Адаптированная рабочая программа по учебному предмету " Математические представления для 5 класса" ( Вариант 8.4)
методическая разработка по математике (5 класс)
Адаптированная рабочая программа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразоательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Камышки Александрово Гайского района Саратовской области
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Математические представления»
для 5 класса» с расстройствами аутистического спектра
( Вариант )
на 2024 – 2025 учебный год
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета «математические представления»:
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети не произвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
В то же время необходимо отметить, что формирование элементарных научных знаний не является самоцелью. Это лишь желаемый результат обучения, который может быть, достигнут, только если интеллектуальные возможности ребенка, состояние его здоровья позволяют сделать это.
Курс «Математические представления» состоит из следующих разделов:
- Представления о форме, Представления о величине.
- Пространственные представления, Временные представления.
- Количественные представления.
Предметная область: Математика
- Срокиизученияучебногопредмета:с#1075;.по#1075;.
- Количествочасовнаизучениепредмета:68уроковвгод(2ч.внеделю)
- Количествоучебныхнедель:34недели.
Основные задачи(цели)реализации содержания
Предметные(образовательные):
- развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости
- Формирование элементарных общеучебных умений.
- развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
- Формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.
- формирование представлений о части суток ,
количестве (до числовых представлений), числе, знакомство с цифрами, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий. Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие сенсорных представлений, мелкой моторики кистей рук , развитие
Познавательной активности ученика, овладение элементарной математической терминологией, значимой для социально- бытовой ориентировки в действительности.
Планируемые результаты усвоения программы.
Предметные результаты АООП включают освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по математике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
знание состава однозначных чисел;
- знание числового ряда 1—20 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 20, с использованием счётного материала;
счёт, присчитыванием, отсчитыванием по единице;
- умение пользоваться таблицей состава чисел в пределах 20; определение десятичного состава двузначных чисел, места единиц и десятков в
двузначном числе;
- название компонентов и результатов сложения и вычитания;
- знание математического смысла выражений «столько же», «больше на»,
«меньше на»;
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд;
- решение простых арифметических задач; конкретизированные с
помощью предметов или их заместителей; записывание краткого условия задачи;
- определение прямой, луча, отрезка;
- знание элементов угла, видов углов;
- узнавание, называние, черчение отрезков, углов (прямой, тупой, острый ) на тетрадном листе в клетку;
- знание элементов четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;
элементов треугольника; прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя на листке в клетку;
- определение времени по часам с точностью до 1 часа. Достаточный уровень:
- счёт в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
- определение десятичного состава двузначных чисел (11—20), места единиц и десятков в двузначном числе;
- знание компонентов и результатов сложения и вычитания;
- знание математического смысла выражений «столько же», «больше на»,
«меньше на»;
- выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через десяток, с числами, полученными при счёте и измерении одной мерой;
- решение простых и составных арифметических задач, кратко записывать содержание задачи;
- узнавание, называние элементов угла, видов углов (прямой, тупой, острый);
черчение отрезков, углов — на нелинованной бумаге;
- знание элементов четырехугольников — прямоугольника, квадрата, их свойства;
- знание элементов треугольника;
- черчение прямоугольника, квадрата на бумаге в клетку;
- определение времени по часам с точностью до половины часа.
Формирование базовых учебных действий Личностные:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Коммуникативные:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
-обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Регулятивные:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса, пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
Познавательные:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- работать с информацией, понимать изображение, текст, устное высказывание;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Числа. Величины.
СЧЁТ В ПРЕДЕЛАХ 20
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и
обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Арифметические действия.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.
Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной
таблицы.
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени. Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну). Арифметические задачи.
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия. Геометрический материал.
Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм
= 10 см. Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой,
острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам. Единицы измерения и их соотношения.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч.
Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю).
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Основными видами учебной деятельности будут: фронтальная, парная, групповая работа.
Каждый урок математики оснащается необходимыми демонстрационными пособиями, наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Все пособия
представлены в каталоге кабинета и календарно-тематическом планировании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Кол- во часов |
1. | Числа первого десятка. (повторение) | 8 |
2. | Числа второго десятка. (повторение) | 6 |
3. | Мера длины – дециметр. | 1 |
4. | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 7 |
5. | Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 12 |
6. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. | 6 |
7. | Составные арифметические задачи. | 3 |
8. | Сложение и вычитание с переходом через десяток. | 25 |
Итого: | 68ч. |
Календарно-тематическое планирование ( 68 часов)
№ п/п | Раздел программы Тема урока | Кол- во часов | Информационно- методическое обеспечение | Дата |
1. | ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК. Повторение | Предметы, картинки, учебник Учебник с.5-6 | ||
2. | Прибавление и вычитание по 1 | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд. Уч. С.6-8 | ||
3. | Состав числа 5 | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд. Уч. С.9-10 | ||
4. | Состав числа 6 | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд. Уч. С.11-12, р.т.с.4 | ||
5. | Состав числа 7 | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд. Уч. С.12-13, р.т.с.5-6 | ||
6. | Состав числа 8 | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд. Уч. С.14, р.т.с.6-7 |
7. | Состав числа 9 | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд. Уч. С.15-16, р.т.с.7-8 | ||
8. | Состав числа 10 | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд. Уч. С.17-19, р.т.с.8-10 | ||
9. | Сравнение чисел | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд. Уч. С.19-24, р.т.с.11-14 | ||
10. | Сравнение отрезков по длине. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, цветные полоски , измерительный материал. Уч. С.25-26, с.14-15 | ||
11. | Второй десяток. Нумерация. Число 11. | Счётные палочки, числовая прямая. Учебник с.28-29, р.т.с.16-21 | ||
12. | Число 12. | Счётные палочки, числовая прямая, абак, счёты. Уч. С.28-30 Т. с.17-21 | ||
13. | Число 13. | Счётные палочки, числовая прямая, абак, счёты. |
Уч. С.31 Т. с.17-21 | ||||
14. | Сравнение чисел 10-13. | Счётные палочки, числовая прямая, абак, счёты. Уч. С.31-32 | ||
15. | Число 14. | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты. Учебник с. 33- 38, р.т.с.22-28 | ||
16. | Число 15. | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты. Учебник с.33-38. Р.т.с.22-28 | ||
17. | Число 15. | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты . Учебник с.33- р.т.с. 22-28 | ||
18. | Число 16. | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с. 33-39 Т. с. | ||
19. | Числа 14-16. | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с. 34-39, р.т.с.22-28 |
20. | Сложение и вычитание в пределах16. | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с. 39, р.т.с. | ||
21. | Число 17. | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Учебник.с.40-46, Т.с.29-35. | ||
22. | Число 18. | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты. Уч.с.40-46, Т. с. | ||
23. | Число 19. | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с. 40-46, Т.29- | ||
24. | Состав чисел 11-19 | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с.40-46, т.с.35 | ||
25. | Сравнение чисел. | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с.45 | ||
26. | Решение задач | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с. 46-47. |
27. | Решение задач | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с. 46-47. | ||
28. | Число 20 | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с. 47-49, т.с.36-37 | ||
29. | Однозначные и двузначные числа | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с. 49-50, т.с.38-40 | ||
30. | Сравнение чисел | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с. 51, т.с.38- | ||
31. | Сложение и вычитание в пределах | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с. 52-55, т.с.40 | ||
32. | Сложение и вычитание в пределах | Касса цифр, счетный материал, числовой ряд, счетные палочки, счеты Уч. с. 52-55, т.с.40 | ||
33. | Мера длины - дециметр | Индивидуальные карточки. Линейка, счетные |
палочки. Уч.с.57-59, т.с.41-43 | ||||
34. | Мера длины - дециметр | Индивидуальные карточки. Линейка, счетные палочки. Уч.с.57-59, т.с.41-43 |
2 полугодие
№ п/п | Раздел программы Тема урока | Кол-во часов | Информационно- методическое обеспечение | Дат а пров еден ия |
1. | Увеличение числа на несколько единиц | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, разрядная таблица. Уч.с.60-66, т.с.44-50 | ||
2. | Увеличение числа на несколько единиц | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, разрядная таблица. Уч.с.60-66, т.с.44-50 | ||
3. | Уменьшение числа на несколько единиц. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица. с.67-71, т. с.51-56 | ||
4. | Уменьшение числа на несколько единиц. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, |
разрядная таблица. с.67-71, т. с.51-56 | ||||
5. | Решение задач. | Счётный материал, числовой ряд, разрядная таблица. Уч.с.72-74,т. с.57-58 | ||
6. | Решение задач. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица. с.72-74,т. с.57-58 | ||
7. | Прибавление и вычитание 1. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица. Уч.с.75,т.с.60-61 | ||
8. | Повторение | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица. С. 76-77 | ||
9. | Луч. | Индивидуальные карточки. Линейка, счетные палочки. Уч.с.79-80,т.с.61-63 | ||
10. | Сложение двузначного числа с однозначным числом. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, |
разрядная таблица.Уч.с.81- 86,т.с.64-68 | ||||
11. | Сложение двузначного числа с однозначным числом. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица, Уч.с.81-86,т.с.64-68 | ||
12. | Сложение двузначного числа с однозначным числом. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.81-86,т.с.64-68 | ||
13. | Вычитание однозначного числа из двузначного числа | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.86-90,т.с.69-74 | ||
14. | Вычитание однозначного числа из двузначного числа | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.86-90,т.с.69-74 | ||
15. | Вычитание однозначного числа из двузначного числа | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.86-90,т.с.69-74 | ||
16. | Получение суммы 20, вычитание из 20. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, |
разрядная таблица, Уч.с.90-95,т.с.74-79 | ||||
17. | Получение суммы 20, вычитание из 20. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.90-95,т.с.74-79 | ||
18. | Получение суммы 20, вычитание из 20. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.90-95,т.с.74-79 | ||
19. | Вычитание двузначного числа из двузначного числа | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица. Уч.с.96-103, т.с.80-84 | ||
20. | Вычитание двузначного числа из двузначного числа | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.96-103, т.с.80-84 | ||
21. | Вычитание двузначного числа из двузначного числа | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.96-103, т.с.80-84 | ||
22. | Вычитание двузначного числа из двузначного числа | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, |
разрядная таблица Уч.с.96-103, т.с.80-84 | ||||
23. | Вычитание двузначного числа из двузначного числа | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.96-103, т.с.80-84 | ||
24. | Вычитание двузначного числа из двузначного числа | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки. Уч.с.104 | ||
25. | Вычитание двузначного числа из двузначного числа | Карточки для самостоятельной работы. | ||
26. | Сложение чисел с числом 0 | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.105-108,т.с.84-86 | ||
27. | Сложение чисел с числом 0 | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.105-108,т.с.84-86 | ||
28. | Угол | Индивидуальные карточки. Линейка, угольник, счетные палочки. Уч.с.108-110,т.с.87 | ||
29. | Сложение и вычитание чисел, | Касса цифр, счётный |
полученных при измерении величин. | материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.#1090;.с.88-101 | |||
30. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.#1090;.с.88-101 | ||
31. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.#1090;.с.88-101 | ||
32. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.#1090;.с.88-101 | ||
33. | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. | Касса цифр, счётный материал, числовой ряд, счётные палочки, разрядная таблица Уч.с.#1090;.с.88-101 | ||
34. | Меры времени. | Касса цифр, счётный материал, модели часов. Уч.с.121-126, т.с. |
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
Алышева Т.В. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные общеобразовательные программы в 2 частях. М.: Просвещение, 2018
Алышева Т.В. Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные общеобразовательные программы. 2 класс. М.: Просвещение, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» 1 класс Вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ1 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 1 класса (вариант 2), разраб...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» 2 класс Вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ2 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2), ...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» 3 класс Вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ3 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 3 класса (вариант 2), разраб...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» 4 класс Вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ4 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 4 класса (вариант 2), ...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» 5 класс Вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ5 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 5 класса (вариант 2), ...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» 7 класс Вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ7 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 7 класса (вариант 2), ...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» 8 класс Вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ8 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 8 класса (вариант 2), ...