Для родителей
статья по теме

Фоминова Надежда Анатольевна

Сотрудничество семьи и школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Воспитание – великое дело:

им решается участь человека

                                                                                              В.Г.Белинский

 

Семья - это та первичная среда,

где человек должен учиться творить добро.

    В.А. Сухомлинский

 Дети – не только наше будущее,

дети – наше настоящее,

 которое не может ждать

Н. Федоров

 

      «Прежде чем убеждать других, убедись в этом сам», считал Станиславский, а я действительно убеждена, что «учитель  - профессия дальнего действия, главная на Земле!»  Я думаю, что и все присутствующие разделяют мою уверенность, что мы – педагоги,  люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы, имеем возможность, направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому нам необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, уметь вовремя помочь  своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду.

И тогда хорошее образование XXI  века сможет сделать Россию процветающей не на одно столетие.

Идея моего доклада вытекает из высказывания Президента РФ Д.А. Медведева: "Национальные проекты - это не разовая мера. Это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан".

Россия, как богатырь в известной русской народной сказке, находится на перекрестке путей. Смутные времена, приближавшие страну к гибели в конце 90-х, вроде бы прошли, но России и её народу очень надо в настоящее время найти дорогу, ведущую к устойчивому будущему. Эта дорога должна вести к духовно-нравственному возрождению народов России, возврату к семейным ценностям, к высокой морали и нравственности, обращению к культурным традициям. Мы находимся перед выбором практических действий, налицо конфликт поколений, когда культурный разрыв между ними сильнее, чем в предыдущих столетиях. За 15 последних лет произошла смена культурной среды путем ломки, а не эволюционным путем. Скорость развития технологий подачи информации очень быстро меняется, изменились и фоновые знания современного школьника. Изменилось самосознание, исчезает привычная модель: учитель - ученик. Со слушания и послушания ученик перешел на отношения покупателя, причем того, что его развлекает.

Современное общество находится в поисках национальной идеи, которая могла бы всех объединить. На мой взгляд, это может быть и должно быть воспитание подрастающего поколения. Этого в полной мере можно достичь путем совместной деятельности семьи, школы, социума. В современных условиях образование должно и может стать источником личного успеха,  ресурсом общественного  развития, инструментом реализации  важнейших общечеловеческих ценностей. Школа и государство имеют возможность влиять на родительский спрос и воспитывать его. Тем более  что многие родители к тому готовы.

            Каковы отношения между семьей и системой образования?

Отношения между семьями и образовательными учреждениями обнаруживают проблемы, связанные с несовпадением взаимных ожиданий, с увеличением недоверия родителей к воспитателям и учителям, что в первую очередь связано с резким ухудшением здоровья детей. Семьи не удовлетворены качеством дошкольного и школьного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи.

Со своей стороны школа предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимых условий для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

Говоря о приоритетах в формировании программы развития будущей школы, согласно концепции модернизации российского образования, приходишь к  выводу, что осознание коллективом своей роли, личная инициатива, поиск, конкретные действия каждого становятся определяющими в процессе формирования образования будущего.

          Современная концепция образования, основанная на идеях гуманистической психологии и педагогики, способна помочь  выстроить такую организацию системы образования, которая исходила бы из стремления помочь каждому человеку выявить свои способности, возможности адаптироваться в окружающей среде, обрести гармонию взаимоотношений в социуме, подготовиться к будущей жизнедеятельности, сохранить и приумножить здоровье. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день диктует свои условия: необходимо повышать качество образования. А это, в свою очередь, означает достойный вклад в устойчивое развитие государства.

  Не для кого не секрет, что эффективное развитие образовательно-воспитательного процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.

Несомненно, процесс воспитания начинается в семье. Успешность его зависит от многих факторов, в том числе и от образа жизни родителей, которые являются ближайшим примером для детей. И если этот пример положителен, то он будет способствовать “доброму” воспитанию. Только правильное поставленное воспитание создает человека с высокими общественными интересами и нравственными стремлениями.

Работая над формированием структуры образования XXI века, имея в перспективе задачу воспитания “человека и гражданина”, необходимо делать ставку на воспитательный потенциал семьи.

Любая работа  начинается  с диагностики. Именно диагностика  позволяет определить, что в настоящее время  понизился уровень воспитанности учащихся, нарушилась обратная связь с родителями, наблюдается слабый учет личностного фактора и благополучных взаимоотношений учителя с учащимися. Учитывая все это приоритетными направлениями деятельности нужно определить  следующее:

а) здоровье,
б) образование,
в) социализация,
г) готовность жить в семье и обществе XXI века.

Надо отдавать  себе отчет в том, что трудно добиться успеха, если в своей практической деятельности не сделать родителей своими настоящими помощниками, проявляющими к школе искренний и деятельный интерес и оказывающими ей поддержку.

       В нашей школе  успешно действует Программа семейного воспитания: идёт активное взаимодействие семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка  - участника образовательного процесса, родителей - заказчиков образовательного процесса и учителей - исполнителей образовательного процесса. Приступая к реализации данной целевой программы  в  своей деятельности, мы  приняли во внимание следующие ключевые моменты:

1.      Воспитание начинается в семье и успех воспитания во многом зависит от образа жизни самих родителей.

2.      Родителя надо сделать если не игроком, то хотя бы болельщиком своей команды.

3.      Отношение детей к школе зависит от отношения к ней родителей.

4.      Большинство родителей готовы к тесному сотрудничеству со школой, но есть и те, которые практически равнодушны не только к школе, но и к своим детям.

 Считаю, что школа не должна заниматься перевоспитыванием, а максимально использовать то, что в ребенке заложено природой и семьей, сохраняя при этом его индивидуальность. Личность ребенка развивается в сотрудничестве со школой. И основная наша задача не подавлять, а сохранять и развивать творческое начало, заложенное в человеке. Ведь каждый ребенок талантлив, важно это вовремя увидеть.

Хотелось бы заострить внимание коллег на понятии, которое, на мой взгляд, является наиболее важным на сегодняшний день — “общественно-активная школа”. В этом плане школа – уникальный комплекс ресурсов для развития личности в условиях самоуправления. Это достаточное количество разнообразных помещений для собраний общественности, это значительная часть местного населения – родители, это коллектив профессионалов, имеющих высшее образование, практически работающих с местными социальными группами детей и молодежи.

  Общая задача семьи, школы, социума - вырастить гражданина, патриота, человека.  Россия нуждается в одухотворенных гражданах, воспитанных на нравственно-духовных традициях, что "с лихвой компенсирует природные ресурсы", на которых пока держится экономика страны. Настало время нового мировоззрения. Основа его - укрепление семьи, борьба против насилия и жестокости через расширение "соработничества" государства с семьей.

             Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания. Настоящая программа взаимодействия семьи и школы - комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей. Мониторинг реализации этой программы при анализе личностных достижений уч-ся даёт представление об  общем уровне самоактуализации всех участников образовательного взаимодействия.

   Целью программы является создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д., создание родительской сети взаимопомощи. Основной результат - это реализация права каждой семьи на получение качественных образовательных услуг, способствующих развитию ребенка.

Программой определены следующие задачи: 1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми (применяются различные формы педагогического просвещения – лекции, семинары, практикумы, конференции, открытые уроки и внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы по интересам, родительские собрания. Родительские собрания различны по тематике, организации. ) 2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков (вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: 1) организация кружков, секций, клубов 2) совместные творческие дела 3) родительский патруль 4) индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками.) 3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей (совместные вечера, походы и т.д.)

           В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом. Сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трёх работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей, а у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, бросают их на произвол судьбы.  Поэтому активность родителей в целом   оставляет желать лучшего.

В связи с тем, что основными принципами будущего образования будут индивидуализация и самообразование, а ключевыми для учащегося третьего тысячелетия станут навыки глубокого владения информационно-коммуникационными технологиями, навык самоорганизации деятельности, навыки владения различными способами добывания знаний,   в целом школа должна будет перейти в режим полного дня. В сфере образования    сформируется система внешней оценки  качества образовательных услуг, предлагаемых школой. Одним из механизмов такой оценки уже стало привлечение родителей и самих учеников к прямому влиянию на школьный образовательный процесс. Кроме того, я так думаю, у каждого российского ученика     должен появиться школьный наставник, или тьютор. Он будет помогать ребенку решать проблемы – будь то неуспеваемость или конфликт с учителем.  Такие наставники успешно работают практически во всех школах и вузах на Западе. Подобный опыт работы имеется в некоторых частных школах России.  Для учеников они выполняют роль личного психолога. Наставнику приходится разбираться, почему школьнику не дается тот или иной предмет, и решать конфликтные ситуации между ребенком и педагогом. Кроме того, тьютор определяет круг интересов ребенка. Если школьник хочет заниматься спортом или творчеством, именно наставник будет подбирать ему курсы или кружки по интересам. Он будет   обрабатывать данные мониторинга, следить вместе с семейным врачом за состоянием его здоровья, вместе с родителями строить образовательную траекторию ребёнка, в конечном итоге, поможет ему определиться с выбором профессии. 

Сразу же возникает вопрос: кто будет финансировать работу   педагогов-наставников в государственных школах. На мой взгляд,  здесь необходимо вспомнить о волонтёрском движении. Почему бы эту роль, на первых порах, не доверить родительскому комитету в классе и при необходимости организовать для них при поддержке психологической службы своего рода ознакомительные курсы.   Учитель будет сопровождать их деятельность. Необходимо лишь только разработать соответствующий пакет документов. 

     Считаю, что есть необходимость в разработке и единого качественного инструментария для измерения ключевых компетентностей учащихся. Если современные требования к качеству образования со стороны родительской общественности достаточно четко начинают оформляться, то современная школа не всегда готова доказательно и убедительно разъяснить родителям, какие же изменения  происходят в их детях и насколько это отвечает современным требованиям  жизни.    Нужно разработать и модель «пакета выпускника», в который будет входить вкладыш в аттестат о внеучебных достижениях ребенка,   то есть информация по различным областям деятельности (вкладыш утверждается Управляющим советом школы, а заполняется самими учащимися); кроме этого, принять соглашение с вузами и училищами о включении вкладыша в пакет приемных документов

Перед школой стоит актуальная задача перехода от состояния сосуществования  с родительской общественностью к сотрудничеству и партнерству.

При этом следует иметь в виду, что в  нашей стране  назрела необходимость в новой социально-педагогической практике взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, связанной с новой - сервисной функцией образования, что вносит серьезные изменения в характер взаимоотношений родителей и педагогов.

Сущность семейно ориентированной образовательной практики, с моей точки зрения, можно выразить в двух направлениях развития системы образования.

С одной стороны, речь идет о превращении государственного образовательного института в открытое социально-образовательное учреждение, включающее в педагогический процесс семью, родственников детей как полноправных субъектов, имеющих свои воспитательные концепции, инициативы.

 С другой стороны, семейно ориентированная образовательная практика в организации воспитания в первую очередь предполагает воспитание семьянина, а потом уже члена детского сообщества, учащегося, гражданина России, человека мира и творческой индивидуальности.

Каким может быть, по моему мнению, содержание семейно ориентированных образовательных практик на различных образовательных маршрутах?

1. Семейно ориентированное школьное образование. Главным принципом организации психолого-педагогического образования семьи должно явиться самопознание родителей, которое способствует более глубокому познанию чувств и поведения ребенка и формированию позитивного отношения ко всем членам семьи. Важным должно стать ознакомление родителей с основами педагогики помощи и поддержки детей.

2. На базе школ, детских садов и учреждений дополнительного образования должна быть организована система культурно-образовательного досуга семей. Учреждениями должны предлагаться дополнительные образовательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные услуги для детей разного возраста, для взрослых, проживающих в данном микрорайоне. Другими словами, речь идет о создании единого "воспитательного пространства", муниципальной культурно-образовательной среды, объединяющей не только образовательные, но и культурные, спортивные, медицинские учреждения, природные зоны отдыха и досуга и др., ориентированные на семьи, различающиеся по типу (полная, неполная, одинокая), по категории (детная, бездетная, имеющая пенсионеров, инвалидов, семьи мигрантов, беженцев, студентов и др.), по уровню материального обеспечения (бедные, малообеспеченные, обеспеченные, богатые) и др.                    

Важной составляющей   семейной инфраструктуры является также информационная среда, осуществляющая адекватную социальную ориентацию и информационную поддержку различных категорий и типов семей.

Таким образом, в ситуации перемен в сфере образования резко усиливается потребность значительной части родителей в повышении уровня их информированности по вопросам развития системы образования в целом, и по вопросам деятельности конкретного образовательного учреждения. В связи с этим одной из актуальных задач, стоящих перед школьными управленцами, является организация системы эффективного информирования родителей о деятельности школы и, как следствие, системы информационной поддержки принятия решений родителями как полноправными субъектами внутришкольного управления. Возможности современных технических средств могут сильно влиять на структуру и состав систем информационной поддержки решений. Я определяю необходимость наличия  в ней следующих блоков: ЭВМ и сети; информационную базу; программные средства работы с базами данных; персонал поддержки; вспомогательный и обслуживающий персонал.

     На последнем заседании президиума Госсовета   в Карелии президент Д.А. Медведев назвал степень развития информационных технологий индикатором уровня демократии.  Развитие информтехнологий "прямо влияет... на политическую систему, на доступ к политическим институтам и тем самым на развитие демократии". Коснулся он и вопроса информатизации школ.    

        Необходимо отметить, что использование компьютеров и сетей даст дополнительные возможности для взаимодействия субъектов образовательного процесса. Но, поскольку, не все родители имеют возможность работать с персональными компьютерами, подключенными к сети Интернет, то организация только данного направления работы требует определенной подготовительной работы.

Вторым блоком в системе информирования родителей является создание информационной базы различных документов о деятельности школы. Необходимо подчеркнуть, что эти документы должны быть представлены не только в электронном виде на сайте школы, но и в бумажном (традиционном) варианте. И находиться они должны не только у администрации, но и у классных руководителей. К тиражированию таких документов необходимо привлекать самих родителей. Здесь не  следует также забывать   об информационных стендах в вестибюлях.

Таким образом, современные инновационные процессы в управлении школой не могут не касаться вопросов организации новых форм работы с родителями. Одним из вариантов организации такой работы является обеспечение родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования, которая позволит родителям почувствовать, что они являются полноправными субъектами образовательного процесса.

Я считаю, что родителям (будущим родителям)  администрация школы должна представлять информацию о правилах зачисления в школу; режим работы школы; школьные программы, включая программы дополнительного образования; среднюю нагрузку на ученика; образовательные результаты; план развития школы; достижения школы; информацию о партнерах; публикации о школе в СМИ; финансовые отчеты; информацию о школьной безопасности. Для родителей может быть интересна информация о профессиональном развитии учителей, различные детали образовательной программы. В школе должна быть продумана система информирования родителей о пропуске занятий учениками, а также о результативности обучения.

Еще не так давно родительские собрания имели статус совещаний при классных руководителях и школьной администрации. Сегодня технология проведения родительских собраний и их роль в управлении школой постепенно меняется. Время требует существенно разнообразить формы проведения родительских собраний (“круглый стол”, “конференция”, тематические дискуссии с приглашением специалистов и др.). Ни одно большое мероприятие не мыслимо в настоящее время без участия родителей.

Мы должны понимать, что школе необходима более значительная общественная поддержка, чтобы сохраниться в качестве приоритетного образовательного учреждения. Родительская общественность представляет собой доступную и единственную в ближайшей перспективе возможность не только для развития, но и для выживания школы в сложившейся экономической ситуации.

Только в тесном сотрудничестве родительской общественности и школы возможны перспективы для стабилизации образовательной системы.

            И закончить мое выступление мне хочется одной восточной притчей:

У одного короля был мудрец, который очень часто помогал ему советами. И как-то королю показалось, что придворные стали больше прислушиваться  к словам мудреца, чем его собственным, и тогда он решил проучить мудреца, а заодно и показать всем придворным, кто на самом деле самый умный. Поймал он бабочку, зажал ее в своих ладонях и пригласил к себе мудреца, чтобы задать ему вопрос.

-Скажи мне, бабочка в моих руках живая или мертвая? (а сам думает: «Скажет, что мертвая – я разожму руки и бабочка улетит – значит живая, а если скажет , что живая, я потихоньку сожму руки, и бабочка погибнет!»)

Посмотрел на него мудрец внимательно и произнес:

- Все в Ваших руках, мой господин…



Предварительный просмотр:

Социально-психологические

аспекты воспитания

Учитель МБОУ Медведская ООШ

Фоминова Н.А.

Содержание:

Введение                                                                                              -  2-3

  1.  Общение как социально – психологический аспект воспитания. - 4-7
  2. Коллектив как социально – психологический аспект воспитания. -8-11
  3. Семья как социально – психологический аспект воспитания.       - 12-15

Заключение                                                                                          - 16- 17

Введение

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе развития общества, формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на реализацию новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Важно обеспечить организацию систематического процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Перед педагогами стоят задачи – обучение и воспитание детей, задача психологов – оказание психологической помощи ребенку в решении проблем обучения и взаимоотношений, а задача  родителей –  решение проблем воспитания. Именно поэтому для повышения качества обучения, воспитания и развития детей необходимы согласованные действия психологов, педагогов и родителей.

Всем известно, подростковый возраст – сложный возраст. Он включает в себя  период познания других и самих себя, становления навыков общения. Поэтому в этот период общение со сверстниками является самым лучшим и очень значительным для успешности в дальнейшей взрослой жизни.

«Если молодой человек не может вступать в … отношения с другими людьми и собственными внутренними ресурсами, то в позднем отрочестве или ранней взрослости его межличностные связи становятся весьма стереотипными, а сам он приходит к глубокому чувству изоляции». Так Эриксон Э. подчёркивал  подростковый возраст, как исключительно важный.

Навыки общения  со сверстниками в большой степени формируется в младшем подростковом возрасте. Само общение как вид деятельности,  представляет для подростков отдельную  ценность. Оно занимает огромное место в их жизни. Именно в этом возрасте подросток расширяет свой круг общения. Определяет групповую принадлежность и типы людей, на которых он начинает ориентироваться. Особенность развития подростка проявляется во внутренних противоречиях, неопределенности уровня притязаний, склонности принимать крайние позиции, повышенной застенчивости и  агрессивности, а так же сильной эмоциональности ко всему.

Самые первые навыки общения ребенком приобретаются в семье. Особенность отношений между родителями и детьми состоит в том, что они характеризуют сильную эмоциональную значимость и для ребенка, и для родителя.

На примере семейных отношений, свои собственные отношения с окружающим миром ребёнок строит по такому же принципу. Поэтому, подростковый возраст определяет  будущее место личности в обществе и его семейную жизнь. Следовательно, главные аспекты социально – психологического воспитания - это общение, коллектив и семья.

1. Общение как социально – психологический аспект воспитания.

Учение, в основном,  определяет познавательное развитие ребенка и непосредственно соотносится с предметной, практической деятельностью. Общение  же более всего влияет на становление личности и, следовательно, связано с взаимодействием человека  с  человеком, воспитанием.  

Психологически правильное воспитание  - это продуманное, научно обоснованное общение людей, которое  рассчитано на развитие каждого из них как личности. Воздействие человека на человека в воспитательных целях предполагает правильное  восприятие  и оценку друг  друга  людьми.     Не зная механизмы восприятия человека человеком  в процессе  общения,  мы вряд ли  сможем   разумно управлять  воспитательным процессом через общение.  А нам нужно ещё предвидеть его результаты. 

Способность правильно воспринимать и понимать  людей   имеет, скорее всего, генетические корни.  А если коснуться биосоциальных законов - то совершенствуется  с  младенческого   возраста. 

Лисина М.И. специально изучала этот  процесс  развития общения, его роль в воспитании детей разного  возраста.   Она пришла к этим выводам относительно  связи  общения  и   познания людьми друг друга.

С  рождения  ребенок имеет особую потребность к общению с  окружающими  людьми.  Это проявляется в стремлении человека к познанию самого  себя и окружающих людей для его саморазвития. Знания о себе и о людях тесно  переплетаются с отношением к другим людям, со стремлением к самооценке и оценке. 

Оценка  со  стороны  другого человека даёт возможность выяснить, как он воспринимает эту личность, способствует формированию самооценки а так же образа «Я». 

По теории  Лисиной М.И., потребность в общении с окружающими людьми  у  детей  проявляется  в  возрасте 2,5 месяцев, в виде комплекса оживления. Далее в жизни ребенка процесс развития общения движется  в  следующих  основных  направлениях: 

 а)  развитие  мотивов общения; 

 б)  развитие  средств  общения; 

 в)  совершенствование  форм общения. 

Развитие мотивов общения идет параллельно с развитием личности ребенка, системы его интересов и потребностей. От первых месяцев жизни до окончания школы один за другим возникают следующие виды мотивов, на основе которых   выделяются разновидности общения:  органические, познавательные, деловые, игровые, интимно-личностные и профессиональные. 
Органические мотивы -   потребности  организма,  для удовлетворения которых необходимо  общение  младенца со взрослыми людьми. Эти мотивы появляются с рождения до возраста 2 - 3 месяца. Далее к ним присоединяются познавательные мотивы. Это общение ради Познания, удовлетворение любопытства. Сначала они возникают у младенцев на базе врожденного рефлекса или ориентировочной реакции, которые  затем  превращаются в потребность  в  новых впечатлениях.  Она  становится  поводом  для частых   обращений ребенка к взрослому, начиная, где то со второго  полугодия жизни. 

Когда  дети  начинают играть в  разнообразные игры, то поводом для общения с окружающими людьми для них становятся игровые мотивы. Игра  становится источником ещё одной группы мотивов — деловых. 
Лисина М.И. считает, что деловые мотивы общения рождаются у детей в активной игровой и  бытовой  деятельности.  И связаны они с  необходимостью получения помощи со стороны взрослых. Три названные группы мотивов превалируют  у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 
Интимно-личностные мотивы возникают тогда, когда  появляется способность и потребность в самопознании и самосовершенствовании.

Это связано с началом подросткового возраста. Когда взрослеющие дети задумываются над  своей  будущей  профессией,  у  них появляется последняя группа  мотивов  общения - профессиональные. Развитие мотивационной сферы общения  в  течение  детства, добавление к прежде действовавшим мотивам новых,  ведет  к расширению возможности для воспитания личности. Проследим эти  возможности.

Общение, связанное с удовлетворением органических потребностей детей, влияет на формирование у него потребности в общении  с  людьми.  

Общение, связанное с  познавательными целями,  способствует развитию потребности  в знаниях, познавательных   интересов ребёнка.  

Но только  игровое общение создает благоприятные условия  для развития контактности, умения  ладить с людьми, совершенствует социально  важные  ролевые  формы поведения.

Деловое  общение  ведет  за  собой  развитие  таких  качеств личности, как инициативность, умение слушать,  предприимчивость, понимать, правильно воспринимать  и  оценивать  людей. 

 Становление нравственных качеств личности человека, его морали происходит в интимно-личностном общении. 

Профессиональное общение развивает личностные свойства, которые у человека проявляются в его профессиональной деятельности. 

С  развитием  видов  общения идет  процесс совершенствования средств общения. Лисина М.И. выделила у детей три основных вида средства общения: экспрессивно - эмоциональное,  предметно-действенное и  речевое.

 «Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают  то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него». Появление  трёх видов  средств  общения  связано  с этапами речевого развития детей.

На  протяжении  первых  семи  лет  жизни  возникают,  дополняя  друг друга, четыре основные  формы общения: ситуативно-личностная 
(первое  полугодие  жизни),  ситуативно-деловая  (от  шести месяцев до двух лет), внеситуативно-познавательная  (от  трех до  пяти лет) и внеситуативно-личностная  (от  пяти  до  семи  лет).
Но только внеситуативно-личностная форма  общения служит познанию
ребенком мира людей и человеческих взаимоотношений. Ребёнок, достигший  этого уровня развития, проявляет стремление к взаимопониманию с окружающими людьми. 

Данные отношения, в свою очередь, определяются эталонами межличностного восприятия.

В  процессе  познания, изучения  людьми  друг друга эти  эталоны играют роль мерки, которая прикладывается к одной личности и определяет ее воздействие на  другую  личность. Эти эталоны не всегда хорошо осознаются человеком, который их использует. В них отражены особенности тех социальных групп, которые являются референтными для данного  индивида. Бодалев А.Д. считает, что  в раннем возрасте эталоны обычно являются конкретными, они отождествлены с теми или иными людьми, выбранными в качестве идеала, объекта для  подражания  или  «героя».  С  возрастом  эталоны 
детей  становятся  все  более  обобщенными,  связанными  с другими идеалами, ценностями  и  нормами, вместе с тем становятся более дифференцированными и различными у разных людей, причем у подростков  обнаруживаются  первые отчетливые отличия подобного рода. 

2. Коллектив как социально – психологический аспект воспитания.

Система  воспитания, сложившаяся  в  нашей  стране  за все годы существования,  получила  название  коллективистической и  до сих пор хранит свои основные черты в  педагогической  теории. Она строилась и развивалась годами на  основе тезиса, согласно которому  воспитание и  полноценное  развитие  личности  возможны  только  в   коллективе и через коллектив.  

Советская система воспитания, ориентировалась на наличие одинаковых условий для всех детей. Классик советской педагогики Макаренко А. С. особо подчеркивал, что в воспитании важно обеспечить взаимодействие преподавателя с коллективом воспитанников. Современный антропоцентричный подход к обучению и воспитанию предполагает, что в центре всех учебно-воспитательных воздействий оказывается не коллектив, а отдельная личность. При этом, преподаватель не может не учитывать в своей воспитательной работе влияния общественной среды на формирование сознания и поведения детей и подростков

Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность только тогда, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи (Коротов В.М. и др.) выделяют три функции:

- организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

- идейно-воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

- стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений.

Являясь  членом общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем соответствующее положение, осуществляя свою деятельность. Но это не значит, что школьник должен безропотно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Коллектив даёт возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В коллективе формируются социально ценные качества (гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.) и  существенные личностные характеристики (самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности).

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.

При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребенка.

Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания. Общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.

Общественное мнение коллектива для подростка является критерием оценки собственных поступков и собственного поведения. Блонский П.П. писал, отмечая влияние коллектива на формирование личности: детский коллектив является огромной воспитывающей силой к отдельным своим членам. Он регулирует не только общественно-моральное поведение своих членов: он доходит иногда до регламентаций мелочей, вплоть до способа выражаться, носить шапку. Коллектив выделяется отдельными своими членами. Но в случае конфликта с коллективом ребёнок рискует подвергнуться очень сильным мерам воздействия вплоть до насмешек, издевательств, побоев, изгнания.

Непрерывно воздействуя на личность школьника, выполняя функции нравственного контроля за поведением личности, общественное мнение может предупредить возможные нарушения норм поведения.

Такие средства воздействия на личность школьника, как деятельность, соревнование, внушение, эффективно влияют на него постольку, поскольку существует определённая ситуация. Что же касается общественного мнения, то оно оказывает воздействие постоянно, независимо от той конкретной ситуации, в которой находится данный школьник.

Общественное мнение воздействует одновременно и на сознание, и на волю, и на чувства ученика.

Находясь в атмосфере общественного мнения коллектива, школьник испытывает на себе его влияние и не будучи специально объектом его воздействия. Но это влияние значительно увеличивается, когда оно становится объектом целенаправленного воздействия общественного мнения коллектива выраженного в форме одобрения или осуждения. Общественное одобрение утверждает человека в собственной значимости, приносит ему моральное удовлетворение, вдохновение, стимулирует общий подъём.

Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом. Стремление заслужить общественную похвалу вовсе не следует рассматривать как проявление тщеславия и себялюбие, так как оно питается не эгоизмом, а выражает нравственную зрелость, оно говорит о том, что человек высоко ставит общественное мнение, уважает, ценит его.

Однако подросткам не всегда присущи положительные эмоции, вызываемые поощрением похвалой их товарищей. Реакцией могут быть и зависть, и недоброжелательность.

3. Семья как социально – психологический аспект воспитания.

Социологический подход к изучению семьи не сводится к пониманию семьи как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель заданных свыше функций. Она, прежде всего, активный элемент и агент социализации ребенка. Именно в этом контексте можно говорить о воспитательном потенциале семьи.

Существует определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга... Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей...

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший,  родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым и т. д. А это негативно влияет на адаптацию в школе.

Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия и т. д., что также отражается на адаптации ребенка в школе.

«Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит дезадаптацией ребенка».

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции и своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети — мамы, папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедушки... И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-

ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние ребенок испытывает даже тогда, когда он вне дома: в детском саду, в деревне, в школе, в детском лагере. Семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть, выстроена система принципов семейного воспитания:

  1. дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
  2. родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
  3. воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
  4. диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
  5. личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
  6. воспитание должно строиться с опорой на положительное в ребенке;
  7. оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видоизменены... Главное, чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка, т.к. это положительно повлияет на успешность в обучении ребенка.

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста их взаимоотношений во многом детерминируется такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания.

Рассмотрев вопрос о воспитательном потенциале семьи и специфике семейного воспитания, мы пришли к выводу, что на воспитательный потенциал семьи оказывает существенное влияние благосостояние семьи, традиции и ценностные ориентации семьи и профессиональная деятельность супругов. Отсюда следует, что семья является одним из главных социально – психологических аспектов воспитания, тем более что большую часть своего времени ребёнок проводит в семье.

 

Заключение.

В этой работе я рассмотрела вопрос о социально-психологических аспектах воспитания. Постаралась ответить на вопросы о том, что такое воспитание,  как  влияет на развитие личности ребенка общение,  коллектив и семья.

Проведя анализ работ посвящённых проблеме «социально-психологические аспекты воспитания», я пришла к следующим выводам:

1. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, способной к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

 Я считаю, что в первую очередь важно сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. Всё это должно строится на максимальном развитии субъективных особенностей каждого ребёнка.

2. С момента рождения влияния генов, среда, а позже активность самой личности по самовоспитанию тесно переплетаются, формируя личность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду. (И то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в которой они сами выросли.) В результате имеется тесная взаимосвязь между генотипом ребенка и средой, в которой он воспитывается. По мере своего роста ребенок начинает выходить за пределы окружения, создаваемого ему родителями, и выбирать и строить свое собственное. Это последнее, в свою очередь, формирует его личность. Общительный ребенок будет искать контактов с друзьями. Общительная натура подталкивает его к выбору окружения и еще больше подкрепляет его общительность. А то, что нельзя выбрать, он будет стараться построить сам. Это взаимодействие – процесс, посредством которого индивид становится активным агентом развития своей собственной личности. Общительный ребенок, вступая в такое взаимодействие, отбирает и строит ситуации, которые еще больше способствуют его общительности, поддерживают ее. Итак,  наследственность, социальная среда и стремление субъекта к самосовершенствованию в результате дают стержень личности индивида.

3. Процесс развития личности и процесс развития коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, от его уровня развития, структуры межличностных отношений. С другой стороны, воспитанники и есть коллектив. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

4. Семья – это  коллектив, который играет существенную роль в воспитании личности. Роль семьи в воспитании - основная, долговременная. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта роль все более усиливается благодаря эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Только осознание родителями того, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, способствует формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Список литературы

1. Кареев, Н. И. Основы русской психологии/ Подготовка текста, вступ. ст., комментарии И. А. Голосенко: Ин-т социологии Российской Академии наук: С.-Петерб. филиал. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006

2. Токарева, Т. Н. Проблемы личности в психологии// Психология.- 2007

3. Щербаков, С. А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления. – 2007.

4. Кравченко, А. И. Педагогика: Справочное пособие: Для студентов и преподавателей/ – М.: «Московский Лицей», 2006.

5. www.psychol-ok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...