Что такое память и как её развивать.
методическая разработка по теме

Смирнова Татьяна Анатольевна

Информация, что такое память. Предоставлены игры, которые я использую для развития памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя-логопеда Смирновой Т.А.

Что такое память и как её развивать.

             Память — основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для будущего. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо и т.д.) основана на том, что образ восприятия сохраняется в памяти.

             Память разнообразна. Существует определённый запас слов, сведений, понятий, которые хранятся в памяти всю жизнь, чаще всего после многократного повторения. Всё это долговременная память. Но существует и кратковременная память.  В этом случае информация хранится недолго, иногда после краткого восприятия. Существует и оперативная память, которая проявляется в процессе конкретной деятельности и включающая в себя как кратковременную , так и долговременную память.

            Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.

             В зависимости от того, какую информацию человек запоминает лучше и быстрее выделяется: наглядно-образная память (хорошо запоминаются наглядные образы, цвет, звуки, лица и т.д.), словесно-логическая  память (лучше запоминается словесный, абстрактный материал), эмоциональная память (пережитые чувства) и феноменальная память (сильная образность, до мельчайших подробностей).

Возможности природной памяти у каждого свои.

7 лет — это уже возраст. Ребёнок всячески демонстрирует свою избирательность, своё мнение, стремится занять более взрослую позицию. Память не является исключением. Свои способности к запоминанию ребёнок осознаёт. Память определяет успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память.

            Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания. Предлагаю несколько игр, которые я использую на занятии для увеличения объёма памяти.

Упражнение № 1.  «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно».

1 этап – графический. Попробуйте к каждому из названных слов сделать рисунок. 

2 этап – представление слов или фраз в уме.

                                   Задание № 1.

Грузовик                                                   Умная кошка

Гнев                                                           Мальчик – трус

Весёлая игра                                              Капризный ребёнок

Дерево                                                        Хорошая погода

Наказание                                                  Интересная сказка

Упражнение № 2. «Мысленные образы и эмоции».

 Я говорю фразы, а вы закройте глаза и представьте соответствующую картинку.

                                                           Задание № 1.

Лев, нападающий на антилопу.

Собака, виляющая хвостом.

Муха в вашем супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте

Теперь попробуйте вспомнить и записать названные фразы.

Упражнение № 3. «Мысленные образы и их эмоциональная окраска».

Закройте глаза и вообразите следующие картины.

                                                          Задание № 1.

Осиное гнездо.                                                    

Осиное гнездо у вашей двери.                            

Осиное гнездо у вашей кровати

Птичка, клюющая корм в саду.

Птичка, купающаяся в луже.

Птичка, влетающая, спасаясь от кошки.

Запишите, что вам запомнилось.

Упражнение № 4. «Фигуры» (зрительная память).

Используется 10 спичек. Ребёнок выкладывает фигуру, показывает её 1 – 2 сек. и закрывает. Другой ребёнок по памяти выкладывает такую же. Постепенно можно добавить и цвет.

Упражнение № 5. «Осознание словесного материала» (зрительная и слуховая память).

Сейчас я буду читать или показывать слова. Вы должны представить себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать. (Зубная паста – белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно)

Задание  № 1.

бумага               шерсть                   сапог                    гнездо                  телега

Задание  № 2.

палец               кот                      волосы                    лимонад                   слон              яблоко

Задание  № 3.

колесо            роза             палка          поцелуй              платок             автобус             шапка

Дети должны назвать слова, которые запомнили.

Упражнение № 6.

Запомнить 3 – 4 картинки, и назвать их по памяти. Затем отыскать их среди 10 – 12 похожих картинок, беспорядочно разбросанных.

Упражнение № 7. «Двойная стимуляция памяти».

Перед ребёнком раскладывается 15 – 20 карточек. Я назову несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет запомнить каждое слово, и отложи её.

Упражнение № 8.

Слова перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, для запоминания. Придумать историю, которая свела бы их вместе.

Задание  № 1.

воздух         ваза           вода          пчела            кот           колокольчик         солнце                ромашка             медведь

Упражнение № 9. «Ассоциация».

Я назову слово, а вы назовите все ассоциации.

Верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок, вода и т.д.

Упражнение № 10. «Конкретизация абстрактного».

Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым словом (любовь – сердце и т.д.)

Задание  № 1.

зима                   время                 бедность                      смерть                     жара

Задание  № 2.

терпение             свобода               обед                  болезнь                   танец

Задание  № 3.

энергия               скука                  справедливость             скорость                  надежда

Упражнение № 11. «Запоминание слов».

Запомнить слова.(10 слов).

Задание  № 1.

Дерево,  стол,   река,   корзина,   расчёска,   мыло,   ёжик,   резинка,   книга,   солнце

Эти слова связать в рассказ.

Пример.

Представьте зелёное красивое дерево. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается стол. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нём лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую реку и т.д.

Упражнение № 12. «Запоминание стихов».

  1. Прочитайте внимательно.
  2. Закройте глаза и представьте себе картинку.
  3. Перейдите к следующей строчке. Прочитайте её. Представьте её в своём воображении.
  4. Вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов.
  5. Повторно перечитайте стихотворение.
  6. Произнести стихотворение, вслушиваться в звучание слов.

Упражнение № 13. «Запоминание текста».

  1. Определить основную идею содержания текста. (О чём идёт речь?)
  2. Из скольких частей состоит текст. Поставить вопросы к каждой части.
  3. Составить план текста. Разбить текст на абзацы, с общей идеей.
  4. Пересказать.
  5. Повторно просмотреть текст.
  6. Рассмотреть детали произведения.
  7. Личные комментарии и замечания.
  8. Ответить на вопросы: Кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как?

Упражнение № 14. «Запоминание чисел».

Каждой цифре присваивается визуальный код.

0 – круг (овал)                                                                          

1 – столб (кол, свеча)                                                                

2 – близнецы (пара ботинок)                                                    

3 -  треугольник (трёхколёсный велосипед)                          

4 – квадрат (четыре лапы животного)

5 – звезда (пятиугольник)

6 – навесной замок открытый

7 – коса (Белоснежка и семь гномов)

8 – песочные часы (очка)

9 – улитка

10 – пальцы двух рук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развиваем память ребенка" (советы родителям)

советы детям и их родителям[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17841766","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"448","width":"247"}}]]...

Что такое память?

Данная перезентация послужит хорошим демонстрационным материалом для урока с психологм в 10-11 классе...

Классный час для 5 класса "Развиваем память"

Игры для развития памяти пятиклассников...

Советует психолог "Развиваем память"

Рекомендации для педагогов. Представлена подборка специальных упражнений, способствующих развитию различных видов памяти обучающихся....

Программа "Что такое способности и как их развивать"

Программа "Что такое способности и как их развивать?"Реализуемые цели:Познакомить обучающихся с психическими познавательными процессами. Изучить  уровень развития психических процессов (восп...

Консультация для родителей. Что такое внимание и как его развивать

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного пото...

Челночный бег: что это такое и какие качества он развивает

Челночный бег, являясь, несомненно, разновидностью беговых видов лёгкой атлетики, в программу легкоатлетических соревнований не вошел, но снискал авторитет в школах на уроках физкультуры, в комплексе ...