ЦВЕТ интересен в нашей жизни.
статья

РОГУДЕЕВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Дорогие родители!

Воспитание детей началось еще с давних времен. Без нее не смог бы выжить и сохраниться ни один народ. Понятно, что вообще невоспитанность – это свобода хамству, пьянству, разбоям. Если бы не было воспитания как такового вообще, то все бы друг друга ненавидели. А это прямая дорога к гибели всего живого. Я думаю, многие со мной согласятся. Поэтому давайте думать всерьез о воспитании детей с самых малых лет, ни на минуту не забывая об их счастливом будущем. Но, а что же такое счастье? Многие скажут, что счастье – это когда ребенок в будущем найдет себе богатую пару, будет жить в роскоши, ездить в заграницу, а еще лучше жить в загранице и т.д. А если подумать хорошенько, то все это когда-нибудь приведет человека к душевному дискомфорту. Оказывается, в жизни главное – это не богатство, а совсем другое… Уважаемые родители! Давайте задуматься над этим. Научим детей помогать старшим, уважать и почитать родителей, бабушек и дедушек, учителей, соседей, пожилых, любить родину, ухаживать за младшими, животными, растениями. Поможем им познать жизнь по-настоящему и стать по-настоящему счастливыми людьми. И на этой страничке я предлагаю материал для вас, родители! Раздел для родителей, в котором освещаются вопросы воспитания, развития, обучения, здоровья, безопасности детей. Присоединяйтесь к разговору, присылайте свои размышления, рассказы, опыт; высказывайте свое мнение о прочитанном в комментариях к статьям.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Трудные» дети — это те, которых предали родители» А.С.Макаренко

 ·Всегда говорите детям правду, даже когда вам это невыгодно!

·Не добивайтесь успеха силой!

·Будьте доброжелательны!

 ·Будь великодушны — умейте прощать!

 ·Не забывайте похвалить!

 ·Хвалить надо умеючи!

·Замечайте и отмечайте малейший успех ребенка!

·Оценивайте только поступки ребёнка, а не его самого! Начинайте обучение с радости!

·Когда говорите с ребёнком, всегда смотрите ему в глаза!

·Изъясняйтесь с ребёнком, как можно яснее и чётче!

·Не убивайте в детях сказку!

·Лучшее воспитание — приглашение к размышлению. Только приблизив к себе ребёнка, можно влиять на развитие его духовного мира!

 ·Дети не должны уходить от родителей побеждёнными!

 ·Признавайте право ребенка на ошибку!

·До тех пор, пока у детей есть вера в добро, в человека, в идеал, есть и воспитание!

 ·Ребёнок относится к себе так, как к нему относятся взрослые!

 ·Никаких нотаций!

·Нельзя говорить детям только про их недостатки!

 ·Не используйте отметки как средство наказания или поощрения!

· Завышенные требования к ребенку одна из причин конфликта.

 

·От постоянных неудач дети озлобляются.

Секреты общения.

Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей – помочь детям в развитии социальных навыков. Необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми. Социальный успех определяется рядом условий. Личная привлекательность Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность – это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением. Навыки общения Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения – обширная и многообразная практика. Помогите ребенку стать хорошим другом Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду. Для этого будьте ему хорошим примером в дружбе с людьми. В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку. Верьте в своих детей Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор. Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей – помочь детям в развитии социальных навыков. Необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми. Социальный успех определяется рядом условий. Личная привлекательность Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность – это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением. Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения – обширная и многообразная практика. Помогите ребенку стать хорошим другом Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду. Для этого будьте ему хорошим примером в дружбе с людьми. В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку. Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦВЕТ интересен в нашей жизни.

Он влияет на настроение, мировоззрение,  но каким образом? Итак, цвет - это самое богатое и уникальное украшение нашей жизни. Цветовая гамма, окружающая нас, имеет существенное воздействие на организм в целом и на психическое развитие, в частности. Проведены исследования, которые доказывают, что цвет влияет на артериальное давление, частоту дыхания, мышечное напряжение, активацию двигательных структур мозга. Например, в голубой  комнате человек отмечает замедление пульса, в красной – пульс учащается, а желтый  цвет помогает нормализовать его. Не даром красный и оранжевый цвета называются активными. Именно они способствует возрастанию сил. Цвет оказывает влияние  и на психоэмоциональное состояние: на настроение, работоспособность и утомляемость, устойчивость нервной системы.

Психолог М. Люшер подчёркивал положительное влияние на психику человека основных цветов (красного, жёлтого, оранжевого, синего, зелёного), а также их основных оттенков. Красный усиливает волю и удовлетворенность движением к цели. Жёлтый (светло-жёлтый) передает активность, стремление к общению, весёлость, мечтательность, надежду на самое лучшее. Оранжевый (оранжево-красный) стимулирует  возбуждение, успешность, но иногда (при преобладании красного оттенка) способен спровоцировать на агрессию. Синий помогает обрести спокойствие, удовлетворенность, привязанность к близким. Сине-зелёный цвет добавляет уверенности, целеустремлённости, настойчивости и подталкивает к самоутверждению. Зелёный способствует гибкости волевых устремлений, приводит к высокой работоспособности. Он также влияет на нейтрализацию негативных эмоций, обладает снотворным действием. Дополнительные цвета, такие как серый, фиолетовый, коричневый, чёрный раскрывают минорную эмоциональную сферу психики, провоцируют на фантазию, анализ внутреннего "Я".

Если более подробно, то:

 -синий, фиолетовый, голубой относятся к цветам интроверсии (способствуют сосредоточению на внутреннем мире). Чаще их советуют для отдыха и сна. Гиперактивных деток они приведут в более уравновешенное состояние.

 -розовый, в зависимости от яркости оттенка, может побуждать к активным действиям (яркий розовый, красноватый), а мягкий его оттенок (холодный), наоборот, будет успокаивать малыша.

- неоднозначен и салатный цвет. Его интенсивный оттенок обладает свойствами тёплых цветов, а противоположный (холодный) - несёт на себе нейтрализующие функции основного зелёного. Считается, что салатный раскрывает энергию зеленого, провоцируя на активное общение с внешним миром, способствует установлению контактов. Поэтому этот цвет можно позволить в игровой зоне.

- натуральный коричневый отражает спокойствие, стабильность. При нервном истощении, он успокоит, но его неспособность вызвать яркие эмоции может и угнетать. Чаще его называют "взрослым" цветом и не рекомендуют в детской обстановке.

- нейтральные цвета (серый, чёрный) иногда характеризуют, как краски без цвета. Такие цвета не стоит использовать в больших количествах (чёрный способен вызвать удрученность и страх, серый - скуку и неуверенность, а белый - ощущение пустоты и одиночества). А так как у ребенка  познавательный процесс идет через цвет, то лучше избегать использования нейтральных.

 



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА

Как усвоить взрослые правила поведения.

        Родители, позволяющие малышу полную свободу действий, совершают ошибку, ведь период вседозволенности сменяется периодом запретов и наказаний, к которым ребенок бывает не готов и может подумать, что родители его разлюбили. Старайтесь, чтобы запретов было не так много, но все они сформулированы и касаются только безопасности малыша. Мама и папа бывают в хорошем настроении и разрешают ребенку все, а на следующий день за те же поступки его наказывают. Если требуете от ребенка мыть руки перед едой и не разбрасывать вещи по квартире, то и сами следуйте этим правилам. Когда малыш постоянно тянется к включенному утюгу или конфорке, не бейте его руками, он нарушит запрет, когда его не видят. Лучше позволить осторожно поднести руку к опасному предмету, это действеннее, чем окрик.

        Родители часто бывают, беспомощны перед истерическими реакциями своего ребенка. Вспомните тип отношений с вашим ребенком. Как часто вы просили ребенка что-то сделать и не контролировали исполнение, по каким либо причинам, чаще может быть собственной занятости. Как часто вы позволяли ему то, что в прошлом запрещали, в ситуации, когда вам «не до воспитания», когда вы опять же заняты чем-то своим. Капризы это всегда попытка управлять взрослым, который прежде сделал все, чтобы это манипулирование им, состоялось. Попробуйте соотнести количество времени отведенное вами на воспитание с отведенным  собственной озабоченности какими-то «очень важными» делами.

        Все конечно же не просто. Запомните, что особенности и характер ребенка формируются каждый раз, иногда в один миг взаимодействия с ним и на всю жизнь.

Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

        Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите его своевременно и естественно сообщать о своих нуждах взрослым. Пусть он попробует спросить в поликлинике о том, где находится туалет или сам займет очередь к специалисту. Если вы зашли куда-то перекусить, предложите ребенку самому сделать заказ для себя. Чем больше ребенок может сделать сам, тем более взрослым он себя ощущает. Он должен уметь раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, но маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями, завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи с вашей стороны. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров, когда вы никуда не торопитесь.

Ребенок, не сдерживающий обещаний.

        Ребенок, дающий вам обещание, как правило, действительно уверен и хочет это сделать, но им свойственная быстрая смена настроений и побуждений. Маленькие дети могут попросту забыть о данном вам слове. Иногда ребенок обещает что-то, зная, что не сдержит слова, лишь бы мы взрослые отстали от него или купили желанную вещь. Задача родителей сводится не к тому, чтобы помочь ему сдержать слово. Ведь он еще не умеет планировать свою время, занимаясь любимым делом может забыть обо всем. Важно внушить малышу, что выполненное обещание – это признак самостоятельности, взрослости. Чтобы обещание сходить в магазин, сделать домашние уроки и пр. было выполнено, договоритесь, что сразу после школы ребенок выполнит эти поручения, а уж потом занимается своими делами.

        Не только взрослые испытывают злость и обиду на ребенка, но и ребенок часто бывает обижен на родителей и может подумать: «Хоть бы она (он) умерла!» А мама или папа вдруг говорят: «Ты меня в гроб загонишь своим поведением!» Малыш может сильно напугаться. У ребенка складывается впечатление, что он может причинить боль близким и с годами он замыкается в себе и превращается в одинокого чудака. Если родители столько выдерживают обиды малыша и не жалуются на страдания, которые он доставляет взрослым, то ребенок растет  в уверенности: любить и прощать того, кого любишь – это норма поведения. «Чтобы ты провалился», «Исчезни! Уйди с глаз долой!» - такие родительские «напутствия» воспринимаются ребенком как руководство к действию. Он получил психологическую установку и может заболеть.

Сказки на ночь

        Сформировать у малыша правила поведения и человеческих отношений помогают сказки. Лучшего результат можно добиться, если вместе с ребенком проанализировать сказку. К примеру, сказка о Красной Шапочке: какая она молодец, что согласилась помочь маме и понесла бабушке пирожки (правило: надо помогать маме и заботиться о пожилых людях), но плохо, что она рассказала волку о том, куда идет (правило: нельзя разговаривать с незнакомыми людьми). Когда ребенок научится анализировать прочитанное, он научится самостоятельному анализу и будет легче оценивать свои поступки и принимать правильное решение. Рассказывая сказки, сравнивайте персонажей с реальными людьми. Придумывайте сказки сами, в которых будут отражены проблемы ребенка.

Что должен знать шестилетний ребенок?

        Ребенок дожжен знать свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Должен содержать в порядке свои вещи. В этом возрасте вы должны уже готовить его к школе. Подготовка во многом зависит от тог, как он умеет организовать свое рабочее место. Подготовьте заранее рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все как у взрослых, но это личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром. И фразы родителей: «В школу не возьмут», «В классе засмеют» могут породить комплексы и страх.

Гиперактивные дети.

        Таким детям обычно ставят диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). Это может быть результатом тяжелого токсикоза или резус-конфликта. Многие родители боятся медикаментозного лечения. Они готовы обращаться к кому угодно: к бабкам, экстрасенсам и прочим «целителям», но только не давать ребенку таблетки, прописанные психиатром. Но при подобных нарушениях ребенка надо лечить. Что касается побочных эффектов, то детям обычно дают лекарства в микродозах. Гораздо вреднее, когда ребенок постоянно возбужден и выматывает всех, в том числе и себя. Это затормаживает его развитие, ведь большая часть энергии расходуется не по назначению. Для гиперактивного ребенка неуправляемость – не редкие эпизоды, а привычное состояние. Его двигательная расторможенность сочетается с  пониженным вниманием.



Предварительный просмотр:

Арттерапия на уроках изобразительного искусства

Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Арт-терапия – одна из составляющих широкой категории – терапии искусством.        

Цель Арттерапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учитель вооружает  ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

С какими проблемами помогает справиться арттерапия?

Методами арттерапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.

 Можно с помощью арттерапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

 

Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании.

Участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

Даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. В результате работы в арт-терапевтическом направлении  педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

Упражнения

Начальный этап

Области применения.

-Развитие уверенности в себе, уверенности в своих способностях.

-Снятие тревожности перед выполнением работы.

  1. Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге
  2. Быстрое написание знаков, подобных иероглифам и т.д., в результате которых человек понимает, что он действительно может рисовать, открывает новое видение мира.
  3.  Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.

Работа с пластилином

Области применения.

-Для отработки любого неприятного чувства: обида, гнев, страх и т.д.

- В работах пары – для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений.

-Работа с собственными ресурсами.

Первый этап. Классу даётся инструкция: в течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ своего гнева (обиды, того, что приятно, своего помощника и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить в зависимости от цели: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ.

В случае, если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д.

Второй этап. Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили участники? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? Важно подчёркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ.

Работа с глиной                                                                                                                     Области применения.

-Снятие тревожности, агрессивности.                                                                                        ---Управление своим эмоциональным состоянием.                                                                              

1. Сжимание.                                                                                                                                      2. Разглаживание.                                                                                                                            3. Формообразование                                                                                                                       4. Сплющивание

Работа с бумагой для создания коллажа

Области применения.

-Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой.

-Отработка негативных чувств и ресурсов.

-Работа в команде – развитие сплочения.

-Развитие рефлексии.

I вариант. Первый этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается с помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Например: “Трудности в школе”, “Наш класс”, “Дружба”. Работа длится, пока звучит музыка.

Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей, класс разбивается на 2-3 команды. Лучше ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы и клей.

Второй этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо сейчас изменить? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.

II вариант. Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.

Работа с бумагой и красками.                                                                                         Области применения.

- Снижение  эмоциональной напряженности.                                                                               – Осознание своих чувств, переживаний.                                                                                                                    –Управление своими чувствами.

                                                                                                                                                          Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.

Наскальная живопись. На специально отведенной стене, например в рекреации, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).

Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.

Восковой рисунок. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.

Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные в лесу (камешки, шишки), на природе (листья, цветы, травинки), найденные дома на кухне (дольки лимона, огурца, нижняя сторона шляпок грибов). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

«Выдувание соломинкой». Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку  следует  держать в нескольких сантиметрах от  поверхности и дуть через нее  на лист бумаги. Таким образом,  можно получить неожиданные образы.

Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Победа над страхом. Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Кляксы. 1 вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса». 2 вариант.  Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.

 Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Набрызгивание. Окунуть старую зубную щетку  в готовую краску и провести по щетине большими пальцем или другой жесткой щеткой.



Предварительный просмотр:

Нормы развития речи ребенка с 6 до 7 лет

К шести-семи годам ребенок становится полноценным собеседником и общается на равных не только со сверстниками, но и со взрослыми. Не смотря на то, что его жизненный опыт еще довольно ограничен, в рамках знакомой темы он общается довольно свободно.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Именно теперь общение со взрослыми так необходимо ребенку. С ними можно обсудить причинно-следственные связи явлений, предметы, взаимоотношения с людьми.

Игра для шестилетки по-прежнему является главным занятием. В ней он поймет и усвоит новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, похожДля игр со сверстниками, а тем более, с детьми постарше, необходима речь. Именно развитая речь дает возможность наладить тесное взаимодействие и делиться эмоциями. В конце дошкольного детства речь становится важным средством коммуникации.

Особенности речи седьмого года жизни

Дети седьмого года жизни могут без труда подобрать слова, близкие по смыслу и противоположные по значению. Они отлично пользуются возможностями голоса, могут придавать своим высказываниям различные оттенки интонации, говорить шёпотом, громче и тише, быстрее и медленнее.

Они легко описывают предметы, явления и особенности своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Могут полным и развернутым ответом ответить на вопросы взрослых, облекая свои мысли в четкую форму.

В норме, они не только легко пересказывают литературные произведения, но и сами могут сочинить сказку и рассказ, придумать для них начало и конец. При пересказе эти дети последовательны и логичны, не отклоняются от основной сюжетной линии.

В их речи почти не встречается грамматических ошибок. Они правильно произносят все звуки. Речь четкая, в словах правильные ударения. Словарный запас позволяет создавать образные и яркие высказывания, пользуясь междометиями и устойчивыми выражениями.

Словарный запас

Общий словарный запас семилетки насчитывает от 3000 до 5000 слов. Конечно, не все эти слова дети употребляют в повседневной жизни. Активный словарь несколько скромнее. При этом не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования их значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями.

Помочь ребенку овладеть этим богатством русской речи – важная задача родителей

Грамматический строй

Речь шести-семилетнего ребенка становится все совершеннее. Короткие предложения с простой структурой сливаются в сложные, например: «В выходные мы были в парке и кормили с руки белок и синиц». Не смотря на такой прогресс, в речи по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет друзьеёв», «много руковичков», «около домах».

Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «видели в кине».

Как правило, у ребенка есть природное «чутье родного языка», когда он может спонтанно употреблять новые слова, изменять их в соответствии с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно ориентируясь на звучание и форму слова.

Связная речь

Эта область детской речи стремительно развивается. Ребенок может самостоятельно пересказать историю, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, выразить словами эмоции и чувства.

Появляется и некое чувство предвидения, связанное с мыслительной деятельностью, когда ребенок может предугадать, что произойдет или могло бы произойти дальше, или продолжить начатую взрослым историю.

Достижение этого возрастного периода – объяснительная речь, когда требуется, например, донести сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий.

Фонетика

Звуки родного языка на этом возрастном этапе практически полностью произносятся без ошибок. Дети освоили и четко произносят все слова, в большинстве случаев в соответствии с нормами литературного произношения. Они могут говорить медленно и быстро (скороговорки), громко и тихо, освоили шепотную речь, широко используют интонацию.

Изредка могут встречаться такие фонетические проблемы:

  • смазанное произношение слов и фраз, нечеткость окончаний. Такой дефект чаще всего встречается у тех, кто недавно освоил произношение всех звуков, и у детей с быстрым темпом речи;
  • нечеткая дифференциация звуков на слух, когда ребенок путает местами пары звуков: [с]-[ц], [л]-[р], [з]-[ж], [с]-[ш], [ц]-[ч] и другие при произнесении слоговых цепочек, например, са-за-са, ла-ра-ла, за-за-жа, са-ша-са, ча-ча-ца и другие.
  • неправильно поставленное ударение: звОнит – звонИт; взЯла - взяла;

Чему нужно уделить особое внимание

На этапе от 6 до 7 лет нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха, умению делать звуковой анализ: выделять из слов отдельные звуки, из предложений — слова; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Это даст основу грамотному письму.

Недостатки речевого развития у детей седьмого года жизни

Не смотря на то, что речь семилетнего ребенка должна быть отточенным инструментом для коммуникации, в руки логопедов все больше детей этого возраста попадает к логопедам.

Проблемы, как правило выражаются:

1) в искажении звуков речи: сапка вместо шапка, гыба вместо рыба, вапата - вместо лопата и т.п.

2) нарушении слоговой структуры слов в ее разнообразных вариантах: радуга – рагуда, велосипед – висипед, парикмахер – памикрахер, регулировщик — легуровщик и т.п.

3) бедность словарного запаса, когда в речи почти отсутствуют сложные существительные, прилагательные, одни слова заменяются другими (примеры, набившие оскомину, когда лося называют ослом, чашку кружкой, цаплю аистом, юбку платьем, гольфы носками, кроссовки ботинками, готовит - варит, высокий - большой и т.д)

3) в предложения малопонятны часто отсутствуют предлоги, мысли никак не облекаются в ровные понятные высказывания.

Причины такого несоответствия речи возрасту ребенка могут быть разнообразными и углубляться в них здесь, пожалуй, нет никакого смысла.

Такие речевые проблемы станут серьезным препятствием к обучению чтению и письму. Поэтому ребенку потребуется квалифицированная помощь специалистов. Начать стоит с консультации логопеда, который, при необходимости, направит к другим специалистам, например, к неврологу, отоларингологу, дефектологу, психологу.

Как развивать речь ребенка седьмого года жизни

1. По прежнему, ребенок нуждается в постоянных разговорах с окружающими его взрослыми. Веселая болтовня, обсуждение событий дня и разговоры по душам способствуют всестороннему развитию.

2. Чтение и беседы о прочитанном, не смотря на умение многих читать, остается актуальным.

3. Разучивание скороговорок, пословиц, поговорок, стихов оттачивает чистоту речи и пополняет словарь.

4. Речевые игры по пути домой или в магазин приучат прислушиваться к речи, «Скажи наоборот» (белый, а наоборот черный, высокий, а наоборот, низкий) , «Третий лишний» (волк, собака, белка, а почему собака лишняя?), «Живое-неживое», «Скажи по-другому» и другие.



Предварительный просмотр:

Критерии готовности ребёнка  к школе

Физическая готовность

  • Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста  не менее шести с половиной лет. Нравственная готовность
  • умение строить отношения с учителем;
  • умение общаться со сверстниками;
  • вежливость, сдержанность, послушание.
  • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
  • Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность

  • это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  • это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  •  это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Развитие школьно-значимых психологических функций:

  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
  • координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
  • развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

Мыслительная готовность

  • Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
  • Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому».
  • Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
  • Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего    от… и т.д.

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний.

  • Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
  • Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
  • Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
  • Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
  • Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
  • Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!

Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка. 

Подготовка к чтению:

  • 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты.
  • Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.

Подготовка к письму:

  • ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.

Подготовка к грамматике:

  • ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!

Подготовка к математике:

  • успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

Запомните:

  • При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
  • Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
  • Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Документы

  • Свидетельство о рождении + копия
  • Паспорт одного из родителей
  • Справка о регистрации по месту жительства ребёнка
  • Медицинская карта
  • Копия страхового полиса
  • Заявление

(заполняется при приёме документов)

Часто задаваемые вопросы

Что спрашивают у ребенка при записи в 1 класс?

  • На собеседовании, организуемом с целью знакомства с будущим первоклассником,  у ребенка проверяют сформированность тех умений, знаний и навыков, которые предусмотрены программой дошкольного общеобразовательного обучения.

В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен:

  • Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
  • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
  • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
  • Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов.
  • Уметь сравнивать группы предметов -   больше, меньше или равно.
  • Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен:

  • Уметь находить в группе предметов - лишний

(из группы «Одежда» убрать цветок). 

  • Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
  • Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
  • Иметь пространственные представления: право-лево,
    вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
  • Уметь культурно общаться с другими детьми.
  • Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?

Не обязательно.

  • Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).
  • Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Обязательна ли школьная форма в 1 классе?

Да.

  •  Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.

Где и какие учебники нужно купить для первоклассника?

  • Часть учебников выдаётся школьникам бесплатно из библиотечного фонда.
  • Педагог может рекомендовать учащимся дополнительно купить какие-либо пособия. Этот вопрос обсуждается на родительском собрании.
  • При необходимости учебники закупаются централизованно на весь класс.

Где и какие учебники нужно купить для первоклассника?

  • Часть учебников выдаётся школьникам бесплатно из библиотечного фонда.
  • Педагог может рекомендовать учащимся дополнительно купить какие-либо пособия. Этот вопрос обсуждается на родительском собрании.
  • При необходимости учебники закупаются централизованно на весь класс.

Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?

  • Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине каждого урока проводятся 1-2 физкультурные минутки. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности - учебной.

Как питаются первоклассники в школе?

  • В нашей школе организовано горячее питание для всех учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветы в нашей жизни

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию...

Природа – наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра для 6 класса...

Цветы в нашей жизни.

В презентации рассказывается о поэтапном выполнении рисунка (цветов) в технике двойного мазка....

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "Цветы в нашей жизни"

                                                      ...