Главные вкладки

    Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики
    материал по теме

    Соловьёва Ольга Васильевна

    Представлено пособие-памятка для родителей по проведению пальчиковой гимнастики; при изготовлении пособия использованы материалы с различных сайтов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palch._igry.docx35.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья»

     Рекомендации по проведению

    пальчиковой гимнастики

    (памятка для родителей)

    подготовила: Соловьева О.В.

    Новокузнецк

    "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
    В. Сухомлинский

    Необходимость развития моторики рук у детей обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Пальчиковые игры помогают взрослым не только стимулировать развитие речевых навыков,  но и развивать у ребенка координацию движений, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание, а также развлекают малыша.

    У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать.

    Тренировать пальцы у ребенка можно уже с шести-семи месяцев с помощью массажа кистей рук и каждого пальчика в отдельности, каждой его фаланги. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают по очереди. Такие незатейливые занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут.

    С 10-месячного возраста надо начинать развитие тонких движений пальцев и всей кисти. Давайте малышу перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы (следите, чтобы ребенок не брал их в рот!). Малыш может катать деревянные шарики различного диаметра, перебирать крупные бусы, нанизанные на резинку, собирать пирамидки, конструировать из кубиков, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы. Важно, чтобы в движение были вовлечены все пальчики. Помогайте карапузу координировано и ловко манипулировать пальцами в повседневной жизни. Обращайте внимание на овладение такими простыми, но в то же время важными умениями - держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Ну и, конечно, в этом возрасте уже вовсю играют с малышом в «Сороку-белобоку»:

    "Сорока-белобока"

                                       действия с пальчиками

    Сорока-сорока кашку варила,   водим по ладошке ребенка пальчиком

    деток кормила:                              водим по ладошке ребенка пальчиком 

    этому дала,                                      загибаем мизинец

    этому дала,                                      загибаем безымянный палец

    этому дала,                                      загибаем средний палец

    этому дала,                                      загибаем указательный палец

    а этому не дала!                              потрясите большой пальчик

    Ты дров не колол? Не колол.      потрясите большой пальчик

    Воды не носил? Не носил.            потрясите большой пальчик

    Знай наперед:

    Здесь водичка - холодненькая,    гладим малыша по запястью

    здесь водичка - тепленькая,         гладим малыша по плечу

    а здесь - кипяток, кипяток!          щекочим малыша и смеемся!     

    "Идет коза рогатая"

                                               действия с пальчиками

    Идет коза рогатая,         изобразить рога, вытянув вперед    

    Идет коза бодатая,         указательный палец и мизинец                                                               

    Ножками топ-топ,          кончиками пальцев обеих рук постукивать по        

                                                    столу либо по коленкам 

    Глазками хлоп-хлоп.     хлопаем в ладоши 

    Кто каши не ест,            изобразить рога, вытянув вперед

     Молока не пьет,             указательный палец и мизинец                              

    Того коза

    Забодает, забодает!

    Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

    Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки  и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые.

    Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

    Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству; и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

    Основные правила пальчиковых игр:

    1. Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.

    2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

    3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.

    4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.

    5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

    6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.

    7. Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.

              Начало игры можно инициировать стишком, сопровождая его мягким постукиванием по спинке или плечу малыша:

    Тук-тук, тук-тук-тук,
    Что за странный перестук?
    Это пальчики стучат,
    Поиграть они хотят
    С (имя ребенка).

     

    ЧЕРВЯЧКИ

                                                    действия с пальчиками

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Червячки пошли гулять.

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Червячки пошли гулять.

    Вдруг ворона подбегает,
    Головой она кивает,

    Каркает: "Вот и обед!"

    Глядь - а червячков уж нет!

    ладони лежат на коленях или на столе

    пальцы сгибая, подтягиваем к себе ладонь

     (движение ползущей гусеницы),

    идем по столу указательным и средним

    пальцами (остальные пальцы поджаты

     к ладони).

    Складываем пальцы щепоткой,

    качаем ими вверх и вниз.

    Раскрываем ладонь, отводя большой палец

    вниз, а остальные вверх.
    Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

    КОТЯТА 

                                                               

                                                                    действия с пальчиками
                                                                               Ладошки складываем, пальцы              

                                                                                прижимаем друг к другу.            

                                                                                Локти опираются о стол.

    У кошечки нашей есть десять котят,  Покачиваем руками, не

                                                                                 разъединяя их. 
    Сейчас все котята по парам стоят:       Постукиваем  

    Два толстых, два ловких,                         соответствующими
    Два длинных, два хитрых,
                       пальцами друг о друга (от                                      
    Два маленьких самых                            большого к мизинцу).
    И самых красивых.

    ПЕРЧАТКА


                                                    действия с пальчиками
    Весёлая мышка                     Раскрываем ладошку, пальцы  

                                                             растопырены (перчатка).
    Перчатку нашла,
                      Поворачиваем руки то ладонью, то

                                                            тыльной стороной вверх.
    Гнездо в ней устроив,           Складываем ладоши "ковшом" 
    Мышат позвала.                   Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий"

                                                            жест)
    Им корочку хлеба                Кончиком большого пальца поочерёдно
    Дала покусать,
                         стучим по кончикам остальных

                                                           пальчиков.
    Погладила всех                    Большим пальцем гладим остальные  

                                                           (скользящим движением      

                                                           от мизинца к указательному). 
    и отправила спать.              Ладони прижимаем друг к другу, кладём  

                                                           под щёку (спим).

    РАДУГА


                                                    действия с пальчиками
    Гляньте: радуга над нами,   Нарисовать рукой над головой

                                               полукруг (маховое движение).
    Над деревьями,                         Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
    Домами,                                 Руки сложены над головой крышей.
    И над морем, над волной,     Нарисовать волну рукой.
    И немножко надо мной.       Дотронуться до головы.

    Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

    1. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
    2. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
    3. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
    4. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
    5. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
    6. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
    7. Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

                                   

    ГВОЗДИ


    Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. 
    Бом, бом, бом, бом,
    По гвоздям бьём молотком.
    Гвозди не вбиваются,
    Только загибаются.

    Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
    Значит, клещи надо взять,
    Будем гвозди вырывать.
    Я тянул, тянул, тянул,
    Все я гвозди разогнул.

    Пальчики здороваются

                                                              действия с пальчиками

    Привет, Большак!                         пальцы обеих рук «здороваются» 

    Привет, Указка!                            друг с другом, начиная с больших

    Привет,  Середка!

    Привет,  Сиротка!

    Привет, малышка – Прошка!

    Привет, Ладошка!                         хлопок ладошками друг об друга

                         

    Считалка для пальчиков

                                                              действия с пальчиками

    Раз, два, три, четыре, пять!        ручка ребенка в кулачке, разгибаем

    Вышли пальчики гулять!            пальчики по одному

    Этот пальчик - гриб нашел,        загибаем мизинец 

    этот пальчик - чистит стол,        загибаем безымянный палец 

    этот резал,                                    загибаем средний палец 

    этот ел,                                         загибаем указательный палец 

    ну а этот лишь глядел!                загибаем большой палец

    Помните: работа по развитию рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

    Кроме пальчиковых игр, можно с малышом заняться следующим:

    1. запускать пальцами волчки (лучше – мелкие);
    2. разминать пальцами пластилин, глину;
    3. катать по очереди каждым пальчиком камешки, бусины, шарики и пр.;
    4. сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
    5. барабанить пальцами обеих рук по столу;
    6. махать в воздухе только пальцами;
    7. хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
    8. собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
    9. застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
    10. игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
    11. игры с песком, водой;
    12. и другое…

    ПАЛЬЦЫ – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

                                                            действия с пальчиками

    Пальцы – дружная семья,         сжимаем пальцы каждой руки в                                                                

    Друг без друга им нельзя.          кулачки и разжимаем их

    Вот большой!                               Поочередно поднимаем пальцы                                                                  

    А это – средний.                                обеих рук кверху

    Безымянный и последний –

    Наш мизинец, малышок!

    У-у-у! Указательный забыли.

    Чтобы пальцы дружно жили,

    Будем их соединять                    Каждый палец руки присоединяем

    И движенья выполнять…           поочередно к большому

    Мы рога козы покажем             Выдвигаем указательный палец и  

                                                                       мизинец вперед, загибая остальные

                                                           пальцы; затем «рога» поднимаем к голове

    И рога оленя даже…                  Широко раздвигаем пальцы обеих

                                                                      рук, скрестив руки,

                                                  поднимаем «ветвистые рога» к голове

    Мы про зайку не забудем –           Выдвигаем вперед указательные и  

                                                                       средние пальцы обеих

                                                                       рук, поднимаем их к голове;                                      

    Ушками водить мы будем.     Двигаем пальцами, наклоняем их вперед       

    Чтобы четко говорить,           каждый палец руки поочередно     

    Надо с пальцами дружить!      присоединяем к большому


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.

    Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

    Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

    Советы и рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики....

    Рекомендации по проведению артикуляционнной гимнастики

    В данной статье предлагаются методические рекомендации по проведению артикуляцонной гимнастики....

    Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

    Материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики...

    Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

    Артикуляционные упражнения для дошкольников...