Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
консультация по теме

Переводова Ольга Васильевна

    Данный материал представляет собой описание игр и игровых упражнений для развития тактильного восприятия. Значение сенсорного развития (и развития тактильного восприятия в частности) в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития осязания

(тактильного восприятия)


    Уважаемые родители!

     К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли. Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки. Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, повязывать спину и живот вязаным платком.    Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.


Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Взрослый касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Ребенку предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Он поочередно рассматривает и ощупывает все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Ребенок на ощупь отыскивает в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Взрослый показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.


"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Золушка"

Перед ребенком кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

У играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Взрослый называет предмет, ребенок должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тактильные книги и пособия как дидактический материал и инструмент развития осязания слепых и слабовидящих детей.

Данная статья создана в соавторстве с учителями-дефектологами МБДОУ "Детский сад №120" г. Рязани Ведерниковой Л. И., Мамеевой Г. П., зам. зав. Мелешковой Н. А. Предложенный в статье материал освещался...

памятка для родителей "Развитие ребёнка с врождёнными аномалиями" Развитие тактильного восприятия у тотально слепых детей.

   Незрячие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что в семье их не научили обследовать предметы и д...

Презентация по теме: "Развитие тактильного восприятия при работе с природными материалами"

Презентация по теме: "Развитие тактильного восприятия при работе с природными материалами"...

3. Самодельные игрушки для развития тактильного восприятия детей от рождения до трех лет

Мышление ребенка до 3-х лет непосредственно связано с восприятием – он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Среди всех психических процессов главная рол...

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие тактильного восприятия, как основа сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...

Консультация для родителей «Игры для развития тактильного восприятия»

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем....