Доклад на тему: "Формирование математической грамотности у обучающихся с ОВЗ"
статья по математике

Золотарева Наталья Николаевна

У обучающихся с ОВЗ, при изучении предмета  возникают серьезные проблемы. Они  связанные с тем, что объем  знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории обучающихся.  Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование математической грамотности у обучающихся с ОВЗ.

 

У обучающихся с ОВЗ, при изучении предмета  возникают серьезные проблемы. Они  связанные с тем, что объем  знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории обучающихся.  Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

  • овладение  комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых  для  повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся.

Коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
а). осуществлять индивидуальный подход к детям;
б). предотвращать наступление утомления;
в). в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей.
Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д). обеспечить обогащения детей математическими знаниями (используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)

Учебный материал  стараться  подавать небольшими дозами и усложнять постепенно, используя  многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее. На уроках использовать следующие приёмы: опросы-беседы, незаконченные предложения, работу в парах на повторение таблицы умножения, основных формул и понятий, взаимопроверку в парах и группах, игры.

Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения  математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. 

     Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.

    Упражнения в устных вычислениях  можно  соединять  с  проверкой  домашних  заданий,  закреплением  изученного материала, предлагать при опросе.  Особенно  хорошо,  если  наряду  с  этим, специально отводить 5-7 минут на  уроке  для  устного  счёта.  Формулировки заданий, по возможности должны  быть  рассчитаны  на  то,  чтобы  они  легко воспринимались на слух. Для этого они должны  быть  чёткими  и  лаконичными.

Формы восприятия устного счета:

       Беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При восприятии задания  на  слух  большая  нагрузка  приходится  на  память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения  очень  полезны: они развивают слуховую память.

       Зрительный (таблицы, плакаты, записи  на  доске, слайды презентаций)  – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа).  Иногда  без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо  выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух  наименований,  заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

       Комбинированный.

Средства формирования устных вычислительных навыков:

    1. Задачи в стихах.

2. Различные вычислительные цепочки.

Можно проводить мини-соревнования – кто быстрее решит все примеры цепочки. В тетрадь записывать только ответы под соответствующими буквами номера, самые быстрые и точные, как правило, получают оценки.

3. Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», эстафеты, мини- соревнования.  4. Игровые моменты и занимательные задачи:

5. Тесты

6. Математический, арифметический и  графический диктанты

7. Математическое лото

8. Ребусы, кроссворды

При изучении новой темы необходимо решать достаточное количество заданий с опорой на образец. Очень важной составляющей является практическая направленность учебного материала, с опорой на жизненный опыт. Это облегчает восприятие материала и вызывает интерес у детей. Например, изучая тему «Сложение и вычитание десятичных дробей» можно использовать чеки из магазинов, предлагая ученикам проверить сумму покупки. Полезно  принести на урок настоящие  квитанции за электроэнергию, газ, интернет и попросить детей о помощи в подсчете стоимости коммунальных услуг за месяц.

При прохождении темы «Среднее арифметическое» , примерами задач могут быть вопросы на нахождения среднего возраста учеников класса, среднего дохода семьи на одного человека, средней температуры воздуха за месяц (межпредметная связь с географией)

В теме «Проценты» интересно  решать задачи прикладного характера, рассмотреть понятие скидки в магазине, процента по вкладу в банке, показать примеры отчетов по классу, которые делает учитель в конце четверти или года. Можно предложить  учащимся задачи на нахождение процента отличников в классе или подсчитать, сколько процентов класса составляют девочки, мальчики, блондины, брюнеты, родившиеся в декабре и т.д.

Обучающимся  нужно  предлагать упражнения для развития творчества. Это могут быть задания на составление задач, примеров, графических диктантов, кроссвордов, сочинение математических сказок. Они с удовольствием работают над оформлением математических газет, кроссвордов, созданием компьютерных презентаций, подготовкой небольших докладов.  Учителю нужно  поддерживать таких учеников, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.  Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"

В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"

Формирование  функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.Математическая грамотность – способность  проводить математические рассуждения и ф...

Доклад на тему: «Формирование картографической грамотности на уроках географии»

laquo;Формирование картографической грамотности на уроках географии», доклад на МО учителей географии...

Доклад на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках математики»

Данный материал предназначен для помощи учителям математики  в формировании функциональной грамотности учеников на уроках математики...

Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса

Рабочая программа элективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса  «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...