Здоровье сберегающие технологии на уроках математики для обучающихся с ОВЗ СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
материал по математике

Харионовская Галина Александровна

Обобщение опыта работы с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии

на уроках математики для обучающихся с ОВЗ

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения.

Включение детей с ОВЗ в среду общеобразовательной школы требует изменений в организации процесса обучения. И подразумевает не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые нуждаются в оказании им специализированной помощи при освоении образовательной программы.

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Каждый год мы видим увеличение детей с ОВЗ, поэтому изучение данной темы является наиболее актуальной в данный момент.

Широкие различия в развитии детей с ОВЗ. Некоторые из них развиваются практически нормально или испытывают лишь временные проблемы, другие больны тяжело и необратимо. Но самая главная проблема заключается в том, что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от полностью здоровых детей, они и мыслят, и чувствуют по-другому. Это необходимо учитывать и родителям, и педагогам в построении процесса образования.

Психологическое благополучие школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования приобретает все большую актуальность.

Создание эмоционального комфорта считается одной из более значимых целей работы преподавателя с ребенком с особыми потребностями. Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его во внутри школьной среды.

Психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и важным результатом образовательного процесса.

Важным фактором, влияющим на психологическое благополучие школьников, является поддержка семьи, друзей и одноклассников, открытость и доверительность межличностных взаимосвязей; чувство значимости в коллективе, семейная поддержка.

Под созданием условий для психологического благополучия детей с ОВЗ понимается организация таких условий, наиболее благоприятных для развития, которые учитывают индивидуальные особенности, потребности ребенка, создают его психологический комфорт и максимальную включённость в деятельность. Одним из важных условий является взаимодействие ученика с ОВЗ с одноклассниками, другими учениками школы. Когда дети с ОВЗ находятся в классе со сверстниками, они учатся жить вместе. В общении школьники приобретают способность чувствовать трудности другого, учатся сотрудничать.

Как сделать так, чтобы ученику на уроке было комфортно, чтобы он не боялся идти на урок, как это зачастую бывает, а шел на него с удовольствием, чтобы у учеников были глубокие и прочные знания? Нужно создать на уроке доброжелательную атмосферу, то есть психологический климат для ребенка. И создать ее должен педагог совместно с детьми.  А как его создать? Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Ведь планируя свою деятельность, учитель должен помнить о том, что, от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок на уроке, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, его взаимоотношению с учащимися. Это особенно значимо в нашем учебном заведении, так как в нашей школе обучается 27 учеников с ОВЗ.

И в первую очередь перед ними стоит задача адаптироваться к условиям пребывания в школе. И вот здесь то одной из главных составляющих психологического комфорта и является комфорт на уроке. Ребята попадают в условия, когда атмосфера, состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.  Давайте остановимся на    принципах психологического комфорта: учеба должна давать детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.

Источником психологической комфортности является:

- положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Каждый раз, начиная работать с новым классом, необходимо составить представление:

• о личностно-психологических особенностях каждого учащегося;

• о соотношении способностей и обучаемости каждого;

• о мотивации отношения к учебному процессу;

• о взаимоотношениях между ребятами в классе;

• о семье ученика

Для этого необходимо тесное сотрудничество с классным руководителем. (малый педсовет)

Создание атмосферы психологической поддержки в классе (психолог Карл Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7) Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

 

Существует много методов, способов, хочу предложить технологию, приемы общения (Д. Карнеги):

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.

А еще, как и в жизни, уважаемые педагоги, нужно взять за основу, как закон, знать и выполнять золотые правила комфорта на своих уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях.

Золотые правила психологического комфорта на уроке

- Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

- Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

- Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

- Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

- Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).

- Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

           Как учитель математики и классный руководитель 7 класса, в котором обучаются 8 детей с ОВЗ, в первую очередь уделяю свое внимание на спокойствие в классном коллективе и настроенности на изучение нового материала на уроках.

Математика – это точная наука, в которой исключены произвольные толкования. Знания пригодятся не только в решении разных задач, но и для умения логично выстраивать свои мысли, анализа информации, адекватной и убедительной подачи ее, доходчивого обоснования своего мнения и т.д.

Знания основных математических принципов и законов развивает уверенность в себе. А психологический комфорт – условие жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, отсутствие необходимости защищаться, и гарантия того, что ребенок будет осваивать такой нелегкий предмет как математика. Комфорт необходим не только для развития ребенка и усвоения им знаний, также от него зависит физическое состояние детей. Так как учителя и дети много времени проводят в школе и большая часть занята уроками, следовательно, очень важно то, насколько урок обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние. Поэтому каждый раз учитель при встрече с учащимися должен расположить к себе приветливостью и доброжелательностью.

Наличие подходящего благоприятного климата в классе гарантирует ребятам защищенность и психологический комфорт, способствующий спокойному душевному равновесию и, как следствие, – продуктивной работы.

Климат в классе формируется совокупностью демонстрации доброжелательности, знаков внимания, разнообразием сменяющихся форм работы, физкультминутки.

Влияние на климат обеспечивается:

• Установлением личностных контактов (Данные контакты должны строиться между педагогом и ребенком, также среди самих ребят).

• Одобрительным отношением педагога к учащемуся (его поведению, к деятельности на уроке, к положительным качествам).

• Обращением учителя к ученику в различных формах и в зависимости от обстоятельств в данный момент. Например, ребенку трудно решить задачу. Можно использовать личностно-доверительное обращение: «Я уверена, что тебе любые задания по плечу». Или, если ученик не в очень хорошем настроении – эмоционально-личностное обращение: «К сожалению, у меня выдался сложный день, и вы устали уже – но ничего: у вас на сегодня последний урок, давайте проведем его с пользой». Главная задача – зафиксировать общие переживания деток и показать, что присоединяетесь к каждому (сопереживаете, понимаете).

• Сотрудничество выражается в бескорыстной помощи, взаимопомощи, сопереживания товарищам, терпимость к неудачам других. Также учитель проявляет интерес к учащемуся с учетом возраста и к индивидуальным особенностям и особенностям здоровья.

• Предупреждение неудач. Здесь важно снять страх к предстоящему выполнению работы, обратить внимание на сложные моменты, дать указания и комментарии.

• Применение визуального, аудиовизуального, эстетического ряда подойдет для проведения физкультминуток.

• Элементы новизны, необычности для вызывания интереса к предмету. Например, на уроках математики мы используем физ. минутки, объяснения нового при помощи схем, разработанных вместе с ребятами, изображение на доске с помощью цветных магнитов геометрических фигур, рисование сырой тряпочкой и т.д. Стараемся придумывать все новые средства и формы работы с детьми с особыми потребностями.

• Рекомендации педагогов-психологов учителю-предметнику к каждому обучающемуся с ОВЗ. Коллеги диагностируют каждого учащегося и дают свои рекомендации по работе с конкретным ребенком. Очень хорошая консультационная помощь классным руководителям и предметникам.

Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику, музыку, общаться со сверстниками. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения. На слуху у педагога появились такие понятия как «инклюзия», «инклюзивное образование». Если «инклюзия» - это «включение», то «инклюзивное образование» - это включение детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс в обычном классе общеобразовательной школы, но по адаптированной программе. Целью образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является их полноценное развитие, и освоение ими общеобразовательной программы, наряду со сверстниками с учетом их индивидуальных особенностей. Эти программы предполагают иную систему оценок. Да здесь и не должны гнаться за оценками – ни дети, ни учителя.

Я ставлю перед собой такие цели обучения математике для детей с ОВЗ:

•        Овладение комплексом минимальных математических знаний и умений;

•        Развитие логического мышления, пространственного воображения;

•        Формирование предметных основных общеучебных умений;

•        Создание условий для социальной адаптации учащихся.

По моему мнению, включение таких детей образовательный процесс обычного класса влечёт за собой ряд трудностей, которые приходится преодолевать учителю.

На практике при обучении детей с ОВЗ необходимо использовать активные приемы и методы обучения, тем самым повышая познавательную активность детей, развивая их творческие способности, повышая мотивацию к обучению, стимулируя самостоятельную деятельность.

Для меня главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

Работая в таком классе мне необходимо разработать поурочные планы для класса, а также для конкретного ребенка, уметь перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников с ОВЗ.

Поэтому на уроке я стараюсь чередовать разные виды деятельности:

а) урок начинается с заданий, которые тренируют внимание и память;

б) в середине урока решаем сложные интеллектуальные задания;

в) чередую задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

г) применяю игровые моменты, моменты соревнования, т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью.

Я также применяю на уроках методические приемы для обучения детей с ОВЗ: строго слежу за дозировкой содержания учебного материала, делю большие задания, поэтапно разъясняю задания, ученик последовательно выполняет этапы задания с обязательным контролем каждого этапа.

 Ход моего урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему. Если у всех учащихся класса тема общая, то изучение материала веду фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.

Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для учеников (дифференцированные индивидуальные карточки, упражнения из учебника, тексты на доске).

Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраиваю по следующей структуре (например): учащиеся с ОВЗ работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время я работаю с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и детям с ОВЗ) или пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, я провожу работу с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, решения примеров касающихся темы предыдущего урока. Далее я объясняю новый материал всем учащимся. После этого предлагается выполнить практическое задание дифференцированного характера.

При работе с карточками для детей с ОВЗ использую: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой); присутствует постоянное речевое сопровождение с моей стороны, я проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать, как будем выполнять задание) – ребенок проговаривает задание после меня; здесь моя речь не насыщенная, а краткая и четкая, т.к. речевая информация усваивается этими детьми в малом объеме.

Само задание ребёнок выполняет пошагово по инструкции, проверяем вместе; учитываю ошибки, которые он допустил и озвучиваю их.

Работая с детьми с ОВЗ, считаю надо прежде всего учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, мотивировать ребенка к учебному процессу. Конспект урока составлять с учетом чередования умственной и практической деятельности, преподносит материал небольшими дозами, использовать дидактический материал и средства наглядности. Не забывать про педагогический такт.     Каждого ученика, а особенно ребенка с ОВЗ необходимо поощрять за успехи, своевременно и тактически помогать ребенку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности. И только единство совместной деятельности учитель – ученик способствует успешной адаптации, реабилитации и личностный рост детей в социуме.

Руководствуясь советами по созданию психологического комфорта на уроке нужно помнить, что формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д. Так пусть доброжелательная атмосфера станет спутником вашей деятельности! И результат не заставит себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики

применение здоровье сберегающих технологий на уроках математики...

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье ...

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики в коррекционной школе VIIIвида.

«Здоровье – не всё,но всё без здоровья - ничто»                                          ...

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики.

В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера...

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики.

Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного разумного взросления, глубокого усвоения знаний, формирования...

Здоровье сберегающие технологии на уроках математики.

Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного разумного взросления, глубокого усвоения знаний, формирования...