Математическая игра по станциям (для закрепления) «Русская Ярмарка» Математика 5-6 класс Старинные русские меры длины
методическая разработка по математике (5 класс)

Григорьева Наталья Валериевна

Актуальность работы заключается в том, что в современном мире редко пользуются старинными мерами длины, многие школьники не знают, как измеряли раньше, но хотели бы узнать, ведь с этими величинами сталкиваются в литературных и исторических произведениях.

Цели и задачи:

Цели: Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков, решение примеров, уравнений и задач; Обеспечение применения учащимися учебного материала по теме в новых условиях; Содействие развитию вычислительных навыков.

Задачи: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме; отработки навыков выполнять умножение и деление дробей; умножение и деление десятичной дроби на натуральное число, совместные действия с дробями; перевод в разные системы измерения. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, устной и письменной математической речи, поисково-познавательной активности учащихся, смекалки, настойчивости; Создать условия для воспитания самостоятельности, интереса к математике, для формирования навыков самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русская ярмарка игра по станциям31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  школа 370 Московского района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урок/внеурочное занятие по  математике

Математическая игра по станциям (для закрепления)

«Русская Ярмарка»

Математика

5-6 класс

Старинные русские меры длины

Григорьева Н.В. учитель математики

Санкт-Петербург 2024

Актуальность работы заключается в том, что в современном мире редко пользуются старинными мерами длины, многие школьники не знают, как измеряли раньше, но хотели бы узнать, ведь с этими величинами сталкиваются в литературных и исторических произведениях. 

Цели и задачи:

Цели: Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков, решение примеров, уравнений и задач; Обеспечение применения учащимися учебного материала по теме в новых условиях; Содействие развитию вычислительных навыков.

Задачи: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме; отработки навыков выполнять умножение и деление дробей; умножение и деление десятичной дроби на натуральное число, совместные действия с дробями; перевод в разные системы измерения. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, устной и письменной математической речи, поисково-познавательной активности учащихся, смекалки, настойчивости; Создать условия для воспитания самостоятельности, интереса к математике, для формирования навыков самооценки.

Оборудование: линейка, доска, компьютер, проектор,   презентация,  украшение класса

Раздаточный материал: листы и ручки для вычислений

  1. Орг.момент.(1.5 мин) Звучит музыка «Ярмарка»

Учитель:

- Приветствую учеников!- Приветствую гостей! (Ученики 5 класса приходят и садятся в круг. Ученики 9 класса  выполняют роль метра)

  1. Постановка цели. Мотивационная часть.

Учитель:

Суета вокруг, волнение

В государстве величин.

Нынче празднует рождение

Мера главная из длин.

Вдоль дорог висят плакаты

«Слава метру и почет»

В честь великой этой даты

Ярмарка сейчас идет!

Ярмарка  не простая, с призами. У вас есть папки с заданиями, за которые вы сегодня будете получать жетоны в виде баранок, которые можно будет обменять на призы в конце ярмарки. Посмотрим, кто сегодня наберет больше всего баранок!

Метр(ученик 9 класса):

Я очень счастлив в этот час

В свой день рожденья видеть вас.

А как вы думаете мне

Какой годок пошел уже?

(Метр выслушивает ответы детей. Учитель записывает их на доске).

Метр: (объявляет тему урока)

- узнаем

1. Кто из вас прав?

2.Как люди обходились раньше без меня?

3.Как я возник?

3. Изучение нового материала. (математика)

Метр: (перечисляет)

Сажень и ладонь, вершок и шаг

В кругу друзей стоять я рад!

(Названные меры подходят к метру. Дети находят названия на стикерах.)

- От дел своих оторвались

И здесь все вместе собрались:

Аршин и локоть, пядь и верста -

Старинных русских мер семья.

Всем людям честно вы служили.

Пока вас мной не заменили.

Метр:

-Посмотрим. знакомы ли вы с этими старинными мерами длины?

Задание №1. 

Где изображен аршин? Где пядь? Прикрепите названия меры около её изображения. (Дети встают, подходят к доске, наклеивают стикеры на стену, где приклеены полоски разной длины. Возвращаются на места)

На доске:

Дальше все меры в порядке увеличения.

Метр:

Узнаем кто из вас наиболее точен? Расскажите меры о себе!

Задание №2. Подпишите названия старинных мер длины на рисунке.

(Используем презентацию. Дети одновременно записывают на листах, используя планшеты)

  1. Пядь.

Пядь – одна из самых старинных мер длины. Она удобна тем, что как локоть и ладонь, каждый носит её с собой. Пядь — это расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев. Она равнялась 17,78 cм. Различали: малая пядь, большая пядь и пядь с кувырком.

Учитель: А сейчас задание от пяди! Давайте поможем пяди разгадать старинную мудрость: «Семь пядей во лбу». Сколько это? Бывают ли такие люди?  Что означает эта поговорка?

Ответ: «Семь пядей во лбу» - об очень умном человеке, 126 см во лбу.

2.Ладонь – для измерения маленьких расстояний применялась ладонь – это ширина кисти. Ладонь – это 1/6 локтя (локоть шести ладонный).

3.Вершок— старорусская единица измерения, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово происходит от «верх», то есть росток, всход – стебелёк, пробившийся из земли. Мера вершка в современном исчислении равна приблизительно 4,45 см.

4.Локоть - исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке, равнялся длине руки от пальцев до локтя по прямой. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется. Её применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (такую продукцию наматывали на локоть). Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном - локоть был основной мерой. В крупной оптовой торговле - полотно, сукно и прочее, поступали в виде больших отрезов "поставов", длина которых в разное время и в разных местах колебалась от 30 до 60 локтей.

Задание от локтя: Дорогие ребята у вас в папке есть кусочек пеньковой веревочки. Задание локтя: отмерьте 3 локтя, а затем сравните полученный кусочек с соседом по длине. Одинаковые ли отрезки вы получили? Почему нет?

5. Шаг. - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины.

6. Аршин.

Аршин - старинная русская мера длины, который равнялся 71 см. Измеряется от среднего пальца и до плеча

 «Каждый купец на свой аршин меряет» - о человеке, который всё судит по себе, исходя из собственных интересов, каждый купец на свои 71 см меряет.

7. Сажень

Сажень - одна из наиболее распространённых на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти.

Эта старинная мера длины упоминается Нестором в 1017г. Наименование сажень происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. Для определения значения древнерусской сажени большую роль сыграла находка камня, на котором была высечена славянскими буквами надпись: "В лето 6576 (1068 г.) индикта 6 дня, Глеб князь мерил ... 10000 и 4000 сажен". Из сравнения этого результата с измерениями топографов получено значение сажени 151,4 см. С этим значением совпали результаты измерений храмов и значение русских народных мер. Существовали саженные мерные верёвки и деревянные "складени", имевшие применение при измерении расстояний и в строительстве.

Простая сажень – расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см).

Маховая сажень - расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук человека среднего роста равнялась примерно - 1,76м.

Косая сажень - (первоначально "косовая") расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (равнялась примерно 216 см) Используется в словосочетании: "у него косая сажень в плечах " (в значении - богатырь, великан).

Задание от сажени  (Приложение перевести размеры избы)

8. Верста.

Верcта - от слова вертеть, старорусская путевая мера . Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Известны упоминания в письменных источниках 11 века. Равняется 1066,8 м. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.

Изучение нового материала

1). Учитель:

Приехали гости заморские. Привезли ленты шелковые. 5 аршин. Получили деньги немалые. Проверяют купцы русские: (считаем) Один, два, три, четыре!

Гости: Нет, 5!

Почему получились разные ответы?

Пословица Каждый купец на свой аршин меряет!

Нет 4! (появляется пушка).

Чем закончилась эта история. Неужели войной?

Задание №4. Составьте рассуждение, используя карточки. (работа индивидуальная. Составление логической цепочки. Проверка по цветовой гамме.)

Логическая цепочка.

  1. В старину использовали меры длины. Связанные с длиной частей тела человека.
  2. При измерении/отмеривании получали разные результаты, так как у каждого человека были свои мерки!
  3. Во время торговли возникали конфликты. Были обмануты или продавцы или покупатели.
  4. Разногласия «Чья мерка правильнее?» закончились войной между всеми странами!
  5. Разногласия «Чья мерка правильнее?» закончились тем, что люди договорились использовать единую (одинаковую для всех) меру длины – 1 метр.
  6. На основе общей для всех стран меры длины 1 метр была создана единая система мер (не только длины). Она так и называется «метрическая» - от слова «метр».

Самостоятельная работа учащихся. Проверка (по цвету). Поднимают работу. У кого неправильно – объясняют.

Учитель: Дата рождения метра – 1795 год

Значит, метру _____ года.

Эталон метра

И, надо правду вам сказать,

Что без людей мне не бывать:

Они создать меня решили,

Меридиан они делили

На части равные притом,

Измеривши меня с трудом.

Частей же - сорок миллионов!

Да! Труд людей был увлеченных!.

А сколько им пришлось страдать!

Меридиан нельзя сдвигать:

Идти пришлось им по болотам,

И по морям, и по высотам.

За нарушение границ

В тюрьму сажали этих лиц.

Деламбр, Мешен – так их зовут.

И сих мужей достойный труд

Прославлен будет сквозь года

И помню я о них всегда…

В наше время для измерения длины мы пользуемся мерой, названной метр. В наше время для измерения длины мы пользуемся мерой, названной метр. Метр - основная единица метрической системы. Метрическая система была принята во Франции, в конце 18 века. Тогда метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора. Метрическая система постепенно вытеснила местные и национальные системы в других странах и в 1875 году была законодательно признана в 17 странах, в том числе и в России. Международная комиссия по метру в 1872 постановила году была законодательно признана в 17 странах, в том числе и в России. Международная комиссия по метру в 1872 постановила принять за эталон длины «архивный» метр, хранящийся в Париже, «такой, каков он есть». Но постоянно ездить в Париж сверяться с эталонным метром очень неудобно. Поэтому с 1983 года метр равен расстоянию, которое проходит в вакууме свет за 1/299792458 доли секунды

5.  Закрепление изученного. Математическая игра «Русская ярмарка». Отработка умения переводить одни единицы длины в другие. Работа в лавках. (Учеников можно разбить на группы. Дети выбирают задания).

6.Подведение итога этапа. Подсчет баллов (сушки), раздача, обмен призов.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Щварцбурд Математика 5 класс, издательство «Мнемозина», Москва, 2006.

2. Г.И. Глейзер «История математики в школе» IV- VI классы. – Москва «Просвещение», 1981.

3. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин  «За страницами учебника математики» Москва «Просвещение», 1989.

4. Ю.Г. Круглов, библиотека словесника «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.

5. В.В. Маяковский, собрание сочинений в 12 томах, Москва «Правда»,  том 8, 1978.

6. Интернет ресурсы:

http://rus-ved-rus.narod.ru/mery.html (Ведическая Русь статья «Старинные русские меры длины, веса, объёма»)

http://akopyan.ru/s_miru_po_nitke/starinnie_russkie_meri_dlini.html (С миру по нитке. Русская жизнь. Познавательный дневник.)

http://art.ioso.ru/seminar/2009/projects11/rezim/stat4.html (Статистика, статистические характеристики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

старинные русские меры длины

Предмет: математикаТема: Отрезок. Длина отрезка.Урок: «Старинные русские меры длины»Основная цель проекта: развитие кругозора  познавательной деятельности у учащихся.Обучающий аспект проекта:Форм...

Старинные русские меры длины, веса, объёма

Старинные русские меры длины, веса, объёма....

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ 20.12.13

работа содержит определение старинных мер длины, их современное применение, проведенный эксперимент...

Внеклассное мероприятие "Старинные русские меры длины"

Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины ...

Учебный проект "Старинные русские меры длины"

Разработка направлена на организацию проектной деятельности на уроке, интегрирует знания по матеамтике, информатике и истории...