Подготовка к ОГЭ по математике слабоуспевающих учеников
статья по математике (9 класс)
Каждый учитель желает знать, как подготовить учеников к ОГЭ. Для нас, учителей, сдать экзамен это, прежде всего, написать его без двоек, а уже потом подтвердить свою оценку. И каждый год есть ученики, которые могут написать экзамен на «двойку». Поэтому работа со слабоуспевающими учениками (или группой риска) для меня актуальна. Уточним, кто такие слабоуспевающие учащиеся? Это те, кто в 9 классе всё ещё изучает таблицу умножения, не умеет складывать дроби и т. д. К сожалению, с каждым годом таких учеников становится все больше.
Попытаемся обсудить сложности в работе с такими учениками и указать некоторые пути решения этой проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 408.15 КБ |
Предварительный просмотр:
"Писарёвская средняя школа"филиал муниципального общеобразовательного учреждения "Зеленовская средняя школа" Фроловского муниципального района
Волгоградской области
Мастер-класс. Система подготовки к ОГЕ по математике в 2024 году.
Учитель Мануйлова Т.А.
Каждый учитель желает знать, как подготовить учеников к ОГЭ. Для нас, учителей, сдать экзамен это, прежде всего, написать его без двоек, а уже потом подтвердить свою оценку. И каждый год есть ученики, которые могут написать экзамен на «двойку». Поэтому работа со слабоуспевающими учениками (или группой риска) для меня актуальна. Уточним, кто такие слабоуспевающие учащиеся? Это те, кто в 9 классе всё ещё изучает таблицу умножения, не умеет складывать дроби и т. д. К сожалению, с каждым годом таких учеников становится все больше. Попытаемся обсудить сложности в работе с такими учениками и указать некоторые пути решения этой проблемы | |
1 | Причин попадания учеников в группу риска много. Скорее всего это те, кто отстал от учебы в результате пропусков уроков по болезни, а потом потерял интерес к образованию в результате непонимания дальнейшего материала. Это дети с ограниченными возможностями здоровья и т.д. Группа риска может формироваться и из других категорияй учащихся. Среди них есть и те, кто для себя категорически решил, что учиться вообще не нужно. Еще более распространенный случай, когда школьник учиться –то может, но не хочет. Наконец, есть школьники вполне нормальные, старательные, но (увы) совершенно не способные к математике. |
2 | Иными словами, есть те, кто не дружит с математикой, и есть те, с кем не дружит математика. Именно всем им нужно особое внимание и помощь в преодолении минимального установленного на экзамене порога. К сожалению, есть еще одна группа риска дети, которые имеют оценку «4» на 3,6-3,8 баллах. И они также, могут не подтвердить свою оценку, а еще могут и «ступить» в состоянии стресса на «2». У меня в 9 классе 6 учеников:1-скорее «2» чем «3», 1 – скорее «3» чем «2», 1 – точно 3, 3- «4» со средним баллом от 3.5 до 3.7. |
3 |
в которой отражены все основные вопросы материала по каждой задаче (теория, тренажеры, решения вариантов)
|
4 |
( Сохранность знаний у слабых девятиклассников 2-2,5 месяца). Те знания, которые слабый ученик имел в 5 классе, к 9 классу он их, к сожалению, растерял, т.к. у них краткосрочная память. И начинать с ними усиленную подготовку нужно в марте. |
5 | Теперь о подготовке. Несколько общих правил.
( Ученик обязан знать номера задач, которые он будет решать на ОГЭ и их порядок). Т.Е. готовить надо к определённым номерам задач, чтобы ученик не листал весь КИМ в поисках задачи, которую он может решить. Нужны специальные упражнения на смысловое чтение, на правильную запись ответов, на использование справочных материалов. |
6 | Сайты с которыми я работаю Обоснование: Потому что работают с открытым банком заданий |
7 | Как выглядят тренажеры? Это очень легкий пример. Но это как раз способ обойти незнание таблицы умножения. Этим приемом большинство учителей пользуется! (Пример Мишуренко) |
8 | Настраиваю детей, что начинаем решать с заданий 15-19. Геометрия. Нужно минимум решить 2 задачи. Что нужно уметь? - Находить периметр и площадь фигуры, углы, дуги; - видеть на чертеже ( рисунке)равные и подобные треугольники, - понимать, что такое синус, косинус и тангенс угла. Установка ученикам. Решаем все, что можно решить. Здорово, если справитесь со всеми пятью, но хотя бы 2 решите точно. Какова наша цель? Если «3» , то можно остановиться на двух заданиях. Но лучше сразу выполнить все 5, и больше сюда не возвращаться. |
9 | Часто провожу на уроке устную разминку (задание 19) |
10 | Ответ 1 |
11 | Ответ 1.3 |
12 | Ответ 4 |
13 | Ответ 4 |
14,15 | Решаем задачи с подсказками |
16 | Первые 5 легких заданий убрали из ОГЭ, и у слабых учеников возможность получить за эти задания баллы уменьшилась. Поэтому после геометрии идем к заданиям 6-14. Алгебра. Можно набрать 9 баллов. А до порога достаточно 6 (мы две уже решили). Установка ученикам. Решаем спокойно, считаем без спешки, чтобы не потерять где-нибудь минус или единичку, следим за количеством цифр после запятой, когда работаем с десятичными дробями. |
Подготовка к заданию №6. Задание №6 слабый ученик обязан решать! Разберём темы, которые мы должны отработать у слабого ученика по этому заданию.
| |
17 | Пример. Каждое из этих действий (7 шагов) должны быть отработаны у слабых учащихся. Чтобы выработать какой- то навык, ученик должен решить от 40 до 50 примеров минимум! Эти примеры нужно решать каждый день по разной тематике в течение всего времени подготовки. Если есть возможность, то во время обычных уроков, начиная с конца марта, слабых учеников озадачивать именно тренажерами, а не урочной деятельностью. В этом есть прямая польза при подготовке к экзаменам. |
Отработка заданий идет с помощью Прототипов задач из открытого банка заданий (сайт «Решу ОГЭ») | |
18 | Подготовка к заданию №7 (укажите число) Разберем два вида такого задания. |
19 | Учу выполнять такие задания следующим образом. Подставляем вместо переменных конкретные числа, например, х= -2, у= 5, т.к у дальше от ноля. Всё вычисляем и обращаем внимание на то, что 1! Ответ неверный №1. Отработка заданий идет с помощью Прототипов задач из открытого банка заданий (сайт «Решу ОГЭ») |
20,21 | Работа с графиками. Неплохо слабые ученики решают задания на графики функций. Но только те, где графики функций разные! Если все функции однотипные , то они никак не могут решить данное задание. Что делать? Если ученик добрался до графиков и не может вспомнить, как положение графиков зависит от коэффициентов. Делаю так! Учу выбирать четкую точку и подставляйте её координаты в уравнение функции. Подошла точка к этому уравнению- график соответствует. Не подошла- подставляем в следующее уравнение. |
22 | Работа с промежутками (щелчок на модели) |
23 | Работа с промежутками (щелчок на модели) |
24 | Работа с промежутками (щелчок на модели) |
25 | Маленький тест |
26 | Проверка |
27 | Теперь переходим к заданию, к которому готовить значительно сложнее. Задание №9.Добиваемся того, чтобы эти 5 шагов ученики выполняли обязательно. Обязательно приучаю детей перечитывать задание сразу после решения. Например, решили уравнение – получили 2 корня. Какой из них записать в ответ? Если оба, то в каком порядке? А может нужна сумма корней? |
28 | .Переходим к заданиям 1-5- тут уж как повезет: тут может ждать сюрприз. И не угадаешь, приятный или не очень. Если 1 задание будет сложным для понимания, то оно отнимет много времени и сил. Именно поэтому слабые ученики и не берутся решать данные задания, ученики «4-3» путают все, что только можно и нельзя. Тут очень важно смысловое чтение. Читаем с карандашом |
29 | Что нужно уметь |
30 | Что нужно знать |
31 | Очень важную роль при подготовке со слабоуспевающими учащимися играет сотрудничество с родителями. Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей возникающих в процессе обучения и подготовки ребенка к экзаменам – одна из острейших проблем в педагогической практике. Учитель не должен взваливать на себя всю работу и ответственность за подготовку - дети и родители должны знать, что учителя всегда рядом, готовы прийти на помощь. Но экзаменуют всё-таки - учеников и от них в первую очередь требуется заинтересованность и активность. Домашние занятия очень важны. |
В течение полугода с родителями мы в своей школе дважды встречались на собраниях и «внятно» объясняли цели и задачи подготовительного периода, о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ. Говорили об уровне готовности каждого выпускника, информировали о результатах пробного внутри школьного экзамена, проводили индивидуальные консультации родителей. Были встречи «учитель – ученик- родитель». Но активность и ответственность родителей оставляет желать лучшего. | |
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Поэтому на уроках математики при подготовке к экзамену желательно применение ИКТ. Общий план подготовки к ОГЭ я рассказала. Для эффективной подготовки к ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Натаскивание на варианты ОГЭ слабоуспевающих учеников необходимо. В этом мне помогают задания с сайта ФИПИ из открытого банка заданий. Не буду утомлять вас. Если вы не услышали ничего нового, я рада, что мы с вами единомышленники, и работаем в одном направлении. Если кто -то со мной не согласен, я буду рада, если вы поделитесь своей методикой. Но я для себя пока не нашла ничего другого, как натаскивание слабоуспевающих учеников на определенный вид заданий. | |
Удачи нам!!! | |
32 | Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результативность учебной деятельности на примере индивидуальной работы со слабоуспевающим учеником по подготовке к ЕГЭ
Система работы учителя со слабоуспевающими учащимися...
Подготовка к ГИА по истории и обществознанию со слабоуспевающими учениками
Подготовка к ГИА по истории и обществознанию со слабоуспевающими учениками...

Коррекционная работа со слабоуспевающими учениками в рамках подготовки к ГИА по русскому языку по реестрам затруднений пробного экзамена
Коррекционная работа со слабоуспевающими учениками в рамках подготовки к ГИА по русскому языку по реестрам затруднений пробного экзамена...

Индивидуальная работа со слабоуспевающим учеником 6 класса по математике
Индивидуальная работа со слабоуспевающим учеником 6 класса по математике...

Подготовка к ОГЭ по математике отстающих учеников
Организация работы с неуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ по математике...