Технологическая карта "Деньги. Виды денег" (5 класс)
материал по математике (5 класс)

Мухаметшина Оксана Геннадьевна

мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx24 КБ
PDF icon dengi._vidy_deneg.pdf899.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия «Деньги. Виды денег» 5 класс

ФИО разработчика  Мухаметшина Оксана Геннадьевна

Образовательная организация, город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов», Нижневартовский район

Возрастная категория обучающихся/, класс

5 класс

Тема

Деньги. Виды денег.

Цель

Проследить эволюцию денег, рассмотреть виды денег, историю их возникновения.

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: понимание роли денег в обмене продуктами хозяйственной деятельности; характеризовать их виды; определение отличительных признаков бумажных денег и монет; понимание сути современных денег, причины перехода от прямого продуктообмена (бартера) к товарно-денежному обмену;
  • Личностные: осознание себя как потребителя и продавца; умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке; развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.
  • Метапредметные: формировать навыки анализа финансовой информации; умения решать финансовые задачи, формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока.

Основные понятия

Бартер, товар, монеты, бумажные деньги.

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии)

Технологии развития критического мышления, игровых и здоровьесберегающих технологий, ИКТ.

Средства обучения

Компьютер, видеопроектор, экран, монеты

Организационные условия

Учебно-методическое обеспечение

Математическая грамотность. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций./под ред Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. – М.;СПб. Просвещение, 2020.

План занятия / мероприятия

Этапы занятия / мероприятия (время этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Образовательный результат

  1. Организационный   момент

Приветствие.

Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

1. Как назывался процесс обмена до появления денег? (натуральный обмен, бартер, на Руси – взаимство).

2. В чем заключалась сложность натурального обмена? (было сложно найти человека, обладающего нужным товаром и готовым обменять его на ваш товар).

2.3. Почему металлические деньги были вытеснены бумажными? (сложности в перевозке, опасность их утраты в связи с грабежами на дорогах и в море (бандиты и пираты).

2.4. Что такое безналичные деньги? (безналичные деньги – это записи в памяти банковских компьютеров о том, что у вас есть право на определенную сумму денег).

Отвечают на вопросы

Мотивация на деятельность. Установление контакта

2. Основной блок

Использование презентации

Решение задачи: Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят, одного котёнка – на 50 рыбок, а одного щенка – на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?

Проверка выполнения задания. Ответ: 1 щенок = 80 рыбкам

Обсуждение задания. Легко ли найти владельца 80 рыбок, готового обменять их на щенка?  

Обобщение учителя: именно эти сложности натурального обмена привели к появлению денег.

Изучение нового материала.

Бумажные деньги.

Перед вами иллюстрации бумажных денег нашей страны. На какой иллюстрации изображены современные деньги, на какой – деньги устаревшие, вышедшие из обращения?(ответы учащихся)

Можно услышать такие фразы:

Банкомат выдал 5-тысячные купюры.

Папа получил зарплату купюрами в 1000 и 2000 рублей.

Что такое купюра? (ответы учащихся)

Купюра – наименование стоимости бумажных банкнот

Задание: запишите в тетрадь стоимость купюр, имеющих хождение в нашей стране.

Проверка выполнения задания: 50; 100; 200; 500; 1000; 2000; 5000

Рассказывает историю бумажных денег. Бумажные деньги появились намного позже металлических.

Родиной бумажных денег принято считать Китай.

Одно из условий, сделавших возможной замену металлических монет на бумажные деньги была развитие производства бумаги и печатного дела.

В средневековом Китае ходовой валютой были медные деньги, которые носили в связках.

Вес связки составлял около 3 килограммов. В начале IX века торговля между отдельными регионами страны активизировалась, торговцам было сложно и опасно перевозить сотни килограммов монет по стране. Правительство нашло металлу замену, были введены бумажные сертификаты.

Китайский купец сдавал в подворье властей медные деньги, и получал вместо них бумажную расписку, сертификат, позволявший снова обменять его на медные деньги практически в любом регионе Китая.

После завоевания Китая монголами бумажные купюры стали появляться за его пределами.

Первое упоминание о бумажных деньгах в Европе относится к испанской осаде Лейдена (Нидерланды) в 1574 году. У жителей осажденного города не было ни металлических монет, ни кожи, которую иногда использовали для замены металлических денег. Горожане решили воспользоваться бумагой, из которой сделали временную замену металлических денег.

Во Франции печатать деньги начал Людовик XIV в 1703 году.

 В США бумажные купюры стали основным платежным средством только в 1933 году.

Появление бумажных денег в России было вызвано нехваткой серебра для чеканки монет. Екатерина II распорядилась открыть два банка в Москве и Петербурге, куда было положено по 500 тысяч рублей металлом. На эту сумму были изготовлены ассигнации по 25, 50, 75 и 100 рублей. Таким образом, изначально в России бумажные деньги имели реальное обеспечение.

Постепенно бумажные деньги стали основным средством платежей в большинстве стран мира. Бумагу сейчас начинают заменять пластиком, так что, вполне возможно, в скором будущем граждане некоторых стран станут использовать лишь пластиковые купюры.

Например, во Вьетнаме деньги сложно порвать т.к. содержат пластик.

Решают задачу

Отвечают на вопросы

Слушают учителя.

Приобретение знаний о бумажных деньгах.

Монеты.

Учитель раздает детям монеты.

Современные монеты имеют не только точный вес металла, из которого они изготовлены, но и отвечают определенным правилам их чеканки.

Каждая монета состоит из трех частей. Наверняка вы знаете названия двух из них.

Как называются плоские поверхности монеты? (ответы учащихся).

Правильно, это «орел» и «решка». Третья часть называется «ребро»

Но эти названия нельзя применить ко всем монетам, так как не на каждой из них есть изображение орла. Поэтому затруднительно понять, где будет решка, а где орёл.

В наши дни все нумизматы (те, кто коллекционирует монеты) пользуются другими названиями частей монеты. Это «аверс», «реверс» и «гурт».

Как определить аверс монеты? (это та часть монеты, на которой указан её номинал).

Аверс – это лицевая часть монеты или главная. На ней ещё с древних времён изображали самую важную информацию, которую передавала монета. Изображение царя, значимое событие, герб государства и тому подобное. На современных монетах аверсом считается сторона с надписью «Российская Федерация» или «Банк России».

Реверс – это оборотная сторона, противоположная лицевой части монеты. На ней изображали менее значимую информацию.

Гурт – это третья сторона или боковая часть монеты, но не менее важная и нужная в современной нумизматике. На гурте могут быть надписи, узорные рисунки и прочие элементы. Либо гурт бывает пустым, как это видно на некоторых современных монетах. Многие не придают этой части монеты большого значения. Но в некоторых случаях, только по виду и форме гурта можно установить подлинность монеты.

Рассматривают монеты, отвечают на вопросы.

Приобретение знаний о монетах.

Кто имеет право выпускать деньги в обращение.

Как вы думаете, может ли каждый человек или фирма печатать свои деньги? (обсуждение вопроса).

Изготовлением денег в нашей стране управляет государство через Центральный банк России который выпускает в обращение наличные деньги, следит за тем, чтобы в стране не появилось слишком много денег, и они не обесценились.

Физическим производством наличных денег – печатанием бумажных банкнот и изготовлением монет – занимаются предприятия Гознака. Это государственное предприятие печатает все российские бумажные рубли и производит «денежную» бумагу для них и иностранных государств - Ливана, Йемена, Гватемалы, Индонезии, Китая, Нигерии и других стран. В общей сложности оборудование фабрик Гознака позволяет производить до 7 млрд банкнот и 11 тыс. тонн банкнотной бумаги ежегодно.

На фабриках Гознака используют особую технологию, целью которой является защита денежных знаков от копирования. В производство внедрены сложные процессы, а в дело включены многие предприятия. В состав материала для «денежной бумаги входят:

  • реактивы;
  • водяные знаки;
  • тканевые волокна;
  • полимерные нити.

В результате выходит устойчивый к влаге, воздействию ультрафиолетовых лучей и защищенный от подделки материал для будущих банкнот.

В сырье добавляют специальный раствор, он виден только под ультрафиолетом. Простым взглядом можно заметить, что денежные знаки имеют фиолетовый оттенок. С помощью инфракрасного излучателя можно увидеть красные, зеленые тона в хаотично расположенных нитях.

УК РФ Статья 186. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

  1. Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Отвечают на вопросы.

Приобретение знаний о выпуске денег, защите денег от копирования и ответственность за выпуск поддельных денег.

Итог

Спасибо всем. Подойдите к доске и нарисуйте смайлик – Ваше настроение после занятия.

Ученики подходят к доске и рисуют смайлик.

Оценивание работы.

Рефлексия

Однажды ученик спросил Мастера: - Насколько верны слова о том, что не в деньгах счастье?

Мастер ответил: «Они верны полностью». Как мог объяснить свой вывод Мастер? (ответы учащихся)

Обобщение учителя: За деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум.

Отвечают на вопросы

Подведение итогов


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Виды химической связи" 11 класс (профиль)

Технологичсекая карта составлена для изучения программного материала по типам связи в профильном классе, с применением групповой формы работы....

Технологическая карта урока (девочки) 7 класс «Виды теста и выпечки»

Технологическая карта урока (девочки) 7 класс «Виды теста и выпечки»Задачи урока:- Способствовать формированию знаний о видах изделий из теста.- Способствовать формированию умений по приго...

Технологическая карта урока "Виды предложений" в 5 классе

В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Виды предложений". Основные понятия: простое предложение, восклицат...

Технологическая карта урока "Виды теплопередачи" 8 класс

Технологическая карта урока "Виды теплопередачи" 8 класс.Технологическая карта  как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО (методическое...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Виды морфем»

Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Виды морфем»Тема урока: Виды морфемТип урока: урок рефлексииЦели:Содержательная: повторение и закрепление материала по теме «Морфемика...