Советы родителям
статья по теме

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

  • Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала, так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступками.
  • Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но, так же, покажите, что другие могут быть чем-то лучше его.
  • Не забывайте и поощрять других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.

Мы рекомендуем вам выполнить с вашим ребенком ряд упражнений, которые помогут ему лучше осознать себя и сформировать положительное отношение к самому себе:

Игра «Имя»

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, ли оставить свое. Спросите ребенка, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому.

Эта игра может дать вам дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок не доволен собой или хочет быть лучше (в своем осознании), чем есть сейчас.

Проигрывание ситуации

Ребенку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить себя. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Родители и воспитатели могут придумать их, а могут взять реальные ситуации из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании ситуации выполняет один из родителей или другие дети. Иногда после разыгрывания бывает полезно для играющего ребенка поменяться ролями с партнером и «оказаться на месте» того, с кем он общался.

Примеры ситуаций:

- ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

- твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной.

- мама принесла три апельсина: тебе и твоему брату (сестре). Как ты поделишь апельсины. Почему?

- ребята из вашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят тебя принять?

Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

Игра «Я и другие»

Ребенку предлагается рассказать о своем друге, маме, папе, дедушке, бабушке и т.д. важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать о себе, так же выделяя положительные и отрицательные качества, акцентируя внимание на первых.

Часто ребенок с неадекватной самооценкой выполняет в играх лишь подчиненные роли. Две следующие игры помогут вам исправить ситуацию, поскольку возможность почувствовать себя в роли лидера дает большую уверенность в своих силах.

Игра «Зеркало»

а) В эту игру можно играть вдвоем с ребенком и в группе. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок.

б) Принцип игры остается тот же, но ребенок должен изображать кого-либо из общих знакомых или участников группы. «Зеркало» указывает, кого изображал ребенок.

Эта игра будет очень полезна для пассивных, неуверенных в себе детей. Она позволяет ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно, а так же увидеть себя со стороны.

Игра «У нас все можно»

Эту игру можно провести с ребенком в выходной день или во время каникул, когда вы целый день вместе. Суть этой игры заключается в том, чтобы разрешить ребенку все, что он захочет, конечно, за исключением того, что может быть для него небезопасным. Пусть играет, во что хочет, разрешите ему бегать и прыгать. Наберитесь терпения и будьте спокойны. В конце дня попробуйте сесть вместе с ребенком и обсудить с ним все, что произошло за день. Пусть ребенок сам попробует вспомнить ситуации, когда он в своем поведении чем-то мешал другим.. попробуйте придумать с ним вместе другие выходы из этих ситуаций, которые бы устраивали и ребенка и вас.

Эта игра будет полезна для детей как с заниженной, так и с завышенной самооценкой. Эта игра может оказаться трудной для вас, но наберитесь терпения: для наших «лягушек» и «принцев» она может оказаться одной из самых полезных.

Игра «Передача чувств»

Часто детям бывает трудно понять, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам. Для этого можно использовать следующее упражнение, которое лучше проводить в два этапа.

 На первом этапе, когда вы недовольны ребенком, похлопайте его тихонько по плечу, объясняя причины недовольства. Когда вы хвалите своего малыша или поощряете его за какой-либо поступок, поглаживайте его по спине. (Кроме этого, можно использовать и другие движения, которые нравятся детям).

Через несколько дней можно начинать второй этап упражнения. Теперь мы не будем говорить ребенку о своих чувствах, а будем лишь поглаживать или похлопывать его. Пусть он сам попробует догадаться, что вы чувствуете в данный момент и объяснить ему причину этого. Ребенку будет трудно сделать этого, поэтому можно помочь ему.

Упражнение так же направлено на то, чтобы помочь ребенку осознать чувства и желания других людей, которые находятся вокруг него.

Игра  «Магазин»

В качестве товара могут использоваться игрушки ребенка, мелкие сувениры, конфеты. Для этой игры рекомендуется сделать вместе с ребенком из бумаги деньги и написать ценники для каждого товара. Важным условием игры является вежливое отношение между продавцами и покупателями. Таким образом, эта игра полезна для того, чтобы ребенок усвоил правила поведения в магазине.

Возможен другой вариант игры. Магазин без продавца. Дети выбирают товары самостоятельно, но кассир пропускает их при условии, что они скажут, что из этого можно приготовить, или как растут эти овощи и фрукты. Если ответ не понравился кассиру, он не пропускает покупателя, который в этом случае советуется с другими участниками игры и более подробно отвечает на вопрос. Дети могут объединяться в небольшие группы для совместных покупок.

Возможен еще один вариант. Продавец или кассир оценивает ответ и сравнивает оценку за ответ со стоимостью выбранной покупке. Продавец ее или требует доплатить, то есть улучшить ответ.

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

ОБЩЕНИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  • Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и  сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка  будет снята.
  • Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
  • Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует. Что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен.

Предлагаем игры с агрессивными детьми.

Игра «Брыкание»

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Совместные настольные игры.

Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как по одиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-либо фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

Игра «Кулачок»

Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфетку и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

Кукла «Бобо»

Если дать ребенку выплеснуть агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Эта кукла не продается, но вы можете легко сделать ее сами, н-р, из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» - и кукла готова. Можете сделать ее более плотной. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

Иногда и взрослому хочется пинать такую куклу. Не стесняйтесь, сделайте это и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрессивные чувства.

Игра «Взаимоотношения»

Игра построена на обсуждении стихотворения Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Обсудите с ребенком стихотворение, подведите итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Обсудите с ребенком, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба Яга.

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь,

То поверь,

Что в доме проснется старушка, седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

 - Входи, не стесняйся дружок!

На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба Яга.

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК

СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ:

- расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно относиться к новым местам.

- не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от возможных опасностей, в основном, придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

- постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

- привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением. Создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например, на приеме у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки ребенок скован настолько, что здоровается только шепотом, отводя глаза, и не отрываясь от руки матери. Зато, уходя, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.

Игра «Расскажи стихи руками»

Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

Игра «Как поступить»

Для этой игры вам потребуется несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Например, такие:

  1. Все сажают овощи, цветы, деревья, а один ребенок сидит без дела.
  2. Дети собирают урожай, одна девочка набрала так много, что не может удержать их в руках.
  3. Двое детей едят что-то вкусное, а третий нет.
  4. Дети играют, а у одного ребенка нет игрушек.
  5. Ребенок плачет.

Эти картинки лежат на столе изображением вниз. Игру можно начать стихами, загадкой или пословицей. Например:

Одному не под силу – зови товарищей.

Все силы отдай, а друга в беде выручай.

Дети должны, взяв картинку, подобрать свой выход из ситуации. Предложенные ситуации и выходы из них можно разыграть.

Эта игра учит детей быть внимательными, заботиться друг о друге.

Игра «Сказка»

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например, Марина – морская сказка о девочке, которая живет в море.

Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но и развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке своих лучших сторон, а так же преодолению страха перед группой и установлению в ней доброжелательной атмосферы.

Рисунок «Какой я есть и каким бы я хотел быть»

Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке – таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким бы он хотел быть. Работа с рисунками строится на сравнении их особенностей. Сравниваются цвета, которые использовал ребенок в каждом рисунке, поза, настроение, в котором он изображен, окружающая обстановка.

После рисования проводится обсуждение. Оговаривается рисунок каждого ребенка, если рисование проходит в группе. В заключении, ребенок должен сам сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

Разыгрывание ситуаций

Для разыгрывания ситуаций можно предложить застенчивому ребенку следующие ситуации:

- Ты пришел в новую группу, познакомься с детьми и расскажи о себе.

- Ты потерял свою игрушку, подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

- Несколько детей играют во дворе, присоединись к ним.

- К маме с папой пришли гости, покажи им свою комнату, свои игрушки.

Игра «Мудрец»

Взрослый говорит ребенку «Закрой глаза, представь мысленно зеленый луг и большой дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой вопрос, который ты ему задашь. Подойди к мудрецу, задай ему вопрос, который волнует тебя и выслушай ответ. Позади мудреца к дубу прикреплен календарь. Посмотри, какое на нем число». После этого ребенок открывает глаза и делится своей фантазией с окружающими его людьми. Эта игра помогает мысленно преодолеть психологический барьер застенчивости, после чего ребенок становится способен более свободно обращаться с другими людьми и в реальной жизни.

Для этой игры используется спокойная расслабляющая музыка.

Игра «Помоги принцессе»

Принцессу забрал к себе злой дракон и запер ее в своем замке. Замок находится очень далеко, и он со всех сторон окружен водой. Есть только один тоненький мостик, по которому можно подобраться к замку, но чтобы спасти принцессу, нужно еще принести ей «волшебную» воду.

Помещение, в котором проводится игра, оформляется под сказочный интерьер. Ставится «замок» дракона, в котором сидит принцесса. К замку подходит тоненький мостик, по которому должен пройти принц, неся в руках «волшебную» воду.

Эта игра формирует у ребенка уверенность в своих силах.

КОНФЛИКТНЫЙ РЕБЕНОК

СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С КОНФЛИКТНЫМИ ДЕТЬМИ

Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обратите внимание на недружелюбные взгляды друг друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать своих детей. И тогда чаще всего разражаются «бури».

- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.

- После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

- Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, так как дети могут сами найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Предлагаемые игры и упражнения можно использовать индивидуально и с несколькими детьми.

Игра «На кого я похож?»

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «На какое животное он похож?, На какую птицу? И т.п.». Свои варианты может предлагать и сам ребенок.

Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего понимания можно попросить ребенка ответить на вопрос: «Почему он похож на то или иное животное, птицу, и т.п.?».

Рисунок «Мои друзья»

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно нарисовать в виде животных, птиц, деревьев, цветов и т.п. после можно обсудить рисунок с ребенком. Спросить его, кто здесь нарисован? Почему? Рисунок может дать так же информацию об отношениях ребенка с другими детьми. Интересными могут быть ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто-то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что этот ребенок «колется».

Игра «Встреча сказочных героев»

Взрослый подбирает ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик-с-пальчик), ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (Илья Муромец), и т.д. сказочные герои могут быть вымышленными. После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы:

- Что мешало сохранить определенный стиль поведения?

- Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой?

- Каковы сильные и слабые стороны вашего героя?

Эта игра хорошо подходит для коррекции негативных поведенческих реакций, формирования нового опыта, взаимоотношений во время игры.

Ролевая гимнастика

1. Рассказать известное стихотворение следующим образом:

- шепотом;

- с пулеметной скоростью;

- со скоростью улитки;

- как иностранец.

2. Походить как:

- младенец;

- глубокий старик;

- лев.

3. Улыбнуться, как:

- кот на солнышке;

- само солнышко.

4. Посидеть, как:

- пчела на цветке;

- наездник на лошади;

- Карабас-Барабас.

5. Попрыгать,как:

- кузнечик;

- козлик;

- кенгуру.

6. Нахмуриться, как:

- осенняя туча;

- рассерженная мама;

- разъяренный лев.

Эта игра направлена на снятие эмоциональных зажимов, напряжения, она способствует расширению поведенческого репертуара ребенка.

Рисуем сказочных героев

Ребенку предлагается нарисовать различных сказочных героев: добрых и злых, сильных и слабых, умных и глупых, хороших и плохих. После рисования обратить внимание ребенка на особенности рисунка: каким цветом какие герои нарисованы; в какой они позе; какое у них выражение лица. Можно спросить детей, какие герои им больше нравятся и почему; на каких героев они хотели бы быть похожи? Что нужно сделать сказочному герою, чтобы стать таким, каким он нравится ребенку?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение Родителям.Детские советы родителям.

Лирическое стихотворение-напутствие родителям о том, что нужно беречь детскую душу....

для родителей. книга-психолог.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

рассматриваютмя интересные вопросы и пути их решения....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Консультация для родителей "Советы родителям по воспитанию"

Родители – первая общественная среда ребёнка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образо...

Консультация для родителей обучающихся с ОВЗ «Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями. Советы родителям»

Консультация для родителей обучающихся с ОВЗ «Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями. Советы родителям»...

Презентация для работы с родителями "Школьная мотивация: 10 советов родителям"

Эта презентация может быть использована классными учителями при проведении родительских собраний. Она включает в себя описание основных ошибок, которые допускают родители, пытаясьповысить у своих днтн...