РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по формированию функциональной математической грамотности «Смысловая математика» для 5 класса основного общего образования на 2025-2026 учебный год
элективный курс по математике (5 класс)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по формированию функциональной математической грамотности
«Смысловая математика»
для 5 класса основного общего образования
на 2024-2025 учебный год
Составитель:
Камбеева Гельсине Р
учитель математики
2024- 2025 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями;
- формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие;
- условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
- аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
- выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
- представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
- принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; — обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
- выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
- самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
- оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Из истории математики. (10 часов)
Счёт у первобытных людей. Системы счисления и методы перевода чисел. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Метрическая система мер. Старые русские меры.
Обучающийся получит возможность:
познакомиться со счётом у первобытных людей;
иметь представление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах;
владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, цифры у разных народов, об использовании букв и знаков в арифметике;
иметь представление о метрической системе мер, об измерениях в древности у разных народов, о происхождении дробей в Древней Греции, в Древнем Египте, о нумерации и дроби на Руси;
владеть информацией о старых русских мерах.
2. Сюжетные задачи, решаемые с конца. (5 часов)
Задачи, в которой зависимости между условием и требованием сформулированы словами называется текстовой. Сюжетная задача – текстовая задача, в которой речь идет о реальных объектах, процессах, связях и отношения. Сюжетные задачи — это наиболее древний вид школьных задач
Обучающийся получит возможность:
правильно употреблять термины, связанные с различными видами текстовых задач и способами их записи;
формулировать определение понятий: родовой признак + видовые отличительные признаки;
уметь определять к какому типу относится та или иная задача;
понимать и применять различные способы решения сюжетных задач.
3. Решение текстовых задач. (10 часов)
Задачи на движение. Логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на переливание. Задачи на перекладывание предметов. Задачи на взвешивание. Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации.
Обучающийся получит возможность:
уметь решать сложные задачи на движение;
уметь решать логические задачи;
знать и уметь применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;
решать занимательные задачи.
4. Первые шаги в геометрии. Геометрические фигуры. (6 часов)
Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур. Разделение геометрических фигур на части. Нахождение площади фигур. Нахождение объёма фигур. Геометрические головоломки. Старинные меры измерения длины, площади.
Обучающийся получит возможность:
распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед);
знать старинные меры измерения длин, площадей;
уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры;
уметь решать задачи на нахождение площади и объёма фигур;
отгадывать геометрические головоломки.
5. Проекты. (4 часа)
Выполнение индивидуального проекта. Обобщение и систематизация полученных знаний. Реферативный, исследовательский, практико- ориентированный проект.
Обучающийся получит возможность:
выполнять творческий проект по плану;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) | Тема занятия | Примечание |
1 | 07.09 | Счет у первобытных людей | ||
2 | 14.09 | Первые счетные приборы | ||
3 | 21.09 | Русские счеты | ||
4 | 28.09 | Вычислительные машины | ||
5 | 05.10 | О происхождении арифметики | ||
6 | 12.10 | Происхождение и развитие письменной нумерации | ||
7 | 19.10 | Цифры у разных народов | ||
8 | 26.10 | Разнообразие систем счисления | ||
9 | 09.11 | Методы перевода чисел в различных системах счисления | ||
10 | 16.11 | Метрическая система мер. Старые русские меры | ||
11 | 23.11 | Сюжетная задача – как наиболее древний вид школьных задач | ||
12 | 30.11 | Сюжетная задача, текстовая задача. Отличительные признаки. | ||
13 | 07.12 | Способы решения сюжетных задач | ||
14 | 14.12 | Решение сюжетных задач «с конца». | ||
15 | 21.12 | Решение задач | ||
16 | 28.12 | Задачи на движение | ||
17 | 11.01 | Задачи на совместные действия | ||
18 | 18.01 | Задачи со спичками | ||
19 | 25.01 | Задачи на переливание | ||
20 | 01.02 | Задачи на перекладывание предметов | ||
21 | 08.02 | Задачи на взвешивание | ||
22 | 15.02 | Логические задачи | ||
23 | 22.02 | Задача о «мудрецах» | ||
24 | 01.03 | Комбинаторика | ||
25 | 15.03 | Решение задач комбинаторики | ||
26 | 22.03 | Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур | ||
27 | 05.04 | Разделение геометрических фигур на части | ||
28 | 12.04 | Нахождение площади фигур | ||
29 | 19.04 | Нахождение объема фигур | ||
30 | 26.04 | Геометрические головоломки | ||
31 | 03.05 | Старинные меры измерения длины, площади | ||
32 | 10.05 | Проект. Проектная деятельность. | ||
33 | 17.05 | Проект индивидуальный "Меры длины, веса, площади" | ||
34 | 24.05 | Групповой проект и его отличие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для обучающихся 5-х классов основного общего образования на 2025-2026 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для обучающихся 8 В класса основного общего образования на 2025-2026 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 8 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федерал...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для обучающихся 8 А класса основного общего образования на 2025-2026 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 8 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федерал...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для обучающихся 7 «А,В,Г» классов основного общего образования на 2025-2026 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 7 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для обучающихся 6 В класса основного общего образования на 2025-2026 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 6 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для обучающихся 7в класса основного общего образования на 2025-2026 учебный год
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного о...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия- мои горизонты» для обучающихся 7в класса основного общего образования на 2025-2026 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» составлена на основе:‒ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆...