Работа с неуспевающими учениками. Рекомендации родителям и учителям.
консультация на тему

Зубова  Наталья  Олеговна

Даны  рекомендации  и  советы  для  оказания  помощи  неуспевающим  или  отстающим  ученикам  со стороны  родителей и  педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА  С  НЕУСПЕВАЮЩИМИ  УЧЕНИКАМИ.  РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ  И  УЧИТЕЛЯМ.

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне (за отведённое время) знаниями, предусмотренными учебной программой.

ОТСТАВАНИЕ – это невыполнение требований  учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие.

Основные группы причин неуспеваемости

  • Педагогические
  • Психологические
  • Нейрофизиологические

Педагогические причины

  • Низкая интенсивность учебной деятельности
  • Низкая эффективность учебной деятельности
  • Пропуски занятий
  • Отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя
  • Недостаток заботы и любви родителей

Психологические причины                                         

  • Несформированность мотивов учебной деятельности
  • Недисциплинированность
  • Нарушения в эмоционально-волевой сфере
  • Большие пробелы в знаниях
  • Большие пробелы в учебных умениях и навыках
  • Низкий уровень познавательных способностей

Нейрофизиологические причины

  • Общая ослабленность организма
  • Слабый тип высшей нервной деятельности
  • Нарушения зрения, слуха, артикуляции
  • Микропоражения коры головного мозга

Система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

  • Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок)
  • Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности
  • Стимулирование учебной деятельности (поощрение)
  • Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
  • Различные формы взаимопомощи
  • Дополнительные занятия учителя с учеником

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

  • В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создать атмосферу доброжелательности при опросе, Снижение темпа опроса

Предложить примерный план ответа

Разрешить пользоваться наглядными пособиями

Стимулировать оценкой, похвалой

  •    При изложении нового материала

Поддерживать интерес при усвоении темы

Привлекать в качестве помощников при подготовке опытов, приборов

  •   В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы

Ссылка на аналогичные задания

Напоминание приёма и способа выполнения задания

Ссылка на правила и свойства

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий

Более тщательный контроль за учебной деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

Для преодоления имеющихся у детей нарушений необходимы  определенные развивающие  упражнения, так как они улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, улучшают мелкую и крупную моторику, повышают способность к произвольному контролю и работоспособность, активизируют интеллектуальные и познавательные процессы, гармонизируют работу головного мозга.

Если на дополнительных занятиях слабоуспевающим детям предлагать специальные задания с диагностической и коррекционно-развивающей направленностью, а не учебного характера, то можно обеспечить положительную динамику развития этих детей

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов
  • Индивидуальный подход к учащемуся
  • Специальная система домашних заданий
  • Усиление работы с родителями
  • Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

  • Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определённым возрастным группам
  • Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, с мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении
  • Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива, установление межпредметных связей в обучении, координация действий с ученическим активом, родителями, общественностью
  •  Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников,  пятиклассников,  десятиклассников  и проведение в необходимых случаях специальных коррегирующих занятий
  • Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование
  • Постоянный контроль за реализацией системы мер по предупреждению неуспеваемости
  • Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости