ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по математике

Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. Психологи,  дидакты и методисты рекомендуют использовать следующие показатели воспитанности:  

  • отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям;
  • активную жизненную позицию;
  • направленность личности;  
  • сознательную саморегуляцию поведения и самоорганизацию деятельности в отношении к учебному труду, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям;
  • согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением.

 Эти факторы, показатели и признаки выполнимы в том случае, если воспитанность анализируется во взаимосвязи с основными условиями и факторами становления личности школьника, а данные помогают обосновать выбор содержания и методов воспитания. При этом необходимо иметь возможность соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным и предвидеть более отдаленные результаты своей работы.

Для диагностики уровня воспитанности необходимо выделить доминирующие факторы. На основании анализа теоретических данных и опыта работы Центра проблем воспитания школы, были определены четыре доминирующих параметра уровня воспитанности: 1) ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения и т. д.; 2) коммуникативная культура; 3) направленность личности; 4) операциональные умения (организаторские качества личности). В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции, выделяют три уровня воспитанности - достаточный, средний и низкий. Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще не устойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями, в основном, требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны, нечетко выражена психологическая готовность к общению и взаимодействию. Для среднего уровня воспитанности свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется, некоторое нарушение целостности личностной характеристики, некоторая потребность в практической деятельности, осознание необходимости в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков. Признаками высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляция, проявление активной жизненной позиции. Этот уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве, целостностью личностной характеристики, постоянным стремлением к участию в практической деятельности, устойчивая психологическая установка на общение и взаимодействие, наличие определенных навыков.

Цель мониторинга: определить уровень воспитанности учащихся путём

самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, а также выявление представлений учителя о воспитанности детей.

 Участники исследования: учащиеся 8в (2021-2022) класса и 9в (2022-2023)

Среди учащихся проводится диагностика уровня воспитанности с минимальной периодичностью один раз в полугодие. В диагностическую программу изучения воспитанности входит минимум социально значимых, общественных и человеческих качеств.

Для каждого из них раскрыты основные проявления: отношение ученика к обществу, к труду, к людям, к себе по следующим критериям:

1) внешний вид;

2) манера общения, речь;

3) отношения с учителями и воспитателями;

4) отношения с воспитанниками;

5) дисциплинированность (в плане выполнения поручений);

6) отношение к школьному имуществу, труду других;

7) особенности поведения;

8) отношение к своим поступкам;

9) отношение к педагогическим воздействиям.

По диагностической программе каждый ученик  оценивается по 3-балльной шкале по каждому критерию в соответствии с признаками проявления воспитанности (ярко проявляется — 3 балла; средний уровень проявления — 2 балла; не проявляется — 0 баллов).

Оценка уровня воспитанности учащихся

№ п\п

Критерии

Уровень воспитанности

высокий 3б

средний 2б

низкий 1б

Проявления

1.

Внешний вид

Опрятный, не вызывающий, не раздражающий

 

Неопрятный, вызывающий, раздражающий

2.

Манера общения, речь

Общительный, открытый, вежливый

 

Стремится навязать своё мнение, употребляет ругательства

3.

Отношения с учителями

Уважительные, доброжелательные, почтительные

 

Неуважительные, с элементами грубости

4.

Отношения с одноклассниками

Дружеские, сопереживающие, с симпатией

 

Конфликтные, издевательские, с антипатией

5.

Дисциплинированность (в плане выполнения поручений)

С особой тщательностью выполняет все требования учителя

 

Игнорирует требования учителя, поступает исходя из личных интересов

6.

Отношение к школьному имуществу, труду других

Бережное, ценит труд окружающих

 

Пренебрежительное (ломает, пачкает, не ценит труд других)

7.

Особенности поведения

Систематически совершает положительные поступки

 

Имеют место отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушения дисциплины)

8.

Отношение к своим поступкам

Адекватно оценивает свои поступки

 

Равнодушен, оправдывается

9.

Отношение к педагогическим воздействиям

Переживает, старается пересмотреть ситуацию и исправиться

 

С ожесточением

 

Пример мониторинга уровня воспитанности.

Протокол оценки уровня воспитанности класса

1 полугодие (2021-2022)

ФИ ученика

Критерии уровня воспитанности (оценка в баллах)

всего

Процент

Критерий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Дугар Б.

3 б

2 б

3 б

2 б

1 б

3 б

1 б

2 б

2 б

19 б

 

70%

низк

2

Доржи Б.

22б

81%

сред

3

Алисия Б.

26б

96%

высок

4

Владислав Б.

23б

85%

сред

5

Булат Б.

3

2

2

3

3

2

2

2

3

23б

85%

сред

6

Константин Б.

3

3

2

2

2

3

3

3

2

23б

85%

сред

7

Николай Г.

2

2

3

3

3

1

2

2

2

20б

74%

низкий

8

Ольга Д.

3

2

2

2

3

3

3

2

2

22б

81%

сред

9

Соела Г.

3

3

2

2

2

2

3

3

3

23б

85%

сред

10

Руслан Ж.

3

3

2

2

3

3

3

2

2

23б

85%

сред

11

Тамир И.

3

2

2

2

3

3

3

2

2

22б

81%

сред

12

Максим К.

3

3

2

2

2

2

3

3

3

23б

85%

сред

13

Яна К.

3

3

3

3

2

2

3

3

3

25б

92%

высок

14

Лилия М.

3

3

3

3

2

2

3

3

3

25б

92%

высок

15

Дмитрий М.

3

3

3

3

2

2

3

3

3

25б

92%

высок

16

Номин М.

2

2

3

1

2

3

3

3

3

22б

81%

сред

17

Айлана Н.

3

2

2

2

2

3

3

3

3

23б

85%

сред

18

Екатерина О.

3

3

3

3

2

2

3

3

3

25б

92%

высок

19

Владислав С.

2

2

3

3

3

1

2

2

2

20б

74%

низкий

20

Аюр Т.

2

2

3

3

3

1

2

2

2

20б

74%

низкий

21

Светлана Х.

26б

96%

высоки

22

Владимир Ю.

22б

81%

средн

 

Итого: высокий-32%,    средний- 56%,   низкий- 12%  

Итого среднее значение:

84%

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников...

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год...

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год...

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выс...

Диагностика уровня воспитанности школьника

Диагностика уровня воспитанности школьника...

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступае...

Диагностика и мониторинг уровня воспитанности моих воспитанников (5-7 класс)

В материале представлена диагностика и мониторинг уровня воспитанности моих воспитанников с 5 по 7 класс....