"Нравственное воспитание - фундамент будущего общества".
статья по теме

Макарова Нина Алексеевна

Выступление на родительском собрании в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание - фундамент будущего  общества.

Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было важнейшей составляющей  воспитательной системы.  Забота о нравственности учащихся, о формировании  личности ребенка  в советской школе поддерживалась и общественными организациями, и семьёй, и обществом в целом. Казалось, что процесс этот успешен. Почему  же на каждом шагу, каждый день мы видим  поведенческие проявления далекие от тех, которые воспитывали педагоги, почему безнравственность стала не просто  обычным явлением, но и воинствующей нормой?

В современном мире остро ощущается дефицит позитивных ценностей, а бытиё, как мы знаем, определяет сознание. Реальное воспитание зачастую отличается от благих пожеланий педагога. Если ребенку внушают одно, а  жизнь постоянно преподносит ему прямо противоположенное, то ни о каком полноценном воспитании речи быть может. Так было раньше, так дело обстоит и сейчас. «Двойные стандарты», известные нам с советских времен, породили те уродливые явления, которые мы видим сейчас. А что же изменилось с тех пор? Да ничего. Фальшь  на каждом шагу: в школе, в семье, в средствах массовой информации. Может ли школа противостоять этому, когда сама система образования приходит в резкое противоречие с проповедью нравственного поведения? Расхождение идеала и реальности закрепляется в сознании ребенка и связь излагаемого  материала с жизнью становится ещё более опосредованной и запутанной. Мы говорим о необходимости получения знаний, а на деле – «натягиваем тройки», мы говорим о том, что необходимо прилежно учиться, что бы быть успешным, а ребёнок постоянно слышит о коррупции в ВУЗах, да и в реальной жизни успешны далеко не те, кто имеет хорошее образование.

Ну а все ли хорошо в самой методике нравственного воспитания, судя по результатам – нет. Известный тезис, что «образование воспитывает» и «воспитание обучает», справедлив лишь  в общем виде, и плохую услугу воспитанию оказали те, кто  делал из него  неверные выводы. Воспитание требует целенаправленного воздействия, а образование невозможно без формирования способности мыслить, рассуждать. Получается  же так, что правильное обучение, формирование понятий уже само по себе предполагает эффективность воспитания, ибо противоположности не могут существовать друг без друга: где есть одна противоположность, там обязательно присутствует и другая. Отождествление воспитания с обучением, превращение воспитания в сопутствующую функцию чревато самыми серьёзными неприятностями. Именно здесь надо искать причину бездуховности  и падения интеллектуального уровня.

Когда подлинное воспитание подменяется рационально-логической проповедью, то получается двойной результат: воспитание приобретает формальный, оторванный от жизни характер, а образование берется за несвойственное ему дело. И в том, и в другом случае происходит распыление творческих сил и возможностей, как самого педагога, так и его учеников.

Воспитание в школе чаще всего сводится к формированию знаний, умений и навыков нравственного поведения, к совокупности этих элементов. Неверно, что знания обязательно превращаются в умения и навыки. Сплошь и рядом это не происходит, в том числе применительно к нравственному развитию личности. Ориентация лишь на знания, умения и навыки – свидетельство расчленения и упрощения самого процесса, и такой подход был методологическим и методическим основанием печально известной практики «инженерии человеческих душ». Методы воспитания, наиболее часто применяемые, такие как: приучение, упражнение, одобрение, осуждение, поощрение, наказание, - носят в большинстве случаев, эмпирический характер.  За этими методами теряется личность учителя и ученика, живое общение между ними. А ведь личность учителя – «универсальный» метод воспитания.  Здесь и подражание, и сопереживание, и сотрудничество Встреча с талантливым педагогом и даже кратковременное общение с ним может оказать на ребёнка в несколько раз более сильное воздействие, чем каждодневное нравоучение. Надо ли здесь говорить о том, каково отношение к учителю в современном обществе, каков сейчас социальный статус учителя? Школа не существует вне общества, поэтому претензии исключительно к педагогике и педагогам по поводу кризисного положения в воспитании подрастающего поколения несправедливы. Д о тех пор, пока не будут решены основные общественные проблемы, в том числе и экономические, пока  не будет сформирована национальная идея, вряд ли можно надеяться на нравственное обновление.  

Безусловно, необходим и поиск новых воспитательных средств. Но коренное обновление методик возможно только на обновленной основе. Мы находимся в переходном, довольно длительном периоде, и, порой, теряем ориентиры. Хочется опереться на старые, привычные методики, но, как видим, их результаты не всегда соответствуют ожидаемым. Новые процессы   в воспитании тормозятся инерционными силами организационно – административных и кадровых структур образования. Реальные жизненные процессы неоднородны и противоречивы. Они зачастую оказываются вне зоны действия инструктивно – методических документов, регламентирующих  учебно – воспитательный процесс, но игнорировать их мы не можем. Сегодня надо учить ребят анализировать и нормально воспринимать иную точку зрения, уважать другое мнение, аргументировать собственные доказательства, искать взаимоприемлемые решения, тогда мы встанем на путь «диалога» с ребёнком, который поможет положить основу общечеловеческому  нравственному началу в воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества

Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...

Важность нравственного воспитания личности в современном обществе

Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой    культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, поли...

Важность нравственного воспитания личности в современном обществе

Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой    культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, поли...

Программа духовно-нравственного воспитания "Наше будущее - Россия"

Программа внеурочной деятельности творческого объединения «Наше будущее – Россия» (духовно-нравственное  направление развития личности) разработана в соответствии с  Федеральным государствен...

Статья "Проблема нравственного воспитания в современном обществе"

В статье приведены основные проблемы совремнного общества и пути их разрешения....

«Здоровьесберегающая педагогика как фундамент будущих достижений обучающихся».

laquo;Здоровьесберегающая педагогика как фундамент будущих достижений обучающихся»....

«Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества» Агрессивное поведение у детей в обществе.

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:“Агрессия – деструктивное поведен...