людей. Организация работы образовательного центра «Лидер» строится с использованием в учебном процессе банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, которые разработаны ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». В данной статье рассматривается использование заданий открытого банка по математической грамотности  не только в урочной деятельности, но и в неурочной. Данные задания применяются на занятиях курса внеурочной деятельности «Математика в космосе».

Ключевые слова: математическая грамотность; открытый банк заданий; математика в космосе; практический блок, теоретический блок.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей [2].

Организация работы образовательного центра строится с  использованием в учебном процессе банка заданий для формования и оценки  функциональной грамотности учащихся, разработанных  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Эти задания можно использовать как во внеурочной, так и в урочной деятельности.  Открытый банк заданий  представляет собой 6 направлений функциональной грамотности. Изучив данные задания открытого банка по математической грамотности, я для себя отметила, что, например, при изучении темы «Деление с остатком» можно использовать  задание «Магазин хозяйственных товаров»,   темы «Комбинаторные задачи» - задание «Школьная форма»,  темы «Числовые и буквенные выражения. Формулы» - задания «Велосипедисты». Более  подробно хотела  остановиться на фрагменте  урока «Обыкновенные дроби».

Сначала мы  провели теоретический блок по данной теме, где ребята адресовали вопросы своим одноклассникам [1]. Затем провели практический блок в виде математического диктанта, в котором ребята определяли уровень заряда мобильного телефона.

C:\Users\user\Downloads\Screenshot_20221015_162146.jpg

Рис. 1. Уровень зарада мобильного телефона

 На данном уроке предложила ребятам  задания открытого банка «Аккумулятор радиотелефона». В первой задаче определяли, на сколько часов хватит оставшегося заряда телефона при обычном режиме использования. Во второй задаче выясняли, у кого из ребят остался больший заряд телефона.

Затем провели сравнение радио и мобильного телефонов по таким критериям, как габариты, вес, память. После чего определили: каким же телефоном удобнее пользоваться.

C:\Users\user\Downloads\Screenshot_20221015_162455.jpg

Рис. 2. Сравнение радиотелефона и мобильного телефона по критериям

Это один из примеров, который я проводила на уроке. Также задания открытого банка использую во внеурочной деятельности.  

Участвуя в совместном проекте с космической корпорацией  «Роскосмос»,  для пятиклассников в образовательном центре проводятся различные курсы, в том числе и «Математика в космосе» [3].

C:\Users\user\Downloads\IMG-20221015-WA0000.jpg

Рис.3. Проведение занятия в купольном планетарии

Также было проведено два космических квеста, где ребятам было предложено задание открытого банка читательской грамотности «Выход в открытый космос». Ребятам было предложено прочитать текст, найти и извлечь нужную информацию.

Задания открытого банка использую в работе, но и разрабатываю свои задания, планирую создать свой кейс заданий, который будет связан  с космической направленностью.

Список литературы

1. Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов / Е.Н. Калинкина  //  - Новокуйбышевск, 2019. – 242 с.

 2. Cимонова О. В. Формирование функциональной грамотности при обучении математике в 5–6-х классах общеобразовательной школы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета – 2010. – № 3. – С. 147–153.

3. Филатова, М. Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС / М. Н. Филатова  //  Молодой ученый. — 2015. — № 16. — С. 430-434.

Тищенко Анна Витальевна, доцент, учитель математики МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева, г. Бобров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая грамотность, 8 класс

Задачи на формирование математической грамотности на уроках математики, 8 класс...

Задачи по формированию математической грамотности (8 класс)

Все за одного, один за всех,Тогда в классе будет успех!...

Задачи по функциональной грамотности (математической грамотности) для 5, 7 и 8 классов

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в Российской Федерации сегодня является повышение качества образования. Президентом перед правительством была поставлена задача обеспече...

Статья «Что такое математическая грамотность и почему необходимо развивать математическую грамотность у современных школьников» из Сборника статей региональной педагогической конференции 7 апреля 2022 года ., МБОУ СОШ № 40

Впервые понятие «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Сначала это понятие включало в себя только умение читать и писа...

Математическая грамотность 5 класс

разработки по подготовке к математической грамотности...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математическая грамотность 7 класс

Данную программу можно использовать во внеурочной деятельности Математическая грамотность общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением математики. Курс рассчитан ина 17 часов, те по 0,5 час...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математическая грамотность 9 класс

Данную программу можно использовать во внеурочной деятельности Математическая грамотность общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением математики. Курс рассчитан на 34 часа, те 1 час в неде...