Консультация для родителей - Развитие фонематического слуха ребенка.
консультация на тему

Варзина Ольга Владимировна

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вы считаете, что у вашего ребёнка есть речевые проблемы?

       

       Логопед поможет Вам оценить сложившую ситуацию. Отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении, какие стороны речи и психической жизни необходимо развивать. Дело в том, что речь тесно связана с ритмическими способностями, координацией движения и мелкой моторикой, слуховым вниманием.

Логопед знает, как:

  • научить  ребёнка правильно произносить звуки;

      Коррекция звукопроизношения – самый распространённый вид работы логопеда.

     Самым распространёнными недостатками речи у дошкольников, являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить, тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными  причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твёрдого нёба, массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

     Работа по исправлению произношения звуков состоит из трёх основных этапов:

  • подготовительного этапа (тренировка движений органов артикуляционного  

               аппарата);

  • этапа  появления звука (постановка звука);
  • этапа усвоения звука  в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, в  

               словах, фразах, стихах и рассказах).

  • развивать фонематическое восприятие;

    Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?

     Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи – фонемы.

     Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том  числе слоговой структуры слова. Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.  

      Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцируют) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

      Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребёнка?

     Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребёнок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са; та-да-та; ра-ла-ра; са-за-са; жук-сук; том-дом-ком, день-тень-пень; Паша-наша-ваша; бак-мак-лак.  Если у ребёнка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

  • расширять словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и другое);

      У ребёнка  с нормальным речевым развитием к пяти  годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка. Он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочиненные сложноподчинённые  конструкций, правильно согласовывать слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и прочее. Словарь пятилетнего ребёнка составляет 3-4 тысячи слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество.  Иная картина наблюдается у ребёнка  того же возраста с общим недоразвитием речи.  Словарный запас не превышает 1.5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).  Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

  • работать над умением составлять рассказы, пересказы;
  • обучить ребёнка грамоте, чтению и письму;
  • справиться с проблемой нарушения чтения, письма – дислексией    

                и дисграфией;

  • формировать слоговую структуры слова;

     Если  в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит,  структура  слова воспроизводится неверно.    До трёх лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребёнка не нужно.

      В возрасте 4-5 лет указанные  явления, являются  сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребёнку требуется помощь специалиста – логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.

      Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребёнка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковорода, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

  • безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку);

    Что делать, если у  ребёнка укорочена уздечка?

     Укороченная уздечка ограничивает движение языка, это мешает нормальному произношению звуков [Л]-[Р]. Вам могут предложить её “подрезать”, однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку  можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребёнка, и через  несколько занятий уже будут заметны результаты.

     И всё же в некоторых,  довольно редких случаях, хирургическая помощь остаётся единственным решением.

  • проводить логопедический массаж

Что такое логопедический массаж и зачем он нужен?

Логомассаж – нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей и взрослых, страдающих тяжёлыми речевыми расстройствами. В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щёк, скул, мягкое нёба с помощью комплекта специальных зондов.

     Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики, значит и произношения. Работа начинается с обследования артикуляционного аппарата: жевательных, мимических мышц, мышц языка, губ, щёк, мягкого нёба. Делаются выводы о том, какие мышцы или группы мышц поражены и в какой степени. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести  речевого дефекта, возраста и индивидуальных  особенностей ребёнка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Что же такое фонематический слух?

     

      Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.

     В отличии от звуковысотного (музыкального) слуха, направленного на развитие звуков разной высоты, фонематический слух «обслуживает»  различение фонем – частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением, понимание смысла ударений в словах и так далее. В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесённые на разной высоте, обозначают разные предметы.  В русском языке  – фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука. Тем не менее, нужно научиться, не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слов – суффиксов, префиксов и так далее.

      Попробуем представить себе, как мы взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей – они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями  произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научить узнавать звуки, как в начале, так и в конце и, что труднее всего в середине слова.  

     Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо “дом” – “том”); звук –[Р] на [Л] и обратно (вместо “три” – “тли”);  звук [М] - [Н] и обратно; шипящие свистящими (вместо “здорово” - “ждорово”) и другое.

      В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению. Очень важно не упустить время и научить ребёнка основам грамотности.

«Эхо»

       Игра служит для развития фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоём или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или в лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.

      Затем назначается ведущий – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем перейдите к трудным и длинным (например: «ау», «скорее», «бурелом»). Попробуйте предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы: «Я пришёл к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало!». Если «Эхо» ответило по кругу, водящим назначают следующего игрока.

«Заколдованное слово»

 Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Ведущий- взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки, слова правильно называются  в нужном порядке, слово считается спасённым, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причём взрослый всегда остаётся ведущим, дети исполняют роли спасателей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка (именно тогда могут быть спасены буквы).

Взрослый называет слово-жертву заключения, а спасатели должны  внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трёх-четырёхбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например: «расколдовываем» слово: «яблоко» –«я-б-л-о-к-о».

«Живая азбука»

      Игра для развития звукового различения.  Перед детьми раскладываются карточки с изображением предметов  вверх картинкой. Используются также две карточки с изображением букв. По команде, дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберёт больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока не будут  разобраны. Пары букв:  

[З]-[Ж];  [Ч]-[Ц];  [Л]-[Р];  [С]-[Ц];  [Ч]-[С];  [Щ]-[С];  [С]-[З];  [Ш]-[Ж].

Возможные проблемы нарушения речи

   

     Родители! Будьте внимательны к развитию ребёнка в раннем возрасте! Вмешательство специалистов на ранней стадии может ограничить развитие нарушения, быстрее решить проблемы и исключить или уменьшить нежелательные последствия нарушений речи.

     Симптомы, указывающие на необходимость консультации логопеда:

  • если  малыш не может или почти не может сосать или глотать;
  • если были трудности при переводе ребёнка с жидкой пищи на твёрдую;
  • если не ясно, может ли ребёнок пить;
  • если затруднено жевание;
  • если ребёнок постоянно пускает слюни, то есть, если почти нет или недостаточно развито непроизвольное глотание;
  • если есть расщелина нёба или другие органические нарушения в полости рта;
  • если у ребёнка психомоторная задержка;
  • если ребёнок постоянно держит рот открытым;
  • если разные поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости влияют на развитие челюстей, зубов, губ, языка и нёба;
  • если возникают проблемы артикуляции вследствие нарушений движений языка и губ;
  • если стоматолог отмечает аномалии зубов и челюстей как следствие патологических привычек.

В логопедической практике выделяют три группы нарушений:

  • Нарушение питания и глотания.
  • Поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости.
  • Нарушение контроля слюноотделения.

Нарушения питания и глотания

              Некоторые трудности при питании и питье замечаются сразу же после рождения или в раннем возрасте, когда ребёнок не может правильно сосать или глотать из-за врождённых нарушений (например: из-за расщелин нёба). Иногда у недоношенных детей не хватает активности и силы для сосания. У детей с мозговой дисфункцией могут быть недостаточно развиты рефлексы, связанные с питанием. В некоторых случаях этих детей переводят зондовое питание. Дети с врождённой расщелиной нёба во многих больницах обеспечиваются обтураторами, что решает проблемы сосания и глотания.

     Проблемы питания и питья могут выявляться и на более поздних стадиях развития:

  • может быть затруднено кормление ребёнка с ложки, потому что малыш постоянно её кусает;
  • ребёнок часто срыгивает;
  • если его язык постоянно выталкивает пищу изо рта вместо того, чтобы продвигать её между зубами;
  • если ребёнок часто захлёбывается, когда пьёт; жидкость выливается изо рта.

Поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости

     К числу таких отклонений относятся: сосание пальца, затрудненное глотание и дыхание ртом. У некоторых детей присутствуют все эти нарушения, влияющие друг на друга.  Эти расстройства могут существовать сами по себе и могут отрицательно сказываться на развитии челюстей и посадке зубов. Мы можем наблюдать неправильное положение языка в покое (когда язык соприкасается со слизистой нижней губы вместо  того, чтобы касаться твёрдого нёба), при глотании (язык проталкивается между дёснами), а также во время речи (межзубные артикуляции, шепелявость). При ротовом дыхании ребёнок преимущественно дышит через рот, а не через нос.  Это может приводить к простудам, средним отитам.

Нарушения контроля слюноотделения

     Наблюдается, когда ребёнок не чувствует заполнения рта слюной и когда у ребёнка имеются нарушения глотательных движений.

Логопедическая помощь

     

     Логопедическая помощь по отношению к очень маленьким детям является косвенной, то есть,  направлена не непосредственно на ребёнка, а на людей, окружающих его. Это означает, что люди, заботящиеся о ребёнке,  получают советы по питанию, питью, активизации рта и движений языка, рекомендации по подбору нужной конфигурации чашки и ложки, консистенции пищи, помощь в подборе правильной позы при кормлении, поскольку поза определяет двигательные возможности органов ротовой полости и горла. Когда для малыша найдена подходящая поза, кормление, сосание и глотание быстро улучшаются. Чаще всего требуется слегка выдвинуть плечи и руки вперёд и чуть-чуть наклонить голову.

      Если есть серьёзные мозговые расстройства, логопедическое вмешательство носит прямой характер – в виде упражнений: по нормализации дыхания; по нормализации навыков, необходимых ребёнку в процессе кормления; по нормализации нервно-мышечного тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев руки; по развитию движений органов артикуляции; по сенсорному развитию; по развитию эмоционально положительных ответных реакций; по формированию предпосылок  к ситуативно - деловому общению ребёнка с  взрослым; по развитию действий с предметами; по развитию общих движений; по развитию предпосылок понимания речи; по развитию предпосылок активной речи. Все эти упражнения проводит логопед.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи"

В консультации даны советы и игровой материал  по развитию фонематического  восприятия и фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитие речи....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха"

В консультации дается определение фонематического слуха. Объясняетсмя почему важно развивать неречевой слух. Предложены игры для развития неречевого слуха и фонематического слуха....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста"

В данной консультации, даны игры для развития чувства ритма у детей....

Памятка для родителей "Развитие фонематического слуха"

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекц...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха - основа правильной речи"

Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков,  основой успешного освоения письм...

Консультация для родителей "Сформированность фонематического слуха - главное условие успешного обучения грамоте"

Консультация для родителей "Сформированность фонематического слуха - главное условие успешного обучения грамоте"...