Внеурочное занятие "Поэтические минутки"
план-конспект занятия (6 класс)

Литвинчук Татьяна Владимировна

Цели и задачи:

– повышение интереса к изучению математики;

– установление связи математики с литературой;

– расширение математического кругозора учащихся.

 

Оборудование: доска, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал (компьютерная презентация в формате Microsoft Power Point).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peticheskie_minutki.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие для недели математики «Поэтические минутки»

для учащихся 6-х классов.

Цели и задачи:

– повышение интереса к изучению математики;

– установление связи математики с литературой;

– расширение математического кругозора учащихся.

Оборудование: доска, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал (компьютерная презентация в формате Microsoft Power Point).

Подготовка урока:

  • к уроку ребята готовят стихотворения;
  • подготовить стенд (или провести конкурс газет) «Математика + Литература = дружба».

Ход мероприятия:

Ведущий 1:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век -

Всегда стремился к знанью человек…

Я рада приветствовать всех собравшихся. Приветствую всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.

Слайд 2

Ведущий 2:

Математика связана со многими предметами. Связь математики с такими предметами как физика, химия, информатика, биология, география очевидна. Труднее установить эту связь с литературой. На самом деле математика и литература, не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.

Слайд 3

Ведущий 1:

Известный математик Софья Васильевна Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. «Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик».

Софья Васильевна писала прозаические произведения: романы «Сестры Раевские» и «Нигилистка»; драма «Борьба за счастье»; повести «Воспоминания детства». В стихотворении С.В. Ковалевской «Если ты в жизни...» с необыкновенной силой выражено стремление к познанию:

Ученик 1:

Если ты в жизни, хотя на мгновение

Истину в сердце своем ощутил,

Если луч света сквозь мрак и сомненье

Ярким сиянием твой путь озарил:

Что бы, в решении своем неизменном

Рок ни назначил тебе впереди,

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню, в груди.

Небо покроется черною мглой,

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю, ты встреть и померься с грозой.

Слайд 4

Ведущий 2:

Не только Софья Ковалевская увлекалась поэзией. Великий русский математик, создатель неевклидовой геометрии, названной его именем, деятель университетского образования и народного просвещения. Николай Иванович Лобачевский в молодости написал стихотворение «Разлив Волги при Казани»:

Ученик 2:

Царица рек, в торжественном теченье

К далеким Каспия обширного водам

Ты уклоняешься к Казани на свиданье

С ней – древней матерью татарским городам!..

Ужели и твоих иссякнет волн стремленье –

И Волга зарастет болотною травой?

И, где суда твои крылатые сквозили,

Увязнет странника усталая нога?

Куда они с собой веселье привозили –

Осиротелые умолкнут берега!..

Нет!.. бытие твое до вечности продлится,

Как память ясная великих дел.

Великое в веках бессмертием хранится

И не ему ничтожество – удел.

Вот образ мирного могущества России!

Ее разлив не страшен никому.

Великодушие обуздывает силы,

Всегда, везде покорные ему.

Слайд 5

Ведущий 1:

Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения; физик, математик, химик, поборник российского просвещения – Михайло Васильевич Ломоносов был не только естествоиспытателем, но и гуманитарием, филологом и поэтом. Он стал создателем русской оды, сыграл важную роль в разработке жанров послания, идиллии, эпиграммы. Одно из его самых известных стихотворений «Случились вместе два астронома в пиру…»

Ученик 3:

«Случились вместе два астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит.

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?».

Слайд 6

Ведущий 2:

Вы сейчас можете сказать: «Так это все математики! Они стихи ради забавы писали. А настоящий гуманитарий и без математики обойдется!». Я попробую доказать вам обратное. Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.

Ученик 4:

Арифметика! Даже в каменный век

Обращался к тебе человек.

Без тебя невозможно предметы считать,

Невозможно построить мосты

Там, где сложное, новое надо создать,

Лучшим другом становишься ты.

Если раньше тебе приходилось одной

Много трудных вопросов решать,

То теперь на просторах планеты большой

Ты у нас многодетная мать.

Геометрия, алгебра - дети твои,

С ними в жизнь претворяем мечты,

Но запомни: огромным успехом своим

Человеку обязана ты.

Ведущий 2:

В книге Ивана Яковлевича Депмана «Математические увлечения поэта» описывается случай, когда Лермонтов поразил своих сослуживцев математическим вычислением. Он предлагал задумать любое число, произвести с ним ряд математических действий, а затем говорил получившийся ответ. Правда через несколько дней эта забава ему надоела, и он раскрыл секрет.

Сейчас я продемонстрирую вам немного измененное математическое вычисление. Есть желающие? Задумайте любое число, а чтобы вам было не очень сложно, ограничимся цифрой 20. Теперь прибавьте к этому числу 5. Теперь умножьте полученный результат на 3. А теперь отнимите число 15. Какой ответ получился? (Мысленно делить на 3 и сказать задуманное число).

Слайд 7

Ведущий 1:

Вернемся к поэзии. Вспомним басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука».

Ученик 5:

Когда в товарищах согласья нет

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Ведущий 1:

Давайте применим математику, чтобы понять, почему воз не двигается. На картинке стрелками изображены направления движения лебедя и щуки. Если сложить направления их движения, то получим общее направление – движение вперед. Но так как рак пятится в противоположном направлении, то движения отнимаются, и воз остается на месте.

Слайд 8

Ведущий 2:

Великий русский поэт, драматург и прозаик А.С. Пушкин в своем произведении «Евгений Онегин» тоже обращается к математике.

Ученик 6:

Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развел по крайний след,

И каждый взял свой пистолет,

«Теперь сходитесь».

Хладнокровно,

Еще не целя во врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Свой пистолет тогда Евгений,

Не преставая наступать,

Стал первым тихо подымать.

Вот пять шагов еще ступили,

И Ленский, жмуря левый глаз,

Стал также целить – но как раз

Онегин выстрелил… Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет...

Ведущий 2:

Давайте решим эту задачу. Сколько же шагов было между соперниками? (Решение: 32 – (4 + 4) – (5 + 5) = 14). Т.о. делаем вывод: Онегин и Ленский стрелялись с расстояния в 14 шагов. Согласитесь, расстояние настолько маленькое, что промахнуться на этой дуэли практически невозможно.

Слайд 9

Ведущий 1:

Но не только в России математика связана с литературой. Например, индийские математики нередко излагали арифметические задачи в стихах. Вот одна древнеиндийская задача из математики Сриддхары XI В.

Ученик 7:

Есть кадамба-цветок,

На один лепесток

Пчёлок пятая часть опустилась.

Рядом тут же росла

Вся в цвету сименгда

И на ней третья часть поместилась.

Разность их ты найди,

Её трижды сложи,

И тех пчёл на Кутай посади.

Лишь одна не нашла

Себе места нигде

Всё летала то взад, то вперёд и везде

Ароматом цветов наслаждалась.

Назови теперь мне, подсчитавши в уме,

Сколько пчёлок всего здесь собралось?

Ведущий 1:

Давайте решим эту задачу. (Решение: пусть всего собралось Х пчелок, тогда имеем уравнение: )

Решив это уравнение, получим ответ: 15 пчел.

Слайд 10

Ведущий 2:

Можно найти множество задач, сочиненных и в настоящее время в стихах по разным темам. Остановимся на логической задаче:

Ученик 8:

В универмаге встретил я

Осла, козу и кошку,

Они купили красный мяч

И жёлтую гармошку.

Зайдя потом, увидел я

Осла, козу и белку,

Они купили красный плащ

И белую тарелку.

Зашёл я в третий, встретил там

Опять осла и кошку.

Они купили в этот раз

Лишь жёлтую матрёшку.

Мне срочно нужен твой совет,

Задумайся немножко.

Скажи: какой любимый цвет

У белки и у кошки.

И кто не сделал ни одной

Покупки в магазинах.

Поскольку не было, увы,

Товаров ярко-синих.

Ведущий 1:

Подумайте, ребята, какой ответ у этого стихотворения? (Ответ: любимый цвет у белки – белый, у кошки – жёлтый, ни одной покупки не сделал осёл.)

Слайд 11

Ведущий 2:

Но не только математика прибегает к поэзии. Сама поэзия – это математика ритма и поэтического сюжета. Ритм любого стихотворения строится на математической закономерности соотношения безударных и ударных звуков. Так выстраивается математическая последовательность поэтических размеров, где | - ударный звук, а _- безударный:

Ямб:                         _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ |

Хорей:                     | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ | _ |

Дактиль:                  | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ |

Анапест:                  _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ |

Амфибрахий:          _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ | _ _ |

Ведущий 1:

В поэзии существует и принцип симметрии. А ведь симметрия – это математическое понятие. Есть необычный тип стихотворной формы – палиндром, когда слово или фраза читается одинаково как слева направо, так и справа налево. Классический пример палиндрома Афанасия Фета: А роза упала на лапу Азора.

А есть даже целые стихи, написанные симметрично и в виде геометрических фигур.

Ученик 9:

Мы –

Среди тьмы.

Глаз отдыхает.

Сумрак ночи живой.

Сердце жадно вздыхает.

Шепот звезд долетает порой.

И лазурные чувства теснятся толпой.

Всё забылося в блеске росистом.

Поцелуем душистым

Поскорее блесни!

Снова шепни,

Как тогда:

«Да!»

Э. Мартов

Слайд 12

Ведущий 2:

Математика – вечно живое дерево науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Не менее важна и литература, позволяющая человеку выражать свои мысли, чувства, эмоции. Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире.

Ученик 10:

На улице Брадиса,

На площади Котангенса,

В доме на углу Пифагора,

В квартире Герона

Жил мальчик по имени Вова.

Вова в первый класс пойдёт,

И с Вовой не шути,

Считать умеет он у нас

Почти до десяти.

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос.

Вот как-то за столом отцу

И задал он вопрос:

- Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь - на пари -

Я доказать смогу всегда,

Что их не два, а три?

- Считаем вместе. Вот один,

А вот и два, смотри.

- Один да два - и будет три!

- Вот молодец! И в самом деле три!

И потому я два возьму,

А третий ты бери.

Ведущий 1:

Учите и любите математику, и вы никогда не окажетесь в такой ситуации, как оказался Вова.

Ведущий 2:

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

 Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна ( МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района )Как научить школь...

Минутки вхождения в день

Музыкальный и речевой материал для начала занятия....

Методическая разработка "Логопедическая минутка"

В специальной (коррекционной) школе-интернат VIIIвида помимо коррекции звукопроизношения и устранения недостатков письма учитель-логопеда реализует следующие задачи:  развитие артикуляционн...

Литературные минутки для детей 1-4 классов и их родителей

Этот материал можно использовать для сценария праздника "Мама, папа, и я - читающая семья....

Поэтические минутки на уроках математики

Поэтические минутки на уроках математики...

Страноведческие минутки на уроке английского языка

Тезисы :1.     Культурный шок2.     Изучение языка в аспекте его связей с культурой и миром, носителей этого языка3.     Изучение культуры –...

ВЕСЕЛЫЕ МИНУТКИ, КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Одна из основных задач образовательного процесса в нашей школе, как и в любой другой коррекционной школе,  состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые ...