Возрастные нормы развития речи
консультация на тему

Риманова Рита Михайловна

Представлены возрастные закономерности речевого развития детей от 0 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_normy_razvitiya_rechi.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст (месяцы)

Основные показатели довербального и  вербального развития

Понимание речи

    1

Реакция сосредоточения на  речевое общение с ребенком

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию

(3-6 месяцев)

     2

Улыбка при общении

     3

Комплекс оживления при  общении со взрослым, гуление

     4

Дифференцированность комплекса оживления, смех

     5

Дифференциация направления звука, певучее гуление

     6

Лепет

Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется  некоторым словесным командам («поцелуй маму»,  «дай руку», «нельзя»)

 (6-10 месяцев)

     7

Готовность к совместной игровой деятельности,  ориентация на колокольчик – вызванная реакция

     8

Реакция на незнакомое лицо, повторение  одинаковых слогов: ба-ба-ба

     9

Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»

    10

Ситуативное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией

Ребенок понимает названия отдельных предметов

 (10-12 месяцев), узнает их изображения

(12-14 месяцев),  узнает их на сюжетных картинках

(15-18 месяцев)

    11

Использование 3 лепетных слов с соотнесением

    12

Использование 3-4 лепетных слов с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом

    15

Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста

    18

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

    21

Показывает  три части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов

    24

Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас  минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов

    30

Адекватно использует местоимения я, ты, мне;  повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один»

Ребенок понимает обозначение действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит»), 2-х ступенчатую инструкцию, значения предлогов в привычной  ситуации. Доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев)

    36

Словарный запас 250 слов; использует предложения из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «положи  кубик под чашку», «положи кубик в коробку»

Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее

(2 года 6 месяцев – 3 года)

 Использованы   материалы  Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой.

   

             

Словарь.   На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Если в два года словарный запас у ребенка составляет 250 – 300 слов, то в три года он, как правило, увеличивается до 800 – 1500 слов. Ребенок  уже многое умеет: не стесняется говорить с посторонними, строит грамматически правильные предложения, словарный запас состоит из слов различных частей речи. В  активной речи употребляет слова – названия частей предметов. Появляется словотворчество.

У детей трех лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед); перестановки слогов в слове («замукальные» - музыкальные); перестановки звуков в слове («певрый» - первый); пропуски звуков при их стечении («босой мальчик» - большой мальчик). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель» - корабль).

Грамматический строй. Дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется (до 4 – 5 слов). Появляются сложные предложения.

Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....»,  «я надеюсь, что....». Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Использует в речи приставочные глаголы. Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Может пересказать знакомую сказку близко к тексту. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев.

У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении («я хочу нет» - я не хочу), нарушается оформление связей слов («один колесо»).

Родители  учат детей задавать вопросы, отвечать на них, грамматически правильно оформляя свое высказывание.

       Звукопроизношение. Заучивание наизусть стихотворений и чистоговорок способствует улучшению звукопроизношения: речь становится внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно. Речевое дыхание удлинилось, голос приобрел нужный тембр, ребёнок может регулировать его громкость.

           Ребенок замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи.

           Однако  в произношении  детей этого возраста допускаются некоторые особенности:

  • Согласные произносятся смягченно.
  • Свистящие звуки  (с, з, ц)   произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака»), заменяются: с-ф («фобака»); з-в («вамок» - замок), ц-ф («фыпленок»), с-т («тобака»), з-д («дамок»), ц-т («тветок»).
  • Шипящие звуки (ш, щ, ч, ж) произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются: ш - с, ф; ж – з, в; ч – ц,ть; щ – сь, ть.
  • Звуки Л, Р пропускаются, заменяются звуками ЛЬ, Й.

         

Неправильное произношение  может закрепиться в результате следующих причин:

  • Неправильная речь окружающих. Встречающиеся недочеты в речи родителей поддерживаются в речи детей.

  • Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих.  Они  не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не  вызывают его интереса к произношению.  Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

  • Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованиями говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи  речевые неправильности еще более закрепляются и даже приумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия  его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.

  • Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

                                                                 

                   

             

Словарь. К пяти годам в словаре ребенка около  3000 слов,  в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. Овладевает  многозначностью («ножка»), переносным значением слов («золотые руки»). Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий). Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В речи детей  появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» - царапнул).

            Грамматический строй.  Ребенок должен говорить грамматически правильно оформленными предложениями (из 5 – 6 слов), в которых лишь изредка «мелькают» ошибки при согласовании редко встречающихся в речи или впервые встретившихся ребенку слов.   Эти ошибки быстро исчезают после соответствующих поправок  со стороны взрослых. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными, в которых употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько.  Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к  и т.п.  Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей. Умеет пересказать.

Звукопроизношение. У ребенка совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

  • Исчезает смягченное произношение согласных;
  • Многие звуки произносятся более правильно и четко;
  • Исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т и Д;
  • Исчезает замена шипящих звуков Ш, Щ, Ч, Ж свистящими С, З, Ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки Л, Р.

             

             

Словарь. К шести годам запас слов ребенка увеличивается до 4000. В активном словаре появляются обобщающие слова, абстрактные понятия. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать свое эмоциональное отношение.

           Грамматический строй. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний

           Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными. Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.

          Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (например, он говорит «намакаронился» (съел макароны), «не отсонился» (не выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но, в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта, делает это неудачно.

         Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.  Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

        Звукопроизношение.  В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. У пятилетнего малыша речь чистая, внятная, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте закончился процесс овладения звуками.

Ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова.

                  

             

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое.

 Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).

У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты.

Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Ребенок, если он посещал детский сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи, у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»). Даже к моменту поступления ребенка в школу его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития речи детей 2-го и 3-го года жизни

Развитие речи детей 2-го и 3-го года жизни в онтогенезе....

Буклет " Нормы развития речи"

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, что­бы его ребенок вырос гармонично развитым — был креп­ким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось...

Возрастные особенности развития речи детей

Рекомендации для воспитателей по работе с дошкольниками разных возрастных групп...

Консультация "Возрастные нормы развития речи"

Возрастные нормы развития речи...

Советы родителям: "Возрастные нормы развития речи"

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка.    Очень важно, чтобы родите...