Сенсорные игры
статья по теме

Коновалова Галина Николаевна

Материал знакомит родителей с особенностями сенсорных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_igry2.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорные игры.

Цели проведения сенсорных игр:

-переживание приятных эмоций

-возникновение эмоционального контакта со взрослым

-получение ребенком новой сенсорной информации

-внесение в игру новых социальных смыслов.

Во время сенсорной игры ребенок получает новые чувственные ощущения:

- зрительные (ребенок видит яркие цвета,  их перетекание друг в друга, смешивание)

 -слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, учится их различать)

 - тактильные (ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания)

  -двигательные (ребенок получает ощущения от движения тела в пространстве и ритма движений)

  -обонятельные (ребенок вдыхает и  учится различать разнообразные запахи окружающего мира)

  - вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус продукты питания)

Виды сенсорных игр:

Игры с красками:

 « Цветная вода»- взрослый расставляет на столе прозрачные  стаканы и наполовину наполняет их водой. Обмакивает кисточку в краску одного из основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и разводит ее в стакане с водой. Далее взрослый  предлагает ребенку самому выбрать краску и сделать цветную водичку.

 «Смешиваем краски»- взрослый сливает воду разных цветов в один стакан либо растворяет в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так из желтого и красного цветов получается оранжевый, из синего и желтого-зеленый, из красного и синего-фиолетовый.

«Кукольный обед» - взрослый вместе с ребенком накрывает  на стол, рассаживает игрушки, угощает их различными «напитками». Так,  красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а черная — в кофе.

 «Разноцветный снег»- взрослый вместе с ребенком наполняет бутылку с водой, затем предлагает ребенку развести краску. В крышках при помощи шила делаются отверстия. На улице из таких бутылок взрослый вместе  с ребенком поливает снег, делая его разноцветным.

Игры с водой:

 «Наливаем-выливаем»- взрослый предлагает ребенку поиграть с водой, опускает  ручки ребенка  в воду, водит ими из стороны в сторону. Затем  вместе с ребенком наполняет  водой  различные емкости (банки, чашки, бутылки), переливает воду из одной емкости в другую.

 «Брызгалки» - в теплое время года взрослый предлагает ребенку разбрызгивать воду из водяного пистолета, резиновой груши, бутылочки.

  «Тонущие и плавающие предметы»- взрослый вместе с ребенком бросает в таз с водой предметы  из разнообразных материалов, наблюдая, какие из них тонут, какие плавают. Затем -  стимулирует ребенка достать предметы из воды и разложить их по разным коробкам.

Игры с мыльными пузырями:

«Мыльные пузыри» - взрослый выдувает мыльные пузыри из разнообразных трубочек (коктельной трубочки,  трубы, свернутой из плотной бумаги, небольшой  пластиковой бутылки с отрезанным дном и.т.д.), предлагая ребенку их ловить.

 «Пенный замок»- взрослый  погружает  коктельную трубочку в мыльный раствор,  дует в нее, привлекая внимание ребенка к пенному  облаку. Затем - прячет игрушку в пену, стимулируя ребенка достать ее.

Игры со свечами:

 «Праздник на воде»- взрослый наполняет таз с водой и привлекает внимание ребенка к зажженным  плавающим свечам.

 «Холодно - горячо»- взрослый наполняет столовую ложку водой и держит ее над пламенем свечи. Обращает внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. «Дотрагиваться до огонька нельзя - горячо! А если подержать над огоньком кусочек льда, он  быстро растает»

Игры со светом:

 «Солнечный зайчик»- взрослый обращает внимание ребенка на солнечный лучик, пойманный зеркальцем, как он движется по стене, потолку. Взрослый стимулирует ребенка дотронуться до светового пятна - поймать зайчика.

Игры с крупами:

 «Рисование по крупе» - взрослый рассыпает мелкую  крупу  тонким слоем на однотонном ярком подносе.  Проводит пальчиком ребенка по крупе, предлагая порисовать.

 «Прячем ручки» - взрослый насыпает крупу в глубокую миску, предлагая ребенку спрятать руки в крупу, пошевелить пальчиками, потереть ладошки друг о друга, просеить через сито. Прячет на глазах у ребенка маленькую игрушку и стимулирует  к поиску - разгребая крупу ладонями или копая совочком.

 «Пересыпаем крупу»- взрослый предлагает ребенку пересыпать крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую.

 «Вкусная кашка» - добавив в манную крупу воды, взрослый вместе  ребенком варит «кашку» для куклы, а затем кормит ее.

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной): 

«Мнем и отщипываем»- взрослый предлагает ребенку  подержать в руках брусок пластилина, помять пальчиками, отщипнуть несколько кусочков. В следующий раз взрослый дает ребенку кусочек теста, затем - глину. Обращает внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами.

«Надавливаем и размазываем»- взрослый учит ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке (в результате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) получаем пластилиновую линию. Поначалу взрослый  действует руками ребенка, затем предлагает малышу попробовать делать это самостоятельно.  

« Скатываем шарики, раскатываем колбаски»- взрослый показывает ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями. Поначалу взрослый действует руками ребенка. Затем предлагает малышу попробовать делать это самостоятельно.

 «Пластилиновые картинки»- взрослый предлагает ребенку сделать простые изображения из пластилина - «конфетки», «ягодки», «траву», «дождик», «снег» и др.

Игры со звуками:

«Постучим, погремим»- взрослый обращает внимание ребенка на окружающие его звуки и учит извлекать их из различных предметов. Например,  стучит  деревянными или металлическими ложками друг о друга, проводит палочкой по батарее, стучит  костяшками пальцев по стеклу, бросает мелкие предметы в трубу.

«Найди такую же коробочку» - взрослый знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной крупой: «Коробочка гремит». Затем предлагает ребенку найти такую же среди 2-3 одинаковых по внешнему виду (с разными наполнителями-монетками, спичками, песком и др.) 

«Музыканты» - ребенок  под руководством взрослого знакомится с детскими музыкальными инструментами - бубном, барабаном, металлофоном, дудочкой, гармошкой, учится играть на них, использовать в сюжетных играх.

Игры с движениями и тактильными ощущениями:

«Догоню-догоню» - взрослый делает вид, что пытается поймать ребенка, тот с визгом убегает.

«Змейка» - взрослый берет ленточку  (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения, отходит от ребенка, предлагая ему догнать «змею»: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!»

«Самолетики» - взрослый  кружит ребенка в воздухе — «Полетели, полетели!», затем опускает на диван или на пол — «Приземлились...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном семинаре "Сенсорные игры как способ развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья"

Выступление на тему :"Включение сенсорных игр в логопедические занятия  при работе с детьми I -II уровня речевого развития"...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей)...

Сенсорные игры для младших дошкольников

Необходимость сенсорного воспитания младших дошкольников. ...

Сенсорные игры как средство коммуникации с аутичным ребенком

Сенсорные игры как средство коммуникациис аутичным ребенком...

Сенсорные игры для детей с РАС

Сенсорные игры для детей с РАС...

Сенсорные игры в работе с детьми с РАС

Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним и позволит успешно решить следующие задачи:- переживание ...

Сенсорная игра " Волшебная коробочка"

Игра для детей младшего дошкольного возраста...