Урок по теме "Проценты" с включением заданий из открытого банка по математической грамотности
план-конспект урока по математике (6 класс)

Лобанова Алла Ивановна

Решение задач на проценты. Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Закрепление навыков решения задач на проценты

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon решение задач на проценты 217 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ТЕМЕ «ПРОЦЕНТЫ»

С ВКЛЮЧЕНИЕМ ЗАДАНИЙ ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ПО МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

6 класс

Учитель математики МОУ «Аннинская школа» Лобанова Алла Ивановна

Тема урока: Решение задач на проценты

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель занятия:  закрепление навыков решения задач на проценты

Планируемые результаты:

  • личностные: формировать ответственное отношение к учению, умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
  • метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
  • предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты

Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, ребята! Какой теме были посвящены предыдущие уроки? (Понятие процента, задачи на проценты.)

- Рассмотрим следующую задачу: «Учитель подводит итоги успеваемости за 2

четверть. В 6а 12 учеников учатся на «4» и «5». а в 6б -10, но в 6а - 25 учеников, а в 6б -20 учеников. В  каком классе качество знаний лучше?

– Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

– Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты.

Где вы можете встретиться с этим понятием?

Учащиеся предлагают свои решения. Обсуждают.

Отвечают на поставленный вопрос. (В магазине, в банке, в аптеке, в газетах, по телевизору, в школе)

Проценты помогают ответить на множество вопросов из окружающей нас жизни:

«Сколько мы теперь читаем?» 

Описание: Описание: C:\Users\Алла_2\Desktop\2020\написать статью инфографика\img6.jpg

– Перед Вами данные по теме «Сколько мы читаем за год?». Изучите их и ответьте на вопросы:

  • Сколько процентов населения читают более 10 книг в год?
  • Сколько процентов населения не прочитали ни одной книги?
  • На сколько процентов увеличилось число не читающих за десять лет?
  • Сделайте прогноз: какой процент населения не читает книги в 2019 году?
  • Как Вы считаете, нужны ли будут книги населению в 2025 году?
  • Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по данным рисунка.

 «Чем занято человечество» (проценты) 

Описание: Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/34175/pub_5d2ed898c49f2900aef43946_5d2edd8edfdd2500aeab9425/scale_1200

Перед Вами информация по теме «Чем занято человечество?»

По данным информации ответьте на вопросы:

  • Сколько процентов населения работает в сельском хозяйстве?
  • Сколько процентов населения работает в сфере услуг?
  • На сколько процентов превышает количество населения, занятого в сельском хозяйстве, население, занятое на промышленных предприятиях?
  • Какие вопросы Вы можете задать своим одноклассникам? Придумайте задачи на проценты по данным рисунка.

– Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию раствора), физике, биологии

(жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.

– Поэтому тема нашего урока? (Решение задач на проценты).

– С чего начнем работу? (С повторения)

Актуализация знаний

На доске задания для актуализации знаний. Учитель проводит фронтальный опрос в классе.

Задание № 1

Однажды хозяйка дома решила поменять тротуарную плитку. Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки.  Необходимо 24 упаковки. В таблице представлены фирмы, где можно приобрести понравившуюся тротуарную литку. Выбрать выгодную покупку.

фирмы

Стоимость 1 упаковки

% доставки от общей

суммы покупки

Общая сумма

1

Мир

45 руб

4%

2

Дружба

34 руб

5%

3

Миф

39 руб

6%

Задание № 2

Клубника стоит 180 рублей за килограмм, а виноград – 160 рублей за килограмм. На сколько процентов клубника дороже винограда?

Задание № 3

Чашка, которая стоила 90 рублей, продаётся с 10%-й скидкой. При покупке 10 таких чашек покупатель отдал кассиру 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?

– Какими правилами вы пользовались при выполнении заданий № 1, №2, № 3? Правила формулируется учащимися.

Постановка цели и задач урока

- Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель предлагает ученикам выполнить задание в парах. По окончании работы, проверяют работу и называют правила, которыми пользовались при выполнении данного задания.

Рецепт здоровой пищи

Правильное питание подразумевает употребление цельных продуктов, которые составляют 80-90% рациона. Они богаты питательными веществами и часто отличаются невысокой, но достаточной калорийностью. О важности правильного питания уже 100 лет назад говорил мудрый врач Авиценна (Ибн Сина).

Вопрос № 1 Суточная норма потребления витамина С для взрослого человека составляет 60 мг. Один помидор в среднем содержит 17 мг витамина С. Сколько процентов суточной нормы витамина С получил человек, съевший один помидор? Ответ округлите до целых.

Вопрос № 2

Определите массу каждого компонента в рецепте.

Салат

200 г

Листья салата

50%

Зеленый лук

30%

Петрушка

10%

Растительное масло

2,5%

(по желанию добавить яйцо)

7,5%

 

Сказка о хитром и жадном короле

Один хитрый и жадный король созвал как-то свою гвардию и торжественно заявил: «Гвардейцы! Вы славно служили мне, и я решил вас наградить и повысить каждому месячное жалованье на 20 %».

«Ура!» - закричали гвардейцы.

«Но, - сказал король, - только на один месяц, потом я его уменьшу на те же самые 20 %. Согласны?»

«А чего бы не согласиться? - удивились гвардейцы. - Пусть хоть на один месяц».

Так и было решено. Прошел месяц, все были довольны.

«Вот здорово, - говорил старший гвардеец друзьям, - раньше я получал 10 долларов, а теперь 12 долларов! Да здравствует король!»

Прошел еще месяц. И получил старый гвардеец жалованье только 9 долларов и 60 центов.

«Как же так? - заволновался он. - Ведь если сначала увеличить на 20 % жалованье, а потом на те же 20 % его уменьшить, оно же должно остаться прежним».

«Вовсе нет, - объяснил мудрый звездочет, - повышение твоего жалования составляет 20 % от 10 долларов, то есть 2 доллара, а понижение составляет 20 % от 12 долларов, то есть 2,4 доллара».

Загрустили гвардейцы, да делать нечего - ведь сами согласились.

Вот решили они обхитрить короля. Пошли гвардейцы к королю и сказали: «Ваше величество! Вы, конечно, правы. Ведь повысить жалованье на 20 % затем понизить его на 20 % - ничего не изменится. А если так, то давайте сделаем еще раз, только наоборот. Давайте сделаем так: вы сначала понизите нам жалованье на 20 %, а потом увеличите его на те же 20 %».

«Что ж, - ответил король, - ваша просьба логична, пусть будет по-вашему».

– Посчитайте, сколько теперь получит старый гвардеец по истечении первого и второго месяца? Кто кого перехитрил?

 «Покупка» 

Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Раю   за покупками в магазин. Это был день недели -среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Рая сделают выгодную покупку?

Название магазинов 

«Пятёрочка»

+5% скидка

«Магнит»

+ 10 %

«Победа»

0 %

1

Батон

30 рублей

33 рублей

27 рублей

2

Буханка черного хлеба

27 рублей

28 рублей

30 рублей

3

Пакт кефира

33 рубля

39 рублей

29 рублей

4

Пачка пельменей

130 рублей

127 рублей

132 рубля

5

Упаковка сосисок

283 рублей

 275 рублей

26 рублей

6

Пряники

56 рублей

 59 рублей

45 рублей

  

Семейный бюджет

В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8

Плата за детский сад за 1 ребенка

6

Покупка продуктов

23

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23

В копилку

40

  • Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.
  • Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу)  - 60 000 рублей.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Основная цель данной работы – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Проводится индивидуальная работа при выполнении самостоятельной работы. В конце работы осуществляется самопроверка.

Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют

допущенные ошибки. Осуществляют самооценку.

Информация о домашнем задании

Выполнить задачи представленные в прикрепленном файле

Рефлексия деятельности на уроке

– Какую цель вы ставили в начале урока?

– Какую работу вы провели сегодня?

– Какие правила вы использовали в работе?

– Проанализируйте свою работу на уроке.

Учащиеся работают с карточками

Карточка самоанализа

1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок_____________

2. Для меня материал урока:

а) трудный, вот если бы_________________________________

б) легкий, и я _________________________________________

3. На уроке я:

а) активно работал(а)___________________________________

б) работал(а), но не активно_____________________________

в) был(а) пассивен(на)__________________________________

8) Мне необходимо поработать над:_______________________

Список ресурсов

  • «Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики»  автор Гуськова Алла Геннадьевна, учитель математики
  • Математика : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чеснаков, С.И. Шварцбурд — М.: Мнемозина, 2022

Приложение. Домашнее задание

1.

Масса сахара равна 12% от массы тростника, используемого при производстве сахара. Сколько сахара будет получено из 3т сахарного тростника?

2. 

Мама купила 6 чашек по цене 150р и чайник за 300р.  Через неделю магазин повысил цену чашки на 10%, а цену чайника снизил на 15 %. Увеличилась или уменьшилась при этом стоимость маминой покупки и на сколько?

3. 

Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 4 взрослых и 12 школьников?

4.

Самостоятельно составить задачу на проценты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания из Открытого банка по геометрии . ГИА

Подборка задач по геометрии из открытого банка ....

КИМ (задания из Открытого банка заданий ФИПИ). № 2

Это ещё один вариант, подобный варианту экзаменационной работы....

Первое задание из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике(профильный уровень).

Первое задание из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике (профильный уровень)...

Второе задание из открытого банка заданий для подготовки е ЕГЭ по математике(профильный уровень)

Второе задание из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике...

Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности

Технологическая карта урока гуманитарного цикла с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности...

Технологическая карта урока математики с включением заданий формата PISA на развитие математической грамотности

Технологическая карта урока математики с включением заданий формата PISAна развитие математической грамотности...

Урок «Площадь треугольника» с включением заданий из открытого банка по математической грамотности

Обобщающий урок по геометрии в 8 классе по теме "Площадь треугольника" с включением заданий из открытого банка по математической грамотности...