Родительское собрание "Острые углы семейного воспитания"
план-конспект занятия по теме

Толмачева Наталья Александровна

Родительское собрание направлено помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье и способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_ostrye_ugly_semeynogo_vospitaniya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     «Самый классный классный» Толмачева Н. А. МОУ СОШ №7

Родительское собрание

по теме:

                            Разработала

                                  Толмачева Н. А.

                                        учитель технологии  

                                  МОУ СОШ №7

«Острые углы семейного воспитания»

Цели собрания:

  1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
  2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
  3. Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.

Форма проведения: обучающий семинар.

В ходе родительского собрания используется компьютерная презентация.

Ход собрания.

1 Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях родителей и подростков в семье.

2 Я хочу показать вам цветок. Это роза.

Роза прекрасный благородный цветок. Недаром она считается царицей в  мире цветов. Бывает разной по размерам, но всегда имеет шипы, требует к себе бережного отношения. Ее можно сломать, засушить. Но чтобы роза расцвела и радовала глаз она должна вырасти из здорового семени. Ей нужны крепкие корни и благодатная почва. Ее нужно любить и за ней нужно ухаживать.

Подумайте, чем роза похожа на подрастающего ребенка?

Все люди разные. И все семьи разные. И все дети разные. Это естественно. Но, как часто мы склонны об этом забывать и искать помощи, в каких – то общих рекомендациях: «Ребенок должен,… Положено, чтобы ребенок…»

Ребенок изначально ничего не должен, ничего ему не положено. Это мы, родители, должны создавать ему условия для нормального развития, научить его жить среди людей, понимать их чувства, желания и действия.

Быть подростком сегодня особенно тяжело. Общество внесло в жизнь молодежи такие проблемы, которые не переживали их родители в своей юности. Падение идеалов,  преступность, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, приводят к многочисленным конфликтам. В том числе между родителями и детьми.

Детям хочется тепла, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты.

3 Многие ссоры между родителями и детьми происходят из – за:

  • Территориальных прав: ребенок может не понимать, что квартира не является его полным владением;
  • Денежных прав: ребенок не хочет понять, что родители работают и зарабатывают деньги не только для удовлетворения потребностей ребенка;
  • распоряжения свободным временем, учебой, выбора друзей и т. д.

4 Если вы хотите предупредить конфликты со своим ребенком, то:

  1. Разделяйте его интересы.
  2. Старайтесь слушать музыку, которую слушает ребенок.
  3. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка и приветливей встречайте их в своем доме.

4. Создайте доверительный контакт со своим ребенком.

Однако, подростки с одинаковым неодобрением относятся как к авторитарным родителям, так и к безвольным, не ставящим никаких ограничений.

Однако установить границы допустимого поведения необходимо и вполне возможно.

 Это очень важно, поскольку вы можете ясно видеть наличие проблемы, а подросток может и не отдавать отчета в ее существовании.

5 Вам следует  тактично объяснить ребенку:

Что происходит на самом деле

Рассказывая о происходящем, начинайте с фраз: «Я замечаю, что...» или : «Когда ты...», а затем говорите только о действиях, не говорите о личности или образе жизни подростка. Личные выпады («ты бессовестный...», «ты никогда не думаешь о других...» и т.п.) заставят ребенка уйти в оборону. Придерживайтесь конкретных деталей и говорите о том, что произошло на самом деле.

Например: «Коля. Я заметила, что когда твои друзья ушли вчера вечером, на кухне осталась грязная посуда».

Объясните ребенку:  Как это касается вас,  каким образом его поступки затрагивают вашу жизнь. Здесь очень важно удержаться от обвинений.

Например: « Я была сердита, так как ты не предупредил о приходе гостей». 

Расскажите ребенку: Чего вы хотите

И хорошим  началом будут слова: «Меня б устроило, если...» или « Я предпочитаю..».

Слово «хочу» предполагает отсутствие компромисса, и ребенок может воспринимать как очередную попытку руководства с вашей стороны.

Продолжение примеров: « Я предпочитаю знать заранее о приходе твоих друзей. И было бы лучше, если гостей ты примешь в своей комнате. Кроме того, я буду благодарна, если ты вымоешь посуду перед сном».

Покажите подростку свою веру в его способность действовать разумно и принимать решение самостоятельно.

Конечно, можно получить и отрицательный ответ. Не отступайте. Подросток может молчать, обвинять вас, смеяться над вами или менять тему разговора.

Постарайтесь не сердиться,  сохраняя спокойный тон.

Если вы достигли договорённости, то завершите этот этап чёткой формулировкой вашего соглашения и поблагодарите подростка за содействие.

 Если эти проблемы возникнут ещё раз, то их можно решить уже быстрее, вернувшись к вашему соглашению. Даже если подросток вначале держит данное вам слово, достаточно часто через некоторое время всё возвращается в старую колею.

6 Но ваша задача - стоять на своём и твёрдо выдвигать разумные требования.

1. Говорите с подростком по возможности сразу же после события, вызвавшего ваше недовольство.

2. Говорите спокойно.

  3. Подросток может возражать, говоря: «Я сыт твоими придирками, я не обязан …». Не паникуйте, не сердитесь и не сдавайтесь.

  4.Лучше проявите понимание чувств ребенка и повторите пожелание: «Я понимаю, что это раздражает тебя, и звучит как придирка. Будь добр, вымой посуду».

  5. Используйте метод «испорченной пластинки», постоянно возвращаясь к короткому заявлению. Будьте готовы поставить свою «испорченную пластинку» не меньше десяти раз. Тон должен быть спокойным и вежливым.

7. Если ваша просьба удовлетворена только после пятнадцатого раза - не забудьте должным образом оценить поступок: «Спасибо. Я рад, что ты это сделал».

Ваша цель - создать атмосферу взаимной ответственности. Даже если ваш ребенок не согласился с вашими требованиями, главное то, что вы не испортили отношения  ссорами, криками и взаимными оскорблениями.

7 Анализ решения конфликтных ситуаций:

Я хочу предложить вам различные ситуации, которые могут возникать между родителями и подрастающими детьми. (Раздать по группам ситуации)

Давайте попытаемся найти выход из этих ситуаций.

Выходы из конфликтных ситуаций могут быть конструктивными, приводящими к пониманию, и деструктивными,  приводящими к усугублению конфликта. Какой бы выход из ситуации не получился самое главное сохранить добрые дружеские отношения с ребенком.

Думаю, что вы уже ознакомились и обсудили ситуации, давайте начнем с 1ой ситуации

8 Ситуация 1  Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”

9 Ситуация 2  Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”

10 Ситуация 3  У ребенка много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!» Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — «мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!» Как решить подобную ситуацию?    

11 Ситуация 4  После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.

12Ситуация 5  Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

Я уверена, если продолжить анализ этих ситуаций, то найдется еще множество выходов из них. В жизни, конечно, тяжело следовать этим советам, но мы должны к этому стремиться ради наших детей.

13 Давайте вернемся к розе и теперь посмотрим: чем же ребенок похож на розу?

14 Ребенок прекрасен как прекрасна любая роза. Ребенок имеет свои недостатки, такие как роза имеет шипы. Корнями ребенка являются генофонд, состояние здоровья, задатки, характер, семья. Как розу можно легко сломать, засушить, так и в ребенке легко можно убить личность словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему. И мы родители должны стремиться вырастить своего ребенка по законам гармонии и красоты.

В конфликтных ситуациях ершистыми и колючими наших детей делают те отрицательные чувства, которые они испытывают. Это: тревожность, чувство незащищенности, обиды.

Как помочь им справиться с этими чувствами?

14 Давайте обратимся к опыту предков.

С давних времен рыцари изображали герб на щите, а во время рыцарских турниров, для придания сил и смелости выкрикивали свой девиз.

Зрители, взглянув на герб, без труда могли узнать человека, лицо которого было закрыто шлемом. В те времена люди обязаны были уметь «читать» герб.

Гербы можно называть языком эпохи. Людям, понимающим их язык, они многое расскажут о своих хозяевах: городах, королях, рыцарях.

 Каждый человек должен располагать внутренними ресурсами противостояния опасностям. Давайте, изобразим свои ресурсы символически в виде рисунка личного герба. Они станут, как щит и меч, надежной защитой и опорой в различных жизненных ситуациях.

У вас на столах лежат распечатанные макеты герба. Герб разделен на 5 полей.

На первом поле герба нарисуйте то, что вы умеете делать лучше всего.

На втором поле нарисуйте место, где вы чувствуете себя хорошо, уютно и безопасно.

На третьем поле — самое большое достижение.

На четвертом — трех людей, которым вы можете доверять.

На пятом поле напишите три слова, которые хотите о себе слышать.

       На флажке внизу герба запишите и продолжите три предложения:

1. Я горжусь собой, потому что...

2. Я горжусь собой, потому что ...

3. Я горжусь собой, потому что ...

Обязательно найдите три разных повода гордиться собой.

Посмотрите на ваши гербы.

Где и как теперь можно использовать свой герб?

  • Если вам скучно и грустно, если вы в бездействии и опускаются руки, то вы можете обратиться к первому полю герба, где изображено то, что вы можете делать лучше всего.
  • Если вы испытываете чувство страха, если вам тревожно, вы устали. Посмотрите на второе поле герба. Даже мысленное пребывание в месте покоя и безопасности поможет восстановить силы, отдохнуть.
  • Когда охватывают сомнения и неуверенность вам поможет напоминание о вашем самом большом достижении, которого вы добились сами.
  • Люди, нарисованные в четвертом поле, напоминают вам  - вы не одиноки. Есть кому вас выслушать и помочь.
  • И обратимся к вашим личным девизам, которые раскрываются тремя предложениями, начинающимися со слов: «Я горжусь собой...», а также в тех трех словах, которые вы хотите о себе слышать. Когда вам бывает горько, обидно, страшно, то для поддержания духа вспоминайте и говорите себе эти слова.

Этот герб ваше орудие защиты, но он сможет стать и орудием победы, если вы преодолели какую-нибудь жизненную ситуацию, тем самым вы стали сильнее, умнее и мудрее.

Теперь вы знаете, что в трудные минуты можно найти помощь в самом себе. И хочу вам предложить выполнить это упражнение дома. Собравшись в кругу семьи, вы можете нарисовать герб семьи, руководствуясь вот этой рекомендацией. 16 К примеру у вас может получиться вот такой вот герб семьи. А с ребенком можете выполнить личный герб ребенка.

Оформите свои гербы. Все-таки это ваша визитная карточка. Обсудите в семье,  с ребенком, где бы вы хотели разместить свои гербы.  

Еще я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советам, то сможете избежать конфликтных ситуаций.

В заключении  мне бы хотелось прочитать вам притчу:

Один богач проснулся однажды утром в сильном волнении. Ночью ему приснился сон, как будто он один за другим теряет все свои зубы. Расстроенный господин потребовал к себе лучшего толкователя снов. Тот явился, выслушал рассказ и сообщил:

- Господин, сон несет нам печальную весть: один за другим уйдут из жизни все близкие тебе люди!

...Толкователь снов был выброшен на улицу да еще и побит палками. Взамен первого нашли богачу другого толкователя. Тот явился во дворец, выслушал рассказ и сказал:

- Прекрасные известия для господина, да продлится жизнь твоя! Сон говорит о том, что ты переживешь всех своих близких.

Богач остался доволен ответом и отпустил толкователя снов с полным кошелем золотых монет.

Слуги, бывшие свидетелями обеих встреч, в недоумении обратились к предсказателю с вопросом, почему, сказав богачу то же самое, он выходит из дворца с наградой, в то время как его предшественник был изгнан и бит.

- Все зависит от того, как сказать то, что сказано, - ответил мудрый человек и покинул дворец.

Уважаемые родители! Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что в жизни есть добро и зло, радость и печаль, взаимопонимание и недоверие. Главное сохранять в своей душе прекрасные, добрые чувства и уметь дарить их своим близким.

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "ГУМАНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ"

Гуманизация - очеловечивание воспитания: признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека; создание условий для проявления его способностей, ...

РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

РОДИТЕЛЬСКИЙ  АВТОРИТЕТ В СЕМЕЙНОМВОСПИТАНИИИ.С.Латынцева, учитель русского языка и литературы              Родительская семья счи...

Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.          А. Макаренко...

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Небольшая аннотация о стилях воспитания...

Заседание родительского клуба "Острые углы семейного воспитания"

"Семинар-практикум для родителей детей "группы риска" на тему "Мой родительский багаж"...