Методические приёмы решения практико-ориентированных задач 1-5 ОГЭ по математике на занятиях внеурочной деятельности.
методическая разработка по математике (9 класс)
Краткая аннотация методической разработки
Внеурочные занятия по решению практико-ориентированных задач с применением информационных технологий помогают успешно подготовиться к сдаче ОГЭ, решать возникшие трудности реальной жизни, развивать логическое мышление и память.
Кроме того, практико-ориентированные задачи в школьном курсе математике являются эффективным способом развития функциональной грамотности. Содержание этих задач показывает необходимость применения математики в окружающей нас действительности, в сфере обслуживания, в быту, в смежных дисциплинах.
В классах бывают учащиеся, которые в силу разных причин (болезнь, спортивные или творческие соревнования, сложные семейные обстоятельства) часто пропускают уроки. Для успешного прохождения аттестации обучающихся нужно смотивировать на подготовку к ГИА. Сами по себе задачи, рассматриваемые на внеурочных занятиях, не отличаются особой сложностью. Однако, учащихся пугает большое количество текста, непривычные данные об объектах и количество вопросов в одной задаче.
Опыт работы показал, что побороть нежелание приступать к заданиям 1-5 ОГЭ помогут следующие методические приемы, описанные в практической части разработки.
На каждый прототип практико-ориентированных задач отводить 2-3 внеурочных занятия.
Максимально точно и полно разбирать содержание текста; улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию в каждом прототипе (учащиеся должны понимать и представлять объекты, о которых идет речь); устанавливать связь объектов из текста задачи с математическими понятиями; при решении каждого из прототипов задач, раскрыть практические возможности реализации математических знаний.
Занятия необходимо проводить с применением информационных технологий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п.п | Прототипы практико-ориентированных задач ОГЭ | Смысловое чтение текста и исследование объектов в тексте | Понимать | Практическое применение теории при решении задачи |
1 | Тарифы мобильной связи | Пакет минут, лимит, дополнительный пакет, роуминг, целый пакет, абонентская плата | Цена деления, как выполнить дополнительные построения на графике, уметь читать графики | Действия с натуральными числами и десятичными дробями |
2 | Теплицы | Дуга окружности, радиус, диаметр, длина окружности, полуокружность, невозможность покупки не целого числа упаковки плитки | Количество частей при разрезании отрезка на единицу меньше, чем количество граничных точек | Формулы: площади квадрата, длина окружности, теория Пифагора, извлечение арифметического квадратного корня из числа |
3 | Приусадебный участок | Ромбовидная клумба; невозможность покупки не целого числа упаковки плитки | Как определить площадь одной плитки по заданным размерам; необходимо учесть избыточную информацию | Формулы: площадь квадрата, прямоугольника, трапеции, ромба, круга |
4 | Земледельческий участок, склон холма, терраса и урожайность | Урожайность с 1 м 2, земледельческие террасы; угол склона (уклон) не более 50% (тангенс угла склона умноженный на 100%) | Процент, тангенс угла, дополнительные геометрические построения. | Теорема Пифагора; с2=а2+ b 2 Площадь прямоугольника; S=a×b; Округление |
5 | Шины | Индекс скорости, диаметр, общий диаметр колеса в дюймах, заводская маркировка при маркировке автомобильных шин применяется единая система обозначений | Знать 1 дюйм = 25, 4 мм | H/B×100% Д=d+2H; R=d/2+H Вставить таблицу |
6 | Формат листа | Связь цифры с обозначениями формата листа и размера листа. Чем меньше цифра, тем больше размер листа. | Перевод квадратных единиц, подобные фигуры; пропорция, правило округления, отношение длины листа и его ширины в их форматах, обозначенных буквой А. | Формулы площади прямоугольника; свойство пропорции; Должно быть одно и тоже |
7 | Банк, Печи | Парные отделения, электрическая печь, дровяная печь, радиус закругления арки является гипотенузой | Как выделить прямоугольный треугольник; как выразить катеты и гипотенузу | V=a×b×c Площадь прямоугольника, основное свойство пропорции-теорема Пифагора |
8 | ОСАГО | Программа обязательного страхования, гражданской ответственности; базовый тариф; коэффициент бонус-малус (КБМ) и водительского стажа (КВС) | Уметь искать информацию в таблице; анализировать однородные сведения; уметь находить КБМ и КВС | Решение линейного уравнения, Арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями |
9 | Дороги (движение по проселочной дороге), путешествия | Движение по шоссе бывает с большой скоростью, по грунтовой дороге – с меньшей скоростью | Уметь разбираться с изображениями рисунков, планов, масштабом на рисунке, составлять пропорцию, анализ данных таблицы. | Формула пути, времени, теорема Пифагора, основное свойство пропорции, действия с натуральными числами и десятичными дробями. |
10 | Квартиры, интернет в квартире | Одно тарифный счётчик, двухтарифный счетчик | Уметь разбираться с изображениями рисунков, шириной клетки, анализ таблицы с тарифами | Формулы: площадь прямоугольного квадрата, теорема Пифагора, действия с натуральными числами и десятичными дробями. ТАБЛИЦА 2 |
11 | Зонты | Площадь поверхности зонта (сферический сегмент) | Повторить отрезок, пропорции. Понимать на какие фигуры можно разбить поверхность зонта; Высота сегмента | Формулы: площадь треугольника; основное свойство пропорции, формула площади поверхности шарового сегмента, S=2 𝜋R×h, Решение уравнения, теорема Пифагора, число 𝜋 |
Таблица 1
Образец условия, переписанного в виде формулы
=В =100×H/B =d
245/70 R17 | Условие |
100×H/245=70 Д=17×25,4+2H | Найти H, Д, R |
Таблица 2
Сколько плиток помещается в 1 м2
1 м | ||||||||
0,5 | м | 0,5 | м |
1 м
Таблица 3
4 м
Пример. Какое наименьшее количество дуг нужно заказать чтобы расстояние между соседними дугами было не более 60 см?
Таблица длиной 4 м.
4м = 400 см
x-количество отрезков
400 ÷ x ≤60
400 ÷ 60≤x
6 2/3≤ x; x=7
Ответ: 8 дуг
Таблица 4
Используя таблицу, данную в условии, можно ее дополнить новой информацией и выполнить действия
Оборудование | Нагреватель (котел) | Прочее оборудование и монтаж | Общие затраты | Средний расход | Стоимость газа (электроэнергии) | Общая стоимость расходов |
Газовая станция | ||||||
Электрический обогреватель | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике для учащихся 9 классов "Решение практико-ориентированных задач"
Предлагаемый элективный курс " Решение практико-ориентированных задач" позволяет осуществлять задачи предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 35 часов. Данный электив...

Интегрированный урок (математика-физика) по теме "Решение практико-ориентированных задач"
Интегрированный урок по математике и физике используется для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике при решении задач В 12. Целью данного урока является формирование умения строить математи...

Решение практико-ориентированных задач по математике 5 класс ФГОС
Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием ма...

Технологическая карта Урока – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»
Технологическая карта урока-консультации "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...

Презентация к Уроку – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»
Презентация к Уроку-консультации по математике "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...

Решение практико-ориентированных жизненных задач
Решение практико-ориентированных жизненных задач...





