Родительское собрание "Роль семьи в формировании и развитии волевых качеств ребенка"
консультация

Формирование качеств необходимых  школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий учреждения и семьи.

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.12.12_rod._sobranie_rol_semi_docx.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

22.12.12.                                                                                                            МБОУ ДОД "НДШИ"

Родительское собрание

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Роль семьи в формировании и развитии волевых качеств ребенка»

        Формирование качеств необходимых  школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий учреждения и семьи.

      Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому я считаю необходимым изучить вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.

     Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

    Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.

     Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности: “ Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу ”. А пренебрежение ею дорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

            Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

       У некоторых детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с неумением находиться в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиям взрослых и интересам своих товарищей.

       По тому, какой ребенок среди других, можно многое узнать о его характере, привычках и о наших педагогических просчетах тоже. Родители и другие близкие люди первые, кто не только удовлетворяет его потребность в общении, но и дают эталон поведения. Поэтому взрослые должны заботится о должном эмоциональном уровне общения, о том, чтобы учить ребенка сопереживанию, взаимопониманию, справедливости, доброжелательности, щедрости.

      Напомню, что школьник должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам.

       Ребенок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены. Научится всему этому, помогают строгий режим дня и выполнение постоянных обязанностей по дому.

     Обстановка развития познавательных интересов, внимание к его умственной деятельности, настроя на школу, на серьезный учебный труд должна быть создана в каждой семье. Учебная работа требует от ребенка поиска новых решений познавательных задач, потребует волевых усилий, умственного напряжения, умения самостоятельно мыслить.

       Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима.

Какие же условия полноценное психическое развитие ребенка и его подготовку к учебному труду?

Первое и самое главное — постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности.

Умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать.

     Когда  у ребенка появится стойкое желание учиться,  нужно его подготовить к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы, помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным в начале занятий в школе.

      Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха.

     Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Успех должен быть  - реальным, а похвала — заслуженной!

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих.

         Нравственное воспитание становится основой для подготовки ребенка к жизни в коллективе сверстников.

    У ребенка, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус. Путь в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. В развитии эстетического вкуса, восприимчивости большое значение имеет совет, пояснение старших. Они помогают ребенку разобраться в том, что заслуживает положительной оценки, а что порицания. В таких оценках родители должны быть очень осторожны, так как даже мимолетное замечание становится решающим в формировании вкусов и наклонностей.

        Одной из основных задач подготовки детей к школьному обучению является воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многом будет зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли у него личностные качества, позволяющие ему результативно справляться с учебными заданиями.

       Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребенок воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание обязательно должно сочетаться с обучением.  

Ребенка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту, правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно действию, а незнаниям о предметах быта.

      Очень многое могут сделать родители, чтобы подготовит ребенка к школьному обучению. Восхождение школьника по ступенькам познания пойдет успешнее, если основа для этого будет заложена в дошкольном детстве.

Можно сказать, что ребенок начинает учиться задолго до того, как перешагнет школьный порог. И чем лучше родители понимают, чему и как следует учить дошкольника, чем последовательнее и целенаправленнее это делают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его возможности, тем гармоничнее он развивается.

      Однако, воспитывая и обучая ребенка, следует помнить об одной очень серьезной опасности — превращение занятий в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было самому взрослому.

Однако жизнь в школе, значительно отличается от жизни дошкольника. Условия школьной жизни требуют всесторонней готовности ребенка к ней. Школьный режим, общие для всех правила, приготовление уроков, оценки — это совсем не похоже на то, как раньше “учился” ребенок. Все эти особенности жизни и деятельности школьника и определяют то, что специалисты называют психологической готовностью к учению.

        И все же, несмотря на то, что у старших дошкольников появляются элементы учебной деятельности, возникает интерес к учению, желание овладеть знаниями, переход к школьному обучению нелегок даже для хорошо подготовленных детей. Привыкание маленького ученика во многом к новым для него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко, и обязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов. Поэтому родители должны помнить, что в формировании психологической готовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоение определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые, прежде всего, обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное их преодоление.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование саморегуляции и волевых качеств у дошкольников через подвижные игры»

В консультации представлен как теоретический, так и практический материал по теме «Формирование  саморегуляции  и  волевых  качеств у  дошкольников  через...

Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут исп...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ

Данное исследование посвящено вопросам волевой подготовки в спортивной борьбе, на основе общетеоретических вопросов воспитания воли в спортивной деятельности, исследованы особенности важнейших волевых...

Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.

Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....

Развитие волевых качеств, просто и эффективно

Простые и эффективные советы для развития волевых качеств. Все советы разбиты на две группы, первая для повседневной жизни, вторая для тренировочного процесса. В данной статье тренировочные ...

Тест для 7кл.Развитие волевых качеств и определение предпочтений.

Тест для 7кл.Развитие волевых качеств и определение предпочтений....

Тест на развитие волевых качеств

Диагностика волевых качеств у обучающихся....