Беседа с родителями по теме "Здоровый образ жизни"
методическая разработка (9 класс) на тему

Москаленко Елена Леонидовна

В данной беседе рассматриваются  проблемы  наркомании, как не попасть в ловушку, признаки употребления наркотиков, советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_s_roditelyami_antinarko.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Березанской

муниципального образования Выселковский район

Беседы с родителями по теме:

«Здоровый образ жизни»

Выполнила: классный руководитель 9 «В» класса

Москаленко Е.Л.

2013-2014 учебный год

«Безопасное» самоубийство

Кажется, сегодня в нашей стране не осталось родителей, которые не были бы обеспокоены проблемой наркомании. И потому любые меры профилактики встречают безоговорочную поддержку общества. Создается даже впечатление, что это некая точка схода самых разных общественно-политических сил: всем жалко детей, никто не хочет, чтобы погибала молодежь. Сходятся люди и на том, что вопросами профилактики наркомании должны заниматься не только медики, но и школа, ведь именно там можно обеспечить наибольший охват детей и дать им нужные установки. Поэтому Министерство образования РФ разработало «Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», а специалисты на местах создали соответствующие програм-

мы, которые все более уверенно занимают свое место в школьном образовательном процессе.

Мы привыкли считать, что наркотики в нашей жизни — это удел неблагополучной семьи. Ведь как думают родители: «С моим этого не случится, у нас всего хватает: еды, одежды, развлечений. Это может произойти с кем угодно, только не с моим ребенком, в этом я уверен, я его хорошо знаю».

К сожалению, они нередко ошибаются. Проведенное анонимное анкетирование учащихся ряда учебных заведений показало, что до 10% учащихся школ употребляют гашиш, 20—30% составляют группу риска по алкоголизации. Не исключение и наши дети. Уже в младшем школьном возрасте дети пробовали курить, выпивали пиво, вино, шампанское, даже водку; ученики среднего звена знают о наркотиках то, что известно узкому кругу людей.

От привычки к болезненному влечению

Есть привычка и есть болезненное пристрастие к наркотикам. Вредную привычку победить легче.

Если сформирована привычка, то хотя подросток и ощущает сильное желание принять наркотик, он еще может силой воли сдержать себя. У него еще нет потребности в постоянном увеличении дозы принимаемого наркотического вещества, еще не бывает «ломки». Прием наркотиков, хотя и отрицательно сказывается на психике и общем состоянии здоровья, не оказывает пока серьезного влияния на поведение в быту и в общественной жизни.

Но этот период продолжается недолго. Наркотики по мере их употребления как бы входят в химический со-

став тканей организма. Вследствие этого они становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия организма в целом.

После образования физической зависимости отсутствие наркотиков вызывает так называемый абстинентный синдром (синдром отмены, «ломку»). Подросток вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы вызвать состояние дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастающие раздражительность, нервозность, утомляемость. Подростку все труднее удается сосредоточить внимание на уроках и во время приготовления домашних заданий. Появляется сильное беспокойство. Постепенно страх не найти денег на наркотик становится невыносимым. Нарастают отчаяние, чувство безнадежности. Некоторые подростки находят выход в самоубийстве.

Подросток не в состоянии чем-либо заняться, выполнять какую-либо работу. Его единственное желание — любой ценой раздобыть наркотик. На этом концентрируются все его мысли и поступки, зачастую наркотик для него становится важнее пищи. Такому состоянию сопутствуют телесные недомогания: сильные головные боли, нервная дрожь, онемение конечностей, мышечные судороги и т.д.

Таковы симптомы начала психической и физической зависимости человека от наркотиков. Постепенно он становится их рабом.

Наркотики и возраст

Приводимые ниже данные представляют лишь осторожную попытку построить некую усредненную картину отношения детей, подростков и молодежи к наркотикам

в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе

Внимание! К сожалению, первая из приводимых здесь возрастных границ имеет тенденцию к постоянному снижению.

8—11 лет. Детей интересует все, что связано с наркотиками — их действие, способы употребления. Наркотик — это неизвестный и запретный мир и, как все неизвестное и запретное, вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках отрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет, активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителей (передаточное звено).

11 — 13 лет — основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании.

О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием определенного «ореола привлекательности». Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у под-

ростков 11 — 13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые вещества (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ (аддиктивное поведение).

14 — 17 лет — наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне — в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный — через близких знакомых и друзей.

Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику

По отношению к наркотикам можно выделить пять групп:

I. УПОТРЕБЛЯЮЩИЕ И ВТЯГИВАЮЩИЕ ДРУГИХ. Употребление считается признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический смысл: исследуются различные формы наркогенных веществ, идет поиск путей повышения эффекта при одновременном снижении риска. Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением в полезности или быть продиктовано негативными стремлениями: нанесением

вреда, разрушением имиджа «чистоты», материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок для себя).

II. УПОТРЕБЛЯЮЩИЕ, НО ПОНИМАЮЩИЕ ОПАСНОСТЬ.

Не стремятся распространять наркотики, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают объективные обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то «доказать миру».

III.        АКТИВНЫЕ ПРОТИВНИКИ.

Это самая малочисленная группа, позиция ее представителей: «Я никогда не буду употреблять наркотики и буду противостоять распространению этого зла среди моих друзей». Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще — на эмоциональном отражении. Во втором случае «грамотный» наркоман может поколебать уверенность активного противника.

IV.        РАВНОДУШНЫЕ ПРОТИВНИКИ.

Входящие в эту группу отказываются от наркотиков при допущении их употребления другими: «Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят травиться — их дело».

V.        НЕ ОПРЕДЕЛИВШИЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НАР
КОТИКАМ.

Члены этой группы выступают потенциальными участниками четырех предыдущих.

Признаки употребления наркотиков

О том, что человек употребляет наркотики, неопровержимо свидетельствуют три признака: наличие сильного влечения к наркотикосодержащим препаратам, состояние наркотического опьянения, абстинентный синдром («ломка»). Но подросток тщательно скрывает от взрослых свое пристрастие к наркотикам. Он постарается в состоянии опьянения не появляться ни в школе, ни дома. Кроме того, болезнь у него еще не такая запущенная, как у взрослого наркомана, и признаки ее еще не столь явные. Поэтому постараемся обратить внимание на самые, казалось бы, незначительные отклонения в поведении подростка и в его внешнем виде: а вдруг это начало трагедии?

Так, внимательных родителей и педагогов не может не беспокоить нарастающая скрытность ребенка, а также то, что подросток уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье. Можно расценить эти явления как вполне нормальные для переходного возраста, но не лишним будет все-таки убедиться, что оснований для беспокойства действительно нет.

Насторожитесь, если подросток слишком поздно ложится спать и все дольше залеживается в постели утром, если падает его интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, снижается успеваемость, если появились прогулы школьных занятий.

Если подросток выпрашивает у матери или отца деньги во все возрастающих количествах, а тем более, если начали пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи из дома, — это очень тревожный признак!

Подросток завел новых друзей не совсем обычного вида и поведения? Имейте в виду, что если это наркоман с большим стажем, то его можно распознать по таким признакам: длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки (ведь надо скрывать синяки от уколов); неестественно узкие или широкие зрачки, независимо от освещения; часто — неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, «разрушенные», «обломанные» зубы в виде «пеньков», невнятная, «растянутая» речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта. Он, как правило, стремится избегать встреч со старшими членами семьи подростка, резок и непочтителен в ответах на их вопросы. После его появления в доме могут пропасть вещи или деньги.

Если подросток начал употреблять наркотики, его настроение меняется по непонятным причинам. Очень часто оно не соответствует ситуации: могут проявляться добродушие и вялость в момент скандала или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации.

Наконец, вы можете заметить следы от инъекций (уколов) по ходу вен на руках.

Может быть, вам случайно доведется заметить у ребенка шприц, какую-нибудь сушеную траву, непонятный порошок, разноцветные таблетки с выдавленными на поверхности картинками, марки, которые не похожи на почтовые. Не слушайте никаких оправданий, объяснений и уверений, что это нужно для уроков химии (или биологии) в школе, что принадлежит другу, — ведите ребенка к наркологу, чтобы не упустить время.

Все вещества и препараты, способные сформировать зависимость при их потреблении, можно разделить на три группы:

ф. Вещества и средства, угнетающие нервную систему (психодепрессанты):

а)        препараты и вещества опийной группы: морфин,
омнопон, кодеин, героин, опий-сырец, промедол,
фентанил и др.;

б)        препараты и вещества с седативным (успокаиваю
щим) и снотворным действием: производные бар
битуровой кислоты — этаминал натрия, фенобар
битал, ноксирон, реладорм, реланиум, феназепам,
оксибутират натрия.

ф. Вещества и средства с возбуждающим действием (психостимуляторы): кокаин, фенамин, перветин, эфедрой, «экстази», сиднофен, сиднокарб, кофеин.

(з). Вещества и средства с галлюциногенными свойствами (галлюциногены): гашиш, марихуана, ЛСД, фен-циклидин, псилоцибин, мескалин, ингалянты (бензин, пятновыводители, ацетон, толуол, растворители нитрокрасок, некоторые сорта клея), циклодол, клипсол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Здоровый образ жизни"

Беседа с учащимися второй ступени обучения....

Беседа о здоровом образе жизни.

Это мероприятие предлагается для младших школьников....

Беседа "О здоровом образе жизни"

В беседе рассматриваются такие вопросы, как факторы, определяющие здоровье человека; здоровье- как основная ценность человеческой жизни....

Беседа: «Здоровые привычки – здоровый образ жизни»

Привычка – это склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным, стилем поведения.Давайте перечислим, что относится к полезным и к вредным привычкам.  Вредные привычки:К...

Беседа по пропаганде здорового образа жизни для учащихся 8-9 классов

Цели и задачи: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни;  способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению, алкоголю, наркомании; формировать активную жизненну...

Урок-беседа на тему "Здоровый образ жизни"

Вариант раздаточного материала для отработки разговорной речи по теме "Здоровый образ жизни"...