Материал для родительского лектория по теме "Особенности подросткового возраста" (1,2)
статья по теме

Надежда Анатольевна Боярова

В статьях рассматриваются психофизиологические особенности и особенности мышления подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительский лекторий

1

Особенности подросткового возраста.

Отрочество — этап развития, находящийся между детством и ранней юностью. Главная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Для подросткового возраста наиболее характерно чрезмерное проявление каких-либо личностных черт, манеры поведения. У них это выражено намного более ярко и резко, чем у взрослых людей.  У подростков с заостренными личностными чертами (акцентуациями) возникают затруднения в социальной адаптации, приспособляемости к внешним условиям, которые диктует жизнь. И как следствие этого повышается риск появления зависимого поведения.

        Наибольшее внимание следует обращать на подростков с неустойчивым типом акцентуации характера. Для таких подростков сложен любой вид деятельности, требующий приложения сил и проявления настойчивости. Им сложно сосредоточится на достижении намеченной цели. Они избегают учебы и любого труда. Часто такие особенности характера имеют физиологическую основу и зависят от свойств нервной системы, ее высокой истощаемостью. Для таких детей высок соблазн легких развлечений и наслаждений, установка «удовольствие – любой ценой!». И как следствие – риск появления форм зависимого поведения. Их привлекают вещества и формы поведения, которые не вызывают полного отключения сознания и создают «фон» для приятного времяпровождения. В этом случае они воплощают свою формулу получения удовольствий «минимум усилий, максимум удовольствия». Такие дети нуждаются в постоянной внешней стимуляции, поддерживающей тонус нервной системы.

        Риск зависимого поведения характерен и для подростков, проявляющих такие особенности как, взрывчатость, жестокость, в сочетании с педантизмом, консерватизмом, неприятии любого изменения в привычном образе жизни. Такие подростки часто жалуются на приступы мрачного, угрюмого настроения. Для того, что бы справиться с таким настроением они тянутся ко всему, что дает сильный и быстрый эффект в ощущениях, способствует к резкому изменению состояния сознания, «сильно бьёт по мозгам».

        Так же в группе риска находятся подростки, стремящиеся всеми способами привлекать к себе внимание. Им неважно, хвалят их или осуждают. Главное для них, чтобы  именно они являлись темой для разговора. Ради популярности они готовы совершать даже такие поступки, которые в душе не одобряют. Приобщение к зависимым формам поведения они используют в популистских целях, как попытка завоевать авторитет в глазах окружающих. Такие подростки публично демонстрируют формы зависимого поведения. При этом они любят преувеличивать свой опыт в этой сфере. Изображают «бывалых», «опытных» людей.

        В группе риска находятся и подростки, демонстрирующие не детскую сдержанность и холодность эмоций. Им трудно наладить контакты со сверстниками, в группе они держатся особняком, хотя одиночество тяготит их, но вести себя по - другому им очень сложно. Для них характерны противоречивость чувств, эмоций, неспособность к сопереживанию, необычные увлечения, хобби. Для таких подростков формы проявления зависимого поведения – это способ облегчить контакты с окружающими.

Родителям будет полезно знать, что они обладают превосходным методом влияния на своих детей-подростков. Это авторитет их личности, который помогает взаимоотношениям взрослых с подростком, которое должно основываться на стремлении к сотрудничеству и избегании конфликтов.

Таким образом, зная и учитывая в воспитании эти особенности развития подростков педагоги и родители получают возможность активно формировать их нравственное и физическое развитие, предоставляя возможность самосовершенствования и личностного роста.

Родительский лекторий

Особенности подросткового возраста.

2

Психофизиологические особенности

Продолжая тему развития детей в подростковом возрасте, предлагаю рассмотреть психофизиологические особенности организма.

Подростковый возраст (11-12 - 15-16 лет) связан с половым созреванием, определяемыми эндокринными изменениями в организме. Под действием половых гормонов происходит усиление уровня обмена веществ. Рост, развитие, быстрыми темпами увеличивается длина костей, растет мышечная масса, появляются вторичные половые признаки. Разные физиологические системы у одного и того же подростка развиваются не одновременно. Поэтому, может быть снижено кровоснабжение головного мозга, что приводит к усилению процессов торможения, быстрой утомляемости, перепадам настроения, эмоциональной нестабильности, расстройствам сна. Это ведет к  значительным трудностям в учебной деятельности. Одна из частых причин обращения родителей к психологу в это время – нежелание их детей учиться, отсутствие интереса к учёбе. «Он ничем не интересуется, ничего не хочет, перестал заниматься». У части подростков в начальный период полового созревания также возникают проблемы с запоминанием больших объемов информации.

У подростков отмечается замедление альфа-ритма мозга, то есть «ритма покоя», его нарушение. Дезорганизация состояния покоя связана с мощными эндокринными перестройками на данном этапе развития. В поведении подростков это состояние может выражаться в частых перепадах настроения, вялости или чрезмерного возбуждения. Взрослым такое поведение и состояние кажется беспричинным и непонятным. Родители могут посчитать всё это капризами своих детей. И такое непонимание друг друга, а так же неспособность подростков сдерживать свои эмоции, приводит к ссорам. Взрослым в это время необходимо вооружиться терпением. Но это не должно быть терпение «со стиснутыми зубами», в этом случае взрыв рано или поздно произойдёт. Задача родителей в этот период состоит не в том, чтобы заставить своих детей-подростков следовать дисциплине и выполнять их распоряжения любой ценой. Задача родителей: помочь детям пройти через этот сложный период, приобрести необходимые знания и расширить знания подростков о себе, о людях и окружающем мире.

Особенности мышления

Важную роль в приобретении знаний и жизненного опыта играет мышление человека.

Особенности мышления подростков в этом возрасте позволяют приступить к систематическому изучению основ наук. Они становятся способны к развитию более сложных стратегий для различных типов решения задач. Осваивают более эффективные способы получения информации, и ее хранения в символической форме. В это же время у них развивается абстрактное мышление. Вследствие этого изучение алгебры дает новый толчок к развитию мышления. Как переход к более высокому уровню обобщения.. Геометрия приучает к строгой логичности мышления, развивает умение обосновывать и доказывать, рассуждать, различать несомненное, достоверное от сомнительного, проблематичного, возможного.

Одновременно с этим отмечается сравнительно невысокое развитие аналитико-синтетической деятельности у многих подростков, недостаточное владение методом рассуждения. Они еще не всегда умеют абстрагироваться от значения слов и ориентироваться лишь на их грамматическую форму: слова «беготня», «ходьба», «плаванье», «сидение» часто относятся ими к глаголам, слово «толстяк» — к прилагательным.

Для подростков характерно очень заметное, даже бурное развитие самостоятельности, критичности мышления. Это совершенно новая сфера развития их мыслительной деятельности. И очень привлекательная для них. Подросток стремиться иметь своё собственное мнение, свои взгляды и суждения по целому ряду вопросов, не полагается во всём на авторитет родителей, учителей или учебника, критически относится к ним, часто «находит ошибки»  в суждениях учителя или в материале учебника, склонен к спорам и возражениям, причем в весьма категорической форме. У подростка появляется тенденция не слепо принимать её, а убеждаться в её справедливости, в точности аргументации. При этом дети в этом возрасте плохо воспринимают замечания в свой адрес. Такая критичность в сочетании с отсутствием такта, незнанием или игнорированием элементарных правил вежливости производит на окружающих плохое впечатление. И как следствие, у окружающих возникает нежелание общаться с таким подростком. В этом случае родители могут помочь своим детям, показав какое впечатление производят на других их слова, интонация, выражение лица и даже поза. Всё это может выглядеть неприятно, оскорбительно, а подростки об этом и не подозревают. Они, по их мнению «ищут истину» и не бояться «выражать своё мнение». Весьма похвальное стремление. Объясните детям, что от формы, в которую они облекут свои слова и поведение, результат может стать положительным для них или отрицательным. Они могут вызвать у других людей интерес к своей персоне, то чего они и добиваются, а могут получить жёсткий отпор, и как следствие, нежелание иметь сними дело. А это очень задевает именно в подростковом возрасте. Объясняя подросткам как следует выстраивать общение с другими, родители получат прекрасную возможность передать детям свой опыт и подтвердить или укрепить свой личный авторитет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский всеобуч. Серия лекций: «Подростковый возраст – это не смертельно!»

Цели проведения данного лектория:1.Психолого-педагогическое просвещение родителей о подростковом возрасте.2.Осмысленный подход родителей к воспитанию своих детей.3.Достижение позитивных перемен ...

Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"

Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В  разработке  представлен материал о  проблемах суицида в подростковом возрасте...

Родительское собрание «Первые трудности подросткового возраста»

ХОД СОБРАНИЯ Уважаемые родители,   сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать в этот период, и мы вместе попробуем найти...

Материал для родительского лектория по теме "Особенности подросткового возраста" (3,4,5)

В статье рассматриваются вопросы ,как повысить  мотивацию, какова потребность подростка в идеале,самопознании....

материал к родительскому лекторию Из книги Ш. Амонашвили «Созидая человека».

Очень часто не знаешь какие подобрать слова, чтобы "достучаться "до родительской любви к ребенку. В этом отрывке, мне кажется, есть такие простые, действующие слова: доверие, уважение, справедливость....

Лекторий для родителей_Подростковый возраст

Общение родителей и детей-подростков. Обсуждение и рекомендации.Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство к своему ребенку-подростку, то значит пришло время изменить что-то в вашей со...

Родительское собрание на тему Подростковый возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.

Цели занятияпознакомить родителей (лиц их заменяющих) с особенностями подросткового возрастаопределить понятие кризисанаметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по опти...