Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Удивительный мир математики"
рабочая программа по математике (5 класс)

Программа внеурочной деятельности в 5 классе разработана в соответствии с ФГОС и главная ее цель - Формирование всесторонней развитой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Планируемые результаты

Личностные

  • осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов
  • знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  • умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

  • умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  • умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  • умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  • применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
  • умение решать логические задачи
  • умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

Содержание курса  внеурочной деятельности.

          В результате работы над проектом учащиеся смогут определять простые и составные числа, совершенные числа, дружественные и фигурные числа, называть удивительные свойства чисел. Будут знать имена великих математиков: Пифагор, Евклид, Эратосфен, Архимед. Научатся проводить фокусы с числами, разгадывать ребусы и головоломки, загадки с числами, строить фигурные числа. Работа над проектом начинается с того, что в ходе презентации учителя выясняются знания учащихся по данной теме, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте, определяются темы исследований. Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ учащихся, по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. Перед началом работы учащиеся знакомятся с данными критериями. В ходе работы группы заполняют таблицу продвижения по проекту, обсуждают полученные результаты, сверяют полученные результаты с критериями. Для глубокого осмысления темы для учащихся разработаны дидактические материалы. После завершения работы заполняются листы самооценки работы группы, создаётся презентация, отражающая результаты исследований и полученные выводы. Проводится урок-конференция, на котором заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. По итогам проекта осуществляется индивидуальная рефлексия.

№ п/п

Этапы работы над проектом

Кол –во часов

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Введение в «Удивительный мир математики.

2

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Рассказывает учащимся о удивительном мире математики.

2

Погружение в проект. проблематизация

1

Создание проектных групп (6).

Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы.

Виды деятельности: информационный, творческий, прикладной

Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов.

Помогает в постановке проблемы,помогает в выдвижении задач, оказывает помощь в формировании групп,  выборе ответственных в каждой группе.

3

Планирование

1

Задания по группам:

I группа – возникновение чисел, линейные числа, простые и составные числа, решето Эратосфена.

II группа – фигурные числа, их классификация; совершенные и дружественные числа.

III группа – числовые фокусы, числовые кроссворды, головоломки и ребусы с числами.

IV группа – геометрические головоломки

 V группа –

математические игры.

Консультативная и организационная помощь.

4

 Осуществление деятельности, поиск информации, обобщение результатов.

3

Поиск информации, анализ полученной информации, формулирование выводов

Подготовка презентации.

Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе). Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.

Наблюдает,

5

Представление результатов и их оценка

2

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе

Оценка конечного результата коллективной деятельности.

Анализ достижения поставленной цели.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проводит рефлексию.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Введение. История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

1

2

Математическая логика. Решение задач.

1

3

Погружение в проект. проблематизация

1

4

Планирование

1

5

Поиск информации

1

6

Обработка информации. Анализ.

1

7

Подготовка презентации.

1

8

Представление результатов и их оценка

1

9

Представление результатов и их оценка

1

Литература: 
1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. Москва.
2. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва «Просвещение», 1986.
3. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение», 1986.
4. Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
5. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.
6. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».
7. Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. Домодедово. ВАП-VAP, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности. Кружок "Мы - юные математики"

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления составлена для учащихся 1- 4 классов в соответствии с  требованиями  Федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Метапредметный проект "Увлекательная математика каждому", 7класс (ФГОС).

Программа позволит увлекательно и с удовольствием изучать серьезные научные вещи.Темы , предложенные в программе, позволят не только развить кругозор учащихся, но и найти предметы для исследования. Чт...

Программа внеурочной деятельности «Задача.ru» по математике для учащихся 5-6 классов.

Предлагаемая программа кружка направлена на формирование у учащихся интереса к математике, удовлетворение потребностей школьников, желающих изучать математику на продвинутом уровне.Цель программы: соз...

Программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса "Математика и твой дом"

Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 - го класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"

Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...

Программа внеурочной деятельности (интеллектуальное направление) "Занимательная математика"

Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества. А, значит, высоко мотивированные дети уже сейчас нуждаются в расширенных возможностях самореализации. Така...