Технологическая карта урока "Сравнение обыкновенных дробей" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Урок - закрепление по математике в 5 классе на тему "Сравнение обыкновенных дробей" разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода, в которой деятельность рассматривается, как система, нацеленная на результат.

Учебные задания для обучающихся подобраны на формирование УУД, на применение знаний,  интеграцию, перенос знаний.

Для организации деятельности обучающихся были применены следующие формы работы с детьми: 

- индивидуальная работа (актуализация знаний

- фронтальная работа (мотивирование на учебную деятельность, актуализация знаний)

-групповая форма работы (применение изученного материала)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТК урока математики 5 класс827.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карты урока

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Балаба Ольга Петровна

Место работы

ГБОУ СОШ № 547

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Обыкновенные дроби. 2 четверть.

Тема урока 

Сравнение обыкновенных дробей

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый уровень изучения

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие.

Метапредметные познавательные

Базовые логические действия:  обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия: сформулировать проблемный вопрос, направленный на поиск ответа; составить план проведения исследования; аргументировать свою позицию, мнение; сформулировать выводы по результатам.

Работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами.

Коммуникативные

Общение: ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения

Сотрудничество: обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы.

Регулятивные

Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи

Предметные: сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби; соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): обыкновенная дробь, правильная дробь, неправильная дробь, равные дроби, сравнение дробей с одинаковым знаменателем, сравнение дробей с одинаковым числителем, сравнение дробей с единицей.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Учебник «Математика 5» Н. Я. Виленкин,  В.И. Жохов и др.- М.: «Просвещение», 2023; https://resh.edu.ru/subject/lesson/16/; доска, мел, проектор, компьютер, презентация.

Коллективная работа, работа с учебником, фронтальный опрос, индивидуальная работа.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Эпиграф к уроку

-Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.


- Вот видите, как важно уметь работать с обыкновенными дробями.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Индивидуальная работа в тетрадях, сверка с эталоном на доске, фронтальный опрос

№ 1. Какую часть составляет:

  1. длина стороны квадрата от его периметра;
  2. секунда от часа;
  3. сантиметр от метра;
  4. метр от километра?

Что общего у полученных дробей? Сравните дроби и сформулируйте правило сравнения таких дробей.

№ 2.  Расположите дроби в порядке убывания.

Каким правилом вы будете пользоваться при выполнении этого задания?

№ 3. Какая точка лежит правее на координатной прямой:

а) К () или Р ();     б) С () или А () ?

№ 4. Вставьте пропущенные слова:  из двух дробей …….. та, которая лежит …….. на координатной прямой.

№ 5. Есть ли среди точек, отмеченных на координатной прямой, совпадающие:

A (), B (), C (), D (), E () ?

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Сформулируйте цель урока. Слова  «помощники»:

- повторим,

- проверим,

- исследуем,

- докажем.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Ребята, мы уже умеем сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, с одинаковыми числителями, сравнивать дроби с единицей. Используя эти знания, выполните:

Восстановите записи (кому трудно, используйте теоретический материал пн. 27, 28 учебника)

1. Числитель стоит _____ чертой и означает, сколько равных частей ________ от целого.

2. Знаменатель стоит ____ чертой и показывает, на сколько равных частей __________ целое.

3. Дробь называется правильной, если числитель ____________знаменателя.

4. Дробь называется ____________, если числитель больше или равен знаменателю.

5. Неправильная дробь ____________ правильной дроби.

6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой __________ больше.

7. Правильная дробь ___________ 1.

8. Неправильная дробь _______________ 1.

1. Числитель стоит над чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого.

2. Знаменатель стоит под чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое.

3. Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя.

4. Дробь называется неправильной, если числитель больше или равен знаменателю.

5. Неправильная дробь больше правильной дроби.

6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.

7. Правильная дробь меньше 1.

8. Неправильная дробь больше или равна 1

№ 5.102 . На координатной прямой с единичным отрезком, равным 12 клеткам, отметьте точки с координатами  ,  ,  ,  ,  ,  .  Какая из этих точке расположена правее всех на координатной прямой, а какая – левее всех?

Выскажите идеи, нацеленные на решение этой задачи.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Давайте создадим алгоритм сравнения дробей

Найти равные числители или равные знаменатели

Что равно?

Знаменатели

Числители

Больше та дробь, у которой числитель больше

Больше та дробь, у которой знаменатель меньше

Проверьте себя, выполнив проверочную работу из учебника на стр. 25 (двое ребят выполняют на откидной доске)

  1. Сравните числа: а)  и ;   б)  и ;   в)  и 0;  г)  и 1.
  2. Запишите дробь, большую .
  3. На координатной прямой с единичным отрезком, равным 16 клеткам, отметьте точки с координатами:

A (),  B (), C (), D (), N (), F (), M (), P ().

Какие точки:

а) лежат левее точки D;        в) совпадают;

б) лежат правее точки N;      г) лежат между точками F и P?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

В некоторых случаях бывает удобно сравнивать не сами дроби, а их «дополнение» до единицы. Например, сравним дроби  и . Чтобы из первой дроби получить 1, надо добавить , а чтобы из второй дроби получить 1, надо добавить меньше: . Следовательно, вторая дробь больше:  ˂ .

Адаптируйте задачу «сравнение дробей» к новым условиям.

Сравните дроби:

  1. а)  и ;   б)  и ;  в)  и ;  г)  и .
  2. Составьте ещё несколько пар дробей, которые можно сравнить аналогичным образом.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Алёша с папой стреляли в тире. Алёша из 10 выстрелов имел 5 попаданий, а папа из 5 выстрелов имел 3 попадания. Чей результат лучше?

Результат Алёши - , а результат папы - . Сравним с помощью координатной прямой (за единичный отрезок примем 10 клеток)

˂ ,    ˂  . Результат папы лучше.

Средняя продолжительность сна взрослого человека 8 ч, средняя продолжительность сна ребёнка составляет  суток.

  1. На сколько часов меньше спит взрослый по сравнению с ребёнком?
  2. Какую часть суток взрослый человек бодрствует?
  3. Сколько часов ребёнок бодрствует?
  1. 24 : 12 ˙5 = 10 (ч) средняя продолжительность сна ребенка
  2. 10 – 8 = 2 (ч) меньше спит взрослый
  3. 24 – 8 = 16(ч) в сутки бодрствует взрослый
  4. 16 : 24 =  (сут) бодрствует взрослый
  5. 24 – 10 = 14 (ч) бодрствует ребенок

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3721416/pub_5f9ed80d49505f6811c48917_5f9ed82c9ac0705ae462a8b4/scale_2400

1.  Тип 1 № 1079https://math5-vpr.sdamgia.ru/img/briefcase--plus.png

Даны четыре числа:  целая часть: 1, дробная часть: числитель: 5, знаменатель: 16 ; дробь: числитель: 21, знаменатель: 11 конец дроби ; дробь: числитель: 19, знаменатель: 16 конец дроби ; целая часть: 1, дробная часть: числитель: 8, знаменатель: 11 .  

Запишите в ответ самое большое из данных чисел.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Родители Лены тратят на оплату жилья  своего семейного бюджета, родители Сергея - . В какой семье доход больше, если обе семьи платят за квартиры одинаковые суммы?

 = ,

 =

 ˂   У родителей Сергея доход больше

В семьях Кати и Оли одинаковый доход. Родители Кати отдают за квартиру , а родители Оли -  семейного бюджета. У какой семьи жилищные условия лучше?

=

=

 ˂  У Оли условия лучше

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Выберите правильные утверждения и запишите число, составленное из их номеров в порядке следования утверждений.

  1. Числитель правильной дроби больше ее знаменателя.
  2. Правильная дробь расположена на координатном луче левее единицы.
  3. Если в дроби  поменять местами числитель и знаменатель, то величина дроби увеличится.
  4. Правильная дробь больше единицы.
  5. Можно записать 5  различных правильных дробей со знаменателем 5.
  6.  от 40 составляет 16.
  7. Дробь  неправильная при любом натуральном n.

- Понятна ли для вас тема? Какие остались вопросы? Со всеми ли заданиями справились?

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Ребята. Нам осталось оценить свою работу.

  • Опишите глаголами, что мы делали сегодня на уроке.
  • Опишите прилагательными, какими вы были сегодня на уроке.
  • Дайте оценку приобретенному опыту.
  • Достигли ли целей урока?

Сегодня на уроке вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение. На следующем уроке будем продолжать путешествие по стране обыкновенных дробей.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Посмотреть учебный фильм https://resh.edu.ru/subject/lesson/16/,  выполнить упражнения после фильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Решение задач всех типов на обыкновенные дроби»

В данной разработке представлен урок  в 5 классе по теме:  "Решение задач всех типов на обыкновенные дроби". Урок разработан с учетом новых требований....

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» ...

Технологическая карта уроков: "Обыкновенные дроби"

Конспект  уроков по   математике в 5 классе (И.И.Зубарева, А. Г.Мордкович, математика 5) в соответствии с требованиями к формированию УУДПредмет: математикаКласс: 5Тип 1урока: Урок изуч...

Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...

Технологическая карта урока "Обыкновенные дроби"

материал содержит технологическую карту урока по теме "Обыкновенные  дроби" для 5 кл...

Технологическая карта урока математики 6 класс «Умножение обыкновенных дробей»

Разработка предназначена для учителей математики.В работе представлена технологическая карта урока математики для 6 класса по теме:"Умножение обыкновенных дробей". По основнойдидактической...