Советы родителям гиперактивных детей
статья (10 класс)

Ракчеева Наталия Александровна

Советы родителям гиперактивных детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям гиперактивных детей.

 

  • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это поможет укрепить уверенность  в собственных силах.
  • Избегайте постоянных слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите мягко, сдержанно, спокойно.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для укрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 
    Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должны соответствовать этому распорядку. 
    Избегайте по возможности скопление людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.



Предварительный просмотр:

D:\Вебинары\19-20\LOGO Znanio-01.jpg

Как подготовить старшеклассника

к успешному обучению и сдаче экзаменов

Актуальность проблемы переходных этапов школьного обучения заключается в неподготовленности детей к изменяющимся условиям, требованиям и нормам, которые ожидают их во время обучения в школе: для дошкольников это период поступления в школу, для учащихся четвертых – окончание первой ступени обучения, для учащихся пятых классов – переход из начальной школы в основную, для учащихся выпускных классов – сдача экзаменов и принятие решения о дальнейшей траектории обучения.

Учащимися выпускных классов необходимо определиться с жизненной позицией в выборе будущей профессии, подготовиться и максимально успешно пройти экзаменационные испытания как в школе, так и в учебных заведениях. В этот период школьники испытывают высокую нагрузку учебную и психологическую. Они понимают, что от того, насколько успешно будет пройден данный этап, напрямую зависят их дальнейшие успехи в жизни.

От эффективности прохождения ребенком одной ступени обучения зависит его успешность на каждой последующей ступени. Задача взрослых ― облегчить детям трудности переходных периодов, помочь стать успешными. Основной задачей учителя является всевозможная помощь ребенку во всестороннем формировании личности, усвоении учебных программ и подготовке к переходным этапам школьного обучения. Задача родителей ― попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей определенного возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности, поддерживать спокойную и комфортную атмосферу в доме. Ребенок должен ощущать поддержку и помощь со стороны родителей.

 Поступление в первый класс, переход в основную школу, переход в старшую школу, сдача экзаменов – это сложные этапы не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Давайте попробуем разобраться, как подготовить ребенка к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Выпускные классы знаменательны для любого школьника порой итоговых экзаменационных испытаний. Именно от результатов этих испытаний зависит дальнейшее профессиональное становление ребенка.

За последний год в школе нужно многое успеть: подтянуть балл аттестата, сдать школьные экзамены, подготовиться к поступлению или переходу в десятый класс, а ещё последний звонок и выпускной, к которым ученики выпускных классов относятся с полной ответственностью и активно готовиться к ним на протяжении всего года.

Происходит изменение ведущего вида деятельности. Если в среднем звене ведущим видом деятельности было личностное общение, то в старшем школьном возрасте – подготовка к профессиональной деятельности.

Изменяется отношение и к отметке – она утрачивает свою побудительную силу. Для старшеклассника важен средний балл аттестата, но на первое место выходят знания, которые в значительной степени обеспечивают будущее.

В этом возрасте происходит формирование ценностно-смысловой сферы и внутренней позиции: осознание основных мотивов учения, которые формируются на основе профессионального определения (выбор предметов, необходимых для поступления или дальнейшего обучения).

Юношеский возраст характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию. Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров.

Под воздействием данных факторов старшеклассник постоянно пребывает в стрессовом состоянии, которое накапливается и мешает справляется с большим объемом информации и собраться с мыслями в самый ответственный момент. Волнение может выражаться по-разному: от истерик, до демонстрации показного равнодушия. Это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта.

Так как для старшеклассника важным моментом является сдача государственной итоговой аттестации, то педагогу и родителям необходимо акцентировать внимание именно на эти составляющие:

- информационная готовность (информирование о ходе проведения экзамена, правилах поведения, правилах заполнения бланков и т.д.);

- предметная готовность (готовность продемонстрировать результаты обучения по определенному предмету с учетом его специфики);

- психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Учителя в выпускных классах не всегда могут обеспечить необходимую помощь своим ученикам. Они обязаны следовать учебному плану и выполнять требования к результатам обучения по предмету.

Для достижения наиболее эффективной работы по усвоению необходимого материала и подготовке к экзаменам рекомендовано привлекать родителей школьника. Конечно, родители зачастую не готовы заниматься обучением детей, но от них этого и не требуется. Необходимо, чтобы все сложности, которые возникают дома у выпускника, связанные с процессом обучения или каким-либо образом влияющие на него, своевременно замечались и разрешались.

Родители учеников могут обращаться за помощью к учителям-предметникам для наверстывания упущенного материала, грамотно использовать медиасредства, правильно организовать комфортный процесс обучения дома, создать благоприятную и доверительную атмосферу в семье. Ребенок должен понимать, что дома ему готовы помогать с любыми трудностями.

В то же время следует помнить, что в шестнадцать лет у молодого человека сформирован свой собственный стиль учебной работы. Поэтому учителю и родителям не стоит строго регламентировать процесс учения, более результативно будет, если старшекласснику предоставить бо´льшую самостоятельность, чтобы формирование учебных навыков было ориентировано на личностные особенности ученика.

В ходе подготовки к экзаменам целесообразно будет применение компьютерных технологий. Это позволит не только систематизировать усвоенные знания, но и подготовиться к экзамену в более короткие сроки.

В процессе сдачи экзаменов большую роль играет понимание того, что надо делать. В психологии известен тот факт, что если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным. Для этого необходимо, чтобы учащиеся знали структуру экзаменационных заданий, а навыки работы с данной структурой отрабатывались в процессе учебных занятий. Зная типовые конструкции, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции.  Учителю следует проводить основную часть работы не перед самим экзаменом, а заранее, использовать в работе опорные конспекты, ведь дети хорошо усваивают содержание материала через данную форму деятельности, она эффективна для систематизации материала.

В процессе подготовки к государственной итоговой аттестации большую роль будет играть тесное взаимодействие с родителями: необходимо, чтобы родители понимали всю важность своей ответственной миссии в поддержке и помощи ребенку, понимали какую помощь они могут оказать.

Очень часто взрослые заблаговременно уделяют внимание информационной и предметной готовности, а вот на психологическую готовность обращают внимание только перед экзаменом, когда у ребенка ярко проявляется стрессовая ситуация.

Важным фактором успеха является уверенность в себе. Ее невозможно сформировать в оставшийся до экзамена промежуток времени, т.к. это достаточно длительный процесс тренингов, консультаций и корректировки взаимоотношений. Поэтому надо учить ребенка справлятиься с волнением.

Следует уделять внимание развитию навыков саморегуляции и самоконтроля у выпускников. Эти навыки позволят учащимся более спокойно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной деятельности, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Рекомендации родителям по взаимодействию с ребёнком выпускного класса, его психологической поддержке

Родителям следует стараться создать комфортное внутрисемейное взаимодействие: модель доверительного и уважительного общения поможет раскрыть переживания и возможные причины тревожности у ребенка.

Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Будьте справедливы с вашим ребенком, где нужно проявляйте твердость, но не выступайте в роли судьи.

Старайтесь повысить уверенность ребенка в себе, так как чем больше он боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является измерителем его возможностей.

Контролируйте режим подготовки ребенка к занятиям, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме родителей, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния, связанное с переутомлением.

Помогите ребенку определиться с будущей профессией, поговорите о его интересах, разберите, что именно предполагает та или иная профессия. Необходимо сформировать у ребенка понимание и адекватное восприятие своих возможностей и профессиональных перспектив. Найдите вместе подходящие варианты и определите школьные предметы, которым стоит уделить особое внимание.

Очень полезным навыком будет умение планировать свой день. Мы рекомендуем начать планировать день для всей семьи. Для этого попробуйте создать SCRUM-доску. Здесь вы сможете дополнить список дел, переместить дела, увидеть уже сделанные или потерявшие свою актуальность.

Любое дело/задачу запишите на стикере.

Потом спланируйте, в каком порядке их выполнять.

У каждого члена семьи свой цвет стикера.  В течение дня стикеры «путешествуют» по колонкам, в зависимости от состояния готовности.

Какие могут быть колонки?

Рекомендуют следующие колонки:

- «Бэклог». Сюда помещаем несрочные задачи, т.е. те, которые обязательно нужно сделать, когда будет позволять время.

- «Нужно сделать». Здесь собираем список конкретных дел, которые должны быть выполнены. Сюда перемещаем задачи из бэклога, которые «дождались своего часа».

- «Делаю». Тут все просто – это список дел на сегодня.

- «Проверка». Сюда перемещаем законченные дела, если они кем-то поручены. После проверки стикеры или возвращаются в колонку «Делаю», или «Готово». Например, вы сделали домашнее задание и отправили на проверку. Если все сделано верно – в колонку «Готово», если есть ошибки, то нужно еще поработать над материалом, поэтому возвращаем в колонку «Делаю».

- «Готово». Здесь оказываются сделанные задачи. Это финальная стадия «жизни» стикера.

Какие у будут колонки – решать вам, но разделы «Нужно сделать», «Делаю» и «Готово» — основные.

Дорогие взрослые, помните, что даже у старшеклассника должно оставаться достаточно времени для радости, отдыха и общения.

Научитесь планировать день так, чтобы на все хватало времени, открывайте для себя новые интересные занятия, учитесь, общайтесь, саморазвивайтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей гиперактивных детей

При воспитании в семье гиперактивного ребенка близкие должна избегать двух крайностей: ...

Советы родителям гиперактивных детей

Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей...

11 советов родителям гиперактивных детей

Простые, но важные советы, котрые помогут в общении с гиперактивным ребенком...

Советы родителям гиперактивных детей

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гипе...

Советы родителям гиперактивного ребенка

Общие рекомендации родителям гиперактивного ребенка....