Методические приёмы решения практико-ориентированных задач 1-5 ОГЭ по математике на занятиях внеурочной деятельности.
методическая разработка по математике (9 класс)

 

Краткая аннотация методической разработки

 

Внеурочные занятия по решению практико-ориентированных задач с применением информационных технологий помогают успешно подготовиться к сдаче ОГЭ, решать возникшие трудности реальной жизни, развивать логическое мышление и память.

 

Кроме того, практико-ориентированные задачи в школьном курсе математике являются эффективным способом развития функциональной грамотности. Содержание этих задач показывает необходимость применения математики в окружающей нас действительности, в сфере обслуживания, в быту, в смежных дисциплинах.

 

В классах бывают учащиеся, которые в силу разных причин (болезнь, спортивные или творческие соревнования, сложные семейные обстоятельства) часто пропускают уроки. Для успешного прохождения аттестации обучающихся нужно смотивировать на подготовку к ГИА. Сами по себе задачи, рассматриваемые на внеурочных занятиях, не отличаются особой сложностью. Однако, учащихся пугает большое количество текста, непривычные данные об объектах и количество вопросов в одной задаче.

Опыт работы показал, что побороть нежелание приступать к заданиям 1-5 ОГЭ  помогут следующие методические приемы, описанные в практической части разработки.

 

На каждый прототип практико-ориентированных задач отводить  2-3 внеурочных занятия.

Максимально точно и полно разбирать содержание текста; улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию в каждом прототипе (учащиеся должны понимать и представлять объекты, о которых идет речь); устанавливать связь объектов из текста задачи с математическими  понятиями; при решении каждого из  прототипов задач,  раскрыть  практические возможности реализации математических знаний.

Занятия  необходимо проводить  с применением информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ п.п

Прототипы практико-ориентированных задач ОГЭ

Смысловое чтение текста и исследование объектов в тексте

Понимать

Практическое применение теории при решении задачи

1

Тарифы мобильной связи

Пакет минут, лимит, дополнительный пакет, роуминг, целый пакет, абонентская плата

Цена деления, как выполнить дополнительные построения на графике, уметь читать графики

Действия с натуральными числами и десятичными дробями

2

Теплицы

Дуга окружности, радиус, диаметр, длина окружности, полуокружность, невозможность покупки не целого числа упаковки плитки

Количество частей при разрезании отрезка на единицу меньше, чем количество граничных точек

Формулы: площади квадрата, длина окружности, теория Пифагора, извлечение арифметического квадратного корня из числа

3

Приусадебный участок

Ромбовидная клумба; невозможность покупки не целого числа упаковки плитки

Как определить площадь одной плитки по заданным размерам; необходимо учесть избыточную информацию

Формулы: площадь квадрата, прямоугольника, трапеции, ромба, круга

4

Земледельческий участок, склон холма, терраса и урожайность

Урожайность с 1 м 2, земледельческие террасы; угол склона (уклон) не более 50% (тангенс угла склона умноженный на 100%)

Процент, тангенс угла, дополнительные геометрические построения.

Теорема Пифагора;

с22+ b 2

Площадь прямоугольника;

S=a×b;

Округление

5

Шины

Индекс скорости, диаметр, общий диаметр колеса в дюймах, заводская маркировка при маркировке автомобильных шин применяется единая система обозначений

Знать 1 дюйм = 25, 4 мм

H/B×100%

Д=d+2H;

R=d/2+H

Вставить таблицу

6

Формат листа

Связь цифры с обозначениями формата листа и размера листа. Чем меньше цифра, тем больше размер листа.

Перевод квадратных единиц, подобные фигуры; пропорция, правило округления, отношение длины листа и его ширины в их форматах, обозначенных буквой А.

Формулы площади прямоугольника; свойство пропорции;

Должно быть одно и тоже

7

Банк, Печи

Парные отделения, электрическая печь, дровяная печь, радиус закругления арки является гипотенузой

Как выделить прямоугольный треугольник; как выразить катеты и гипотенузу

V=a×b×c

Площадь прямоугольника, основное свойство пропорции-теорема Пифагора

8

ОСАГО

Программа обязательного страхования, гражданской ответственности; базовый тариф; коэффициент бонус-малус (КБМ) и водительского стажа (КВС)

Уметь искать информацию в таблице; анализировать однородные сведения; уметь находить КБМ и КВС

Решение линейного уравнения, Арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями

9

Дороги (движение по проселочной дороге), путешествия

Движение по шоссе бывает с большой скоростью, по грунтовой дороге – с меньшей скоростью

Уметь разбираться с изображениями рисунков, планов, масштабом на рисунке, составлять пропорцию, анализ данных таблицы.

Формула пути, времени, теорема Пифагора, основное свойство пропорции, действия с натуральными числами и десятичными дробями.

10

Квартиры, интернет в квартире

Одно тарифный счётчик, двухтарифный счетчик

Уметь разбираться с изображениями рисунков, шириной клетки, анализ таблицы с тарифами

Формулы: площадь прямоугольного квадрата, теорема Пифагора, действия с натуральными числами и десятичными дробями.

ТАБЛИЦА 2

11

Зонты

Площадь поверхности зонта (сферический сегмент)

Повторить отрезок, пропорции.

Понимать на какие фигуры можно разбить поверхность зонта; Высота сегмента

Формулы: площадь треугольника; основное свойство пропорции, формула площади поверхности шарового сегмента, S=2 𝜋R×h,

Решение уравнения, теорема Пифагора, число 𝜋


Таблица 1

Образец условия, переписанного в виде формулы

=В                =100×H/B        =d

245/70                                R17

      Условие

100×H/245=70

Д=17×25,4+2H

     Найти H, Д, R


Таблица 2

Сколько плиток помещается в 1 м2

1 м

0,5

м

0,5

м

                 1 м


Таблица 3

4 м

Пример. Какое наименьшее количество дуг нужно заказать чтобы расстояние между соседними дугами было не более 60 см?

Таблица длиной 4 м.

4м = 400 см

x-количество отрезков

400 ÷ x ≤60

400 ÷ 60≤x

6 2/3≤ x; x=7

Ответ: 8 дуг


Таблица 4

Используя таблицу, данную в условии, можно ее дополнить новой информацией и выполнить действия

Оборудование

Нагреватель (котел)

Прочее оборудование и монтаж

Общие затраты

Средний расход

Стоимость газа (электроэнергии)

Общая стоимость расходов

Газовая станция

Электрический обогреватель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике для учащихся 9 классов "Решение практико-ориентированных задач"

Предлагаемый элективный курс  " Решение практико-ориентированных задач" позволяет осуществлять задачи предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 35 часов. Данный электив...

Интегрированный урок (математика-физика) по теме "Решение практико-ориентированных задач"

Интегрированный урок по математике и физике используется для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике при решении задач В 12. Целью данного урока является формирование умения строить математи...

Решение практико-ориентированных задач по математике 5 класс ФГОС

Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием ма...

Технологическая карта Урока – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»

Технологическая карта урока-консультации "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...

Презентация к Уроку – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»

Презентация к Уроку-консультации по математике "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...

Решение практико-ориентированных жизненных задач

Решение практико-ориентированных жизненных задач...